КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Самое важное место в жизни ребёнка занимает игра. Дети играют в самые разнообразные игры: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные и др. Игра – основной вид деятельности детей. Игра имеет две цели: первая игровая, благодаря которой ребёнок действует, а вторая- обучающая, которую преследует взрослый. Очень важно, чтобы эти цели друг друга дополняли и помогали в усвоение обучающей программы.
Дидактическую игру можно применить при освоении любого изучаемого материала и проводить на занятиях, а так же она может быть представлена , как особый вид деятельности.
Для умственного развития детей большое значение имеет владение дошкольниками математическими представлениями.
Дети дошкольного возраста осуществляют обучение математике в основном на занятиях. Они получают элементарные математические представления в области измерения и счёта ( могут свободно считать различные предметы, знать, как можно получить число, сравнивать числа, измерять ширину, высоту , длину предметов и т.д.) и приобретают элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Для детей дошкольного возраста игра имеет большое значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для них – учеба. Игра для детей – способ познать окружающий мир.
Желание играть у детей дошкольного возраста необходимо направлять и использовать в решении определенных образовательных задач. Игра будет воспитывать и обучать, если она будет включена в педагогический процесс . Организуя жизнь детей в игре и руководя ей воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на волю, на чувства, и на поведение в целом. Играя, ребенок приобретает новые умения, навыки, знания.
Математика играет главную роль в умственном развитии ребёнка.
Чтобы развить математические способностей детей в дошкольном возрасте наиболее широко используются дидактические игры. Все виды дидактических игр (предметные, настольно – печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно – печатные, как правило, в свободное от занятий время.
Педагог должен формировать у детей умения использовать приобретенные в ходе занятий знания в новых условиях, привлекательных для дошкольников.
На начальном этапе по формированию математических представлений у детей , педагоги чаще всего используют игры, в которых у дошкольников формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» )и др.
Иногда дидактические игры не дают ожидаемого результата, и причиной этого может быть то, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения. Вследствие этого дидактические игры превращаются в занятие, где воспитателю отводится роль руководителя, диктующего, что нужно делать, в результате ограничивается и самостоятельность детей.
Для развития умственного воспитания дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических играх с загадками развивается умение самостоятельно решать умственные задачи, наблюдательность. Каждая загадка представляет собой логическое задание, которое содержит вопрос и признаки загаданного предмета.
Во время организации деятельности детей, педагог развивает в каждом ребёнке стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).
Также необходимо помнить, что игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм. Он должен знать не только, как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей.
Я, как воспитатель детского сада ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей мышление, внимание, память, воображение, так как без этих качеств невозможно развитие ребёнка в целом.
На занятиях с детьми моей группы по формированию элементарных-математических представлений я заметила, что дети нашей группы не могут ответить на поставленный вопрос, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
Меня ,как педагога это очень взволновало и насторожило, и мною было принято решение провести анализ знаний, который помог мне выявить детей, особо нуждающихся в помощи педагога.
Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.
Я работаю углублённо над темой: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольного возраста».
Занятия по математике стараюсь проводить в игровой форме или по сюжету сказок - например: я спрашивала у детей: - «Ребята, Вы любите сказки? – «А какие сказки знаете?» – «Сейчас я Вам загадаю загадку, а вы отгадайте её:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке …
(Колобок)
Сегодня мы познакомимся с новой сказкой о Колобке, который любит математику.
Жил весёлый Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл,
По дорожке покатился,
В густом лесу очутился.
Сравнивая две группы предметов, располагала их, то на нижней, то на верхней полоске счетной лесенке. Это я делаю,для того, чтобы у детей не возникло ошибочного представления о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней.
Например: «Ребята, давайте поможем посчитать Зайцу морковку. Сначала посчитаем зайчат. (Один, два, три, четыре, пять). Всего пять зайчат, на нижней лесенке. Зайчата, очень любят есть морковку. Давайте угостим зайчиков морковкой. ( Одна, две, три, четыре). Всего четыре морковки.
Посмотрите, дети один зайчик сидит очень грустный. Почему? Потому что ему не хватило одной морковки.
Кого больше? Чего меньше ? Зайчат или морковки?
Зайчат больше, чем морковки, а морковки меньше, чем зайчат. Зайчат 5,
морковки 4, а число 4 меньше числа 5.
Что надо сделать, чтобы зайчат и морковки стало поровну?
Надо добавить одну морковку или убрать одного зайца.
Вспоминаем с детьми стихи, потешки, считалки, загадки.
Например: Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Разнообразие дидактических игр, упражнений, использованных на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счёта помогают таблицы, со сказочными героями, направляющие к Вини – Пуху в гости. Кто будет первым? Кто идет второй? И т.д. Детям очень нравится играть в игру: «Закончи предложение»
Завтракаем мы утром, а ужинаем…(вечером).
Спим мы ночью, а делаем зарядку …(утром).
Днем мы обедаем, а завтракаем…(утром).
Солнце светит днем, а луна…(ночью).
Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем).
А еще детям нравится играть в подвижную игру: «День и ночь».
Я включала веселую музыку, и говорила, что наступил «День», дети веселились, танцевали, играли. А когда я выключала музыку и говорила «Ночь», дети замирали.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Сначала я научила детей ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) Давала детям такие задания, как подними правую руку, покажи левую ногу, и т.д.
Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе.
Для закрепления знаний о форме, геометрических фигур с целью повторения материала младшей группы предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, проводила игру типа – «Лото». Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли.
Занимаясь с детьми, я поняла, что дети Егор и Злата плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные.
В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Такие игры как: «Найди фигуру, чем отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, я даю детям задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «Собери бусы».
Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождем.
Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, поня...
Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...

Дидактический материал для педагогов «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Весёлая математика»
Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В п...

Консультация для воспитателей: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей с примером математических дидактических игр...

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий....