«Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию»
проект (подготовительная группа)

Слайд 1

Хочу начать свое выступление с отрывка стихотворения Сергея Владимирович Михалкова:

 

В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

- Я поведу тебя в музей! -

Сказала мне сестра.

Вот через площадь мы идём

И входим наконец

В большой, красивый красный дом,

Похожий на дворец!

 

Многие из нас посещали и посещают разные музеи, в том числе в нашем городе Бийске. Но, к сожалению, в связи эпидемиологической обстановкой по короновирусу, гриппу, внебольничной пневмонией мы с детьми  не всегда можем посетить даже наш музей имени Бианки.

Создание в учреждении  «Русской горницы» позволило детям познакомиться с предметами русской старины (прялка, утюги, лампы, чугунки), покачать колыбель, посидеть с чаем и самоваром за столом. Посетив «Русскую горницу» дети предложили создать в группе свой музей – мини-музей транспорта, мини-музей хлеба.

Таким образом, и появилась педагогическая находка «Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию».

 

Слайд 2

Актуальность создания мини-музея обусловлена:

  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» - усиление интереса к истории родного края, активной разработке и реализации региональных и местных краеведческих программ (работа кружков, клубов; активное участие в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество");
  • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"                   N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
  • Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы - патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проведение мероприятий патриотической  направленности.
  • приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

 

Слайд 3

Основной теоретической базой педагогической находки являются научные исследования.

- Так, Альфред Лихтварк утверждал, «…в нашу эпоху нет произведения искусства, которое созерцали бы так внимательно, как современную фотографию», 

- Рейхвейн Адольф считал, что экспозиция музея должна строиться с учетом образовательных задач учреждения,

- Наталья Александровна Рыжова подчеркивала, что «музей - интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей»,

- Елена Гавриловна Ванслова утверждала что, «мы рассматриваем весь мир как огромный музей под открытым небом».

 

Слайд 4

Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию» позволяют решить педагогические функции мини-музея, сформулированные  Натальей Александровной Рыжовой:

Так образовательная функция, предполагает развитие зрительно слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов;

Развивающая функция, обеспечивает активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно физиологических структур, обогащение словарного запаса;

Просветительская функция, способствует формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

Воспитательная функция, позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

 

Слайд 5

Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию осуществлялось в три этапа:

На диагностическом этапе был выявлен уровень форсированности представлений о профессиях у детей дошкольного возраста. Так, отмечено что 47% детей затруднялись в выделении видов транспорта (пассажирский, грузовой, специальный, водный, воздушный).

На развивающем этапе - организована работа по реализации перспективного плана.

И решались задачи, представленные  на слайде:

  1. Развивать визуальную грамотность (формировать навыки смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного).
  2.  Знакомить с некоторыми элементами языка изобразитель­ного искусства, с видами, жанрами.
  3.  Приобщать к музейной среде, воспитывать бережное от­ношение к предметам музея.
  4.  Развивать творческие способности при изготовлении экспонатов мини-музея.
  5. Формировать навыки взаимного общения по поводу ис­кусства.
  6. Привлечь родителей к формированию представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию.

 

На итоговом этапе сформулированы выводы по результатам изучения  сформированности представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию, выявлена динамика и эффективность данной работы. И составлены рекомендации для родителей.

 

Слайд 6

При создании мини-музея ориентировались на принципы сформулированные Натальей Александровной Рыжовой:

Принципы представлены на слайде.

Хочется отметить следующие:

Так принцип интеграции – наш мини-музей создан с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения, помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов.

Принцип научности - экспонаты достоверно отражают тему мини-музея, объясняют различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне (например, выращивание хлеба).

Принцип природосообразности - учитываются психо-физиологические особенности детей, создаются условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип культуросообразности - мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип гуманизации - мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании.

Принципы динамичности и вариативности - мини-музей периодически меняется: одни экспонаты убираются, другие — добавляются.

Принцип разнообразия - экспонаты разнообразны по форме, содержанию и размерам. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип экологичности – в мини-музее экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения.

Принцип безопасности – ребенок может свободно достать до любого уголка мини-музея.

Принципы глобализма и регионализма - музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

Принцип креативности - этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

Принцип непрерывности - мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.

