«Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию»
проект (подготовительная группа)
Слайд 1
Хочу начать свое выступление с отрывка стихотворения Сергея Владимирович Михалкова:
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идём
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец!
Многие из нас посещали и посещают разные музеи, в том числе в нашем городе Бийске. Но, к сожалению, в связи эпидемиологической обстановкой по короновирусу, гриппу, внебольничной пневмонией мы с детьми не всегда можем посетить даже наш музей имени Бианки.
Создание в учреждении «Русской горницы» позволило детям познакомиться с предметами русской старины (прялка, утюги, лампы, чугунки), покачать колыбель, посидеть с чаем и самоваром за столом. Посетив «Русскую горницу» дети предложили создать в группе свой музей – мини-музей транспорта, мини-музей хлеба.
Таким образом, и появилась педагогическая находка «Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию».
Слайд 2
Актуальность создания мини-музея обусловлена:
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» - усиление интереса к истории родного края, активной разработке и реализации региональных и местных краеведческих программ (работа кружков, клубов; активное участие в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество");
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
- Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы - патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проведение мероприятий патриотической направленности.
- приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Слайд 3
Основной теоретической базой педагогической находки являются научные исследования.
- Так, Альфред Лихтварк утверждал, «…в нашу эпоху нет произведения искусства, которое созерцали бы так внимательно, как современную фотографию»,
- Рейхвейн Адольф считал, что экспозиция музея должна строиться с учетом образовательных задач учреждения,
- Наталья Александровна Рыжова подчеркивала, что «музей - интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей»,
- Елена Гавриловна Ванслова утверждала что, «мы рассматриваем весь мир как огромный музей под открытым небом».
Слайд 4
Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию» позволяют решить педагогические функции мини-музея, сформулированные Натальей Александровной Рыжовой:
Так образовательная функция, предполагает развитие зрительно слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов;
Развивающая функция, обеспечивает активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно физиологических структур, обогащение словарного запаса;
Просветительская функция, способствует формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
Воспитательная функция, позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Слайд 5
Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию осуществлялось в три этапа:
На диагностическом этапе был выявлен уровень форсированности представлений о профессиях у детей дошкольного возраста. Так, отмечено что 47% детей затруднялись в выделении видов транспорта (пассажирский, грузовой, специальный, водный, воздушный).
На развивающем этапе - организована работа по реализации перспективного плана.
И решались задачи, представленные на слайде:
- Развивать визуальную грамотность (формировать навыки смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного).
- Знакомить с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, с видами, жанрами.
- Приобщать к музейной среде, воспитывать бережное отношение к предметам музея.
- Развивать творческие способности при изготовлении экспонатов мини-музея.
- Формировать навыки взаимного общения по поводу искусства.
- Привлечь родителей к формированию представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию.
На итоговом этапе сформулированы выводы по результатам изучения сформированности представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию, выявлена динамика и эффективность данной работы. И составлены рекомендации для родителей.
Слайд 6
При создании мини-музея ориентировались на принципы сформулированные Натальей Александровной Рыжовой:
Принципы представлены на слайде.
Хочется отметить следующие:
Так принцип интеграции – наш мини-музей создан с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения, помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов.
Принцип научности - экспонаты достоверно отражают тему мини-музея, объясняют различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне (например, выращивание хлеба).
Принцип природосообразности - учитываются психо-физиологические особенности детей, создаются условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип культуросообразности - мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип гуманизации - мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании.
Принципы динамичности и вариативности - мини-музей периодически меняется: одни экспонаты убираются, другие — добавляются.
Принцип разнообразия - экспонаты разнообразны по форме, содержанию и размерам. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип экологичности – в мини-музее экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения.
Принцип безопасности – ребенок может свободно достать до любого уголка мини-музея.
Принципы глобализма и регионализма - музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.
Принцип креативности - этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
Принцип непрерывности - мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.
Принцип партнерства - мини-музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.
О принципах деятельности и интерактивности, - рассказу вам на мастер-классе
Принципы деятельности и интерактивности - мини-музей предоставляет ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети играют с экспонатами, дополняют музей собственными работами, создают экспонаты непосредственно в мини-музее. Например, в музее транспорта детьми изготовлен транспорт будущего, в музее хлеба – изготовлены хлебобулочные изделия из соленого теста.
Слайд 7
Работа в мини-музее осуществлялась в следующем порядке:
- вначале дети вместе с родителями выбирали его тему;
- затем был составлен перечень экспонатов;
- выбрано место для размещения;
- родители, приносили экспонаты и помогали в оформлении;
- были подобраны литература, видеофильм, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы;
- на этапе функционирования мини-музея организованы экскурсии, беседы, игры, презентации.
Слайд 8
Так, мини-музей «Транспорт» проведена следующая работа:
- организовано педагогическое наблюдение сформированности представлений о транспорте детей средней группы.
- для проведения совместной деятельности, индивидуальной работы подобрана методическая литература, составлен перспективный и тематический план, оформлена предметно-развивающая среда (сюжетно-ролевая игра «Автобус», «Самолет», дидактические игры).
- подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед с экспонатами мини-музея (вид транспорта, какого он цвета, из чего состоит).
- создан «Альбом транспорта прошлого и настоящего». В нем прослеживается вся эпоха появления транспорта, от телеги до современного транспорта.
- детям предложено сконструировать любой вид транспорта из конструктора и составить рассказ о нем. Так в мини-музее появилась выставка «транспорт будущего» с рассказами детей.
- созданы альбомы «Специальный транспорт», «Военный транспорт», макет дороги с пешеходным переходом.
В ходе деятельности в мини-музее дети познакомились с такими понятиями как: транспорт, специальный транспорт, военный транспорт, пассажирский транспорт; с профессиями: водитель, пилот, танкист, вертолетчик.
Слайд
При проведении занятия по ознакомлению с окружающим - выяснилось, что у детей недостаточные представления о хлебе, о профессиях людей которые выращивают хлеб. С помощью игрового персонажа Незнайки привлекла детей к созданию мини-музея «Хлеб»:
- с помощью родителей были собраны книги, альбом с произведениями искусства, картотека с загадками, стихами и произведениями о хлебе;
- подобраны фотографии выращивания и уборки хлеба;
- мини-музей дополнили колоски злаковых культур, крупы и мука, разные виды макарон;
- с помощью мам оформлен альбом «Рецепты наших мам» (изготовление хлеба разными народами, представителями которых являются воспитанники группы);
- создана картотека пальчиковых игр и динамических упражнений, связанных с хлебом;
- сделан макет русской печки.
В ходе деятельности в мини-музее дети познакомились с такими понятиями как: сноп, серп; с профессиями: хлебороб, агроном, пекарь, комбайнер, мукомол.
Слайд
Системный подход, специальное планирование, систематизация материала и дополняющие друг друга методы и приёмы по формированию представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию обеспечили следующие результаты:
- реализован перспективный план;
- дети знакомы с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, с видами, жанрами; приобщаются к деятельности в музейной среде;
- у них развиваются творческие способности при изготовлении экспонатов.
- родители участвуют в формировании представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию. Они посещают музей не только в нашем городе, но и Санкт-Петербурге «Зимний дворец Петра I», «Государственный Эрмитаж», «Государственная Третьяковская галерея». Дети делятся друг с другом информацией об этих посещениях. В дальнейшем в группе планируем сделать музей - Российская армия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 480.85 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация Отчет о проделанной работе по теме самообразования « Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через интерактивные технологии»
Цель: - Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.-Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности...

Мастер-класс на тему: «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологий"
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании предпринимат...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"
Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через инновационy технологию "друдлы".
Статья посвящена использованию техники "друдлы" в формированию у старших дошкольноков функциональной грамотности....