Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")
методическая разработка

Бянкина Евгения Ефимовна

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрослого, по полученному опыту взаимодействия взрослого и ребёнка, самостоятельно. Дети воспроизводят элементы игры, исследуют представленные материалы, ощупывают тактильные поверхности. Исходя из комплексного подхода дети раннего возраста получают обширный социокультурный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tematicheskiy_tsentr.pdf560.3 КБ
Файл tematicheskiy_tsentr.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы рассказать об одной из эффективных форм реализации педагогической практики «мягкая педагогика» в группе раннего возраста от 1 года.

Тема: «Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития».

Слайд 2

Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности. 

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как основа для формирования его личности.

Незнание или игнорирование закономерностей развития детей раннего возраста порождает негативные тенденции в практике их воспитания. Одна из этих тенденций выражается в отсутствии образовательных задач, сведении воспитания к обеспечению ухода за ребенком — кормлению, гигиеническим процедурам, прогулкам, что ограничивает перспективы развития, не дает возможности актуализировать богатые резервы возраста.

Другая негативная тенденция связана с широко распространенной в наши дни практикой раннего обучения детей. Многие родители и педагоги ошибочно полагают, что чем раньше начинается подготовка ребенка к школе, тем успешнее его дальнейшее развитие и обучение. Следствие: возраст «подготовки детей к школе» неуклонно снижается. С этой точки зрения детство не имеет значения как самоценный период жизни человека, а рассматривается лишь как этап подготовки ребенка к будущей взрослой жизни.

Имея, новое понимание, нам необходимо научиться выстраивать воспитательно образовательный процесс с учётом возрастных и психологических особенностей данного возраста.

Слайд 3

Главный документ, который показывает направление, в котором нам надо двигаться – это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из пяти образовательных областей стандарта является познавательное развитие, которое предполагает:

  • расширение представлений об окружающем мире (предметном, социальном, природном), доступном непосредственному восприятию ребенка;

• уточнение, обогащение и систематизирование знаний о предметах, людях и их профессиях, животных, растениях, явлениях природы, продуктах питания, блюдах, одежде, обуви, мебели, транспорте, бытовых приборах, орудиях труда, разных материалах и др.;

• обеспечивание полноценного сенсорного развития. Создание условий для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе (зрением, слухом, обонянием, осязанием);

• инициирование разнообразных действий с предметами и материалами, веществами с целью «открытия» их постоянных и переменных свойств (форма, цвет, величина, вкус, запах, фактура, количество, функция, местопол);

• поддерживание развития предметной деятельности, познавательно-исследовательской активности, самостоятельности.

• развитие восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, речи.

Слайд 4

В настоящее время создаются программы (Теремок и др.), методические материалы, которые помогают нам (педагогам) вести воспитательно-образовательную работу с детьми раннего возраста.

Слайд 5

От теории к практике один шаг, а иногда целая пропасть.

Во время работы, начинает возникать множество вопросов:

  • Игра-занятие длится несколько минут
  • Неустойчивое внимание детей
  • Понимание педагога
  • % усвоенного материала
  • Тяжело идут на контакт со взрослым
  • Невозможно поддержать диалог

Особенности детей раннего возраста, требования, которые предъявляются к образовательному процессу, санитарные нормы не позволяют нам пользоваться привычными способами организации ООД (занятий).

Слайд 6

Считаю, что работа по реализации программных задач познавательного развития будет эффективной если выбрать особые формы для представления детям образовательного материала. Для меня такой формой стал «Тематического центра». Который позволяет осуществлять комплексный, системный подход.

Работа в «Тематическом центре» осуществляется согласно примерного комплексно-тематического планирования на 2022-20023 учебный год.

Предполагается еженедельная сменяемость оборудования, материалов и игрушек центра.  Если изучаемый модуль объединяет несколько тем, то основное оборудование остаётся, а к нему подбирается дополнительные материалы. Например: Тема «Зима», является объединяющей, а в неё входят подтемы «Зимние забавы», «Новый год».

Слайд 7

«Тематический центр» является местом притяжения для детей в группе. Он яркий и притягательный. Оборудование, которое находится в центре, не музейные экспонаты, всё можно трогать, брать, играть, исследовать. С помощью центра мы проектируем пространство группы. Используем в образовательном процессе и для организации самостоятельной деятельности малышей. Мы уменьшаем расстояние между взрослым и ребёнком и быстрее вступаем во взаимодействие.

Слайд 8

В «Тематическом центре» проходят игры-занятия, групповая, индивидуальная работа и самостоятельная деятельность детей.

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрослого, по полученному опыту взаимодействия взрослого и ребёнка, самостоятельно. Дети воспроизводят элементы игры, исследуют представленные материалы, ощупывают тактильные поверхности. Исходя из комплексного подхода дети раннего возраста получают обширный социокультурный опыт.

Слайд 9

Цели и задачи, которые я поставила в работе с детьми

Цель: формировать представление об окружающем мире у детей раннего возраста.

Задачи:

1.        Развивать у детей раннего возраста познавательный интерес, творческие способности, умение производить простые игровые действия, различные операции с предметами.

2.        Обогащать сенсорный опыт детей, развивать тактильные ощущения.

3.        Способствовать взаимодействию детей с педагогом и детей друг с другом.

Слайд 10

Цели и задачи по реализации программы самообразования:

Цель: использование эффективных форм работы, которые будут способствовать формированию целостной картины мира у детей раннего возраста.

Задачи:

1.        Изучить психолого-педагогическую литературу по выбранной мною теме самообразования.

2.        Реализовать программу по теме «Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития»

3.        Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.

4.        Просвещать родителей и привлекать к активному сотрудничеству.

Слайд 11

Предполагаемый результат у детей:

К концу учебного года

•        активно проявляет потребность в эмоциональном общении и находиться в поиске разнообразных впечатлений;

•        активно обследует игрушки, бытовые предметы, разные материалы и вещества (бумага, ткань, песок, тесто и др., интересуется ими и разнообразно манипулирует;

•        подражает действиям взрослых;

•        проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;

•        стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами;

•        охотно слушает потешки, детские стихи, песенки, исполнение произведений на музыкальных инструментах;

•        рассматривает предметные картинки и иллюстрации в детских книгах, узнаёт, что на них изображено;

•        по просьбе взрослого может показать названный предмет или его изображение.

Результат деятельности педагога:

Карты описания: подбор игрового оборудования по темам недели.

Дидактические игры, разыгрываемые игровые ситуации.

Итоговое мероприятие по модулям (Осень, Зима, и т.д.)

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»

Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

Оздоровительно- игровой час, как эффективная форма работы для детей раннего возраста

Оздоровительно- игровой час, как эффективная форма работы для детей раннего возрастаЗабота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От здоровья и жизнерадостности детей зависит ихдуховная жиз...

План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.

План  по самообразованию"Развитие  мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....