Практикум для детей и родителей «Скоро в школу!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Практикум для детей и родителей «Скоро в школу!»
Задачи:
- Формирование у родителей навыков анализа мотивационной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
- Совершенствование способностей родителей выстраивать партнерские и сотруднические отношения со специалистами дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе.
Оборудование: мультимедийная и звуковоспроизводящая аппаратура; тетрадные листы в клетку (4 шт.); доска с простыми карандашами и цветными карандашами (красный, синий, зеленый) (по количеству участников); бланки анкеты для детей «Хочу ли я в школу»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 254.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для детей и родителей «Скоро в школу!»
Задачи:
- Формирование у родителей навыков анализа мотивационной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
- Совершенствование способностей родителей выстраивать партнерские и сотруднические отношения со специалистами дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе.
Оборудование: мультимедийная и звуковоспроизводящая аппаратура; тетрадные листы в клетку (4 шт.); доска с простыми карандашами и цветными карандашами (красный, синий, зеленый) (по количеству участников); бланки анкеты для детей «Хочу ли я в школу»
Ход занятия
- Вводная часть
Родители с детьми рассаживаются на стульчики (родитель со своим ребенком). Педагог-психолог приветствует участников занятия и предлагает выполнить вместе упражнение.
Упражнение «Любим мы свой детский сад» (С. Питиримов)
Задачи: развитие сплоченности детско-родительского коллектива; развитие чувства эмпатии у детей и родителей; настроить участников на совместное занятие.
Инструкция. Педагог-психолог произносит текст стихотворения и выполняет движения, родители с детьми повторяют их.
Любим мы свой детский сад, В нем полным-полно ребят. Раз-два-три-четыре-пять, Жаль, что всех не сосчитать, Может, сто их, может, двести. Хорошо, когда мы вместе! | Хлопки в ладоши Левой и правой рукой «нарисовать» в воздухе круг Загибать пальцы на левой руке На левой руке показать указательный палец, на правой большим и указательным пальцев кольцо, остальные полусогнуты На правой руке показать указательный палец, на левой большим и указательным пальцев кольцо, остальные полусогнуты Хлопки в ладоши |
Беседа «Скоро в школу»
Задачи: обратить внимание родителей на необходимость формирования у детей учебно-познавательной мотивации к обучению в школе.
Педагог-психолог. Ребята, вы скоро пойдете в школу. Когда все дети идут в школу? (Ответы детей) А какое это время года? (Ответы детей) (Обращается к родителям) Хотите ли вы, чтобы ваши дети пошли в школу? (Ответы родителей) А почему? Запишите, пожалуйста, свой ответ на листе (Обращается к детям) А вы хотите пойти в школу? Почему?
Педагог-психолог добивается, чтобы ответил каждый ребенок. Затем он повторяет ответы детей.
По ответам будущих первоклассников педагог-психолог делает для родителей вывод о сущности ведущего мотива учебной деятельности.
Педагог-психолог. (Обращается к родителям) Совпадает ли мотивация обучения в школе у детей с вашими ожиданиями? (Ответы родителей)
Комментарии психолога. Желание пойти в школу и успешность учебной деятельности во многом обусловлены мотивами ребенка подготовительной к школе группы. Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный (стремление к новой роли – школьника), познавательный (узнать новое и интересное в школе) и оценочный (желание услышать одобрение взрослого). Только тогда можно говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе. Внешние по отношению к самой учебе мотивы (например, интерес к школьной атрибутике) и игровые мотивы быстро угасают и свидетельствуют о мотивационной неготовности к учебной деятельности. Родителям необходимо обратить внимание на необходимость формирования у своих детей учебно-познавательной мотивации к обучению в школе.
- Основная часть
Упражнение «Слушаем и рисуем»
Задачи: развивать у детей слуховое внимание, концентрацию, объем, распределение внимания, произвольность; развивать умение анализировать учебное задание; тренировать мелкую моторику; развивать пространственную ориентацию на листе; проанализировать родителям уровень развития у детей умения слушать, точно выполнять указания взрослого, оценивать правильность выполнения задания, способность ребенка работать самостоятельно.
Инструкция. Педагог-психолог читает детям и родителям тексты, затем предлагает им нарисовать рисунок, точно отражающий услышанное.
«В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа – морковки. Глаза – из треугольников».
«На полке лежат три кубика разных размеров и цветов: синий, зелёный, красный. Самый большой кубик не красного и не зеленого цвета. Кубик поменьше не зеленого и не синего цвета. Какого цвета самый маленький кубик? Нарисуйте кубики».
После того как работы будут выполнены, на экране представляется слайд с рисунками, отражающими содержание текста. Дети и родители могут проверить правильность выполнения задания.
Игра «Найди слово с заданным звуком»
Задачи: развивать у детей зрительное внимание, мышление, фонематический слух. Закреплять знания о звуках.
Инструкция. Посмотреть на картинки, найти в названии которых есть звук У. Назови эти картинки.
Упражнение «Выполни движения»
Задачи: развивать у детей межполушарное взаимодействие, умение различать правую и левую стороны на теле; обратить внимание родителей на умение детей ориентироваться в пространстве.
Инструкция. Упражнение выполняется в парах (родитель-ребенок)
- Поздороваться друг с другом правыми руками.
- Послать друг другу воздушный поцелуй левой