Принцип партнерства - мини-музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

 

О принципах деятельности и интерактивности, - рассказу вам на мастер-классе

Принципы деятельности и интерактивности - мини-музей предоставляет ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети играют с экспонатами, дополняют музей собственными работами, создают экспонаты непосредственно в мини-музее. Например, в музее транспорта детьми изготовлен транспорт будущего, в музее хлеба – изготовлены хлебобулочные изделия из соленого теста.

 

Слайд 7

Работа в  мини-музее осуществлялась в следующем порядке:

- вначале дети вместе с родителями выбирали его тему;

- затем был составлен перечень экспонатов;

- выбрано место для размещения;

- родители, приносили экспонаты и помогали в оформлении;

-  были подобраны литература, видеофильм, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы;

- на этапе функционирования мини-музея организованы экскурсии, беседы, игры, презентации.

 

Слайд 8

Так, мини-музей «Транспорт» проведена следующая работа:

  • организовано педагогическое наблюдение сформированности представлений о транспорте детей средней группы.
  • для проведения совместной деятельности, индивидуальной работы подобрана методическая литература, составлен перспективный и тематический план, оформлена предметно-развивающая среда (сюжетно-ролевая игра «Автобус», «Самолет», дидактические игры).
  • подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед с экспонатами мини-музея (вид транспорта, какого он цвета, из чего состоит).
  • создан «Альбом транспорта прошлого и настоящего». В нем прослеживается вся эпоха появления транспорта, от телеги до современного транспорта.
  • детям предложено сконструировать любой вид транспорта  из конструктора  и составить рассказ о нем. Так в мини-музее появилась выставка «транспорт будущего» с рассказами детей.
  • созданы альбомы «Специальный транспорт», «Военный транспорт», макет дороги с пешеходным переходом.

В ходе деятельности в мини-музее дети познакомились с такими понятиями как: транспорт, специальный транспорт, военный транспорт, пассажирский транспорт; с профессиями: водитель, пилот, танкист, вертолетчик.

 

Слайд

При проведении занятия по ознакомлению с окружающим  - выяснилось, что у детей недостаточные представления о хлебе, о профессиях людей которые выращивают хлеб. С помощью игрового персонажа Незнайки привлекла детей к созданию мини-музея «Хлеб»:

  • с помощью родителей были  собраны книги, альбом с произведениями искусства, картотека с загадками, стихами и произведениями о хлебе;
  •  подобраны фотографии выращивания и уборки хлеба;
  • мини-музей дополнили колоски злаковых культур, крупы и мука, разные виды макарон;
  • с помощью мам оформлен альбом «Рецепты наших мам» (изготовление хлеба разными народами, представителями которых являются воспитанники группы);
  • создана картотека пальчиковых игр и динамических упражнений, связанных с хлебом;
  • сделан макет русской печки.

В ходе деятельности в мини-музее дети познакомились с такими понятиями как: сноп, серп; с профессиями: хлебороб, агроном, пекарь, комбайнер, мукомол.

 

Слайд

Системный подход, специальное планирование, систематизация материала и дополняющие друг друга методы и приёмы по формированию представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию обеспечили следующие результаты:

- реализован перспективный план;

- дети знакомы  с некоторыми элементами языка изобразитель­ного искусства, с видами, жанрами; приобщаются к деятельности в музейной среде;

- у них развиваются творческие способности при изготовлении экспонатов.

- родители участвуют в формировании представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию. Они посещают музей не только в нашем городе, но и Санкт-Петербурге «Зимний дворец Петра I», «Государственный Эрмитаж», «Государственная Третьяковская галерея». Дети делятся друг с другом информацией об этих посещениях. В дальнейшем в группе планируем сделать музей  - Российская армия.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_pednahodka_bocharova_sosh_34_ot_19.10-szhatyy.pdf480.85 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация Отчет о проделанной работе по теме самообразования « Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через интерактивные технологии»

Цель:  - Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.-Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности...

Мастер-класс на тему: «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологий"

Цель:  Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании предпринимат...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через инновационy технологию "друдлы".

Статья посвящена использованию техники "друдлы" в формированию у старших дошкольноков функциональной грамотности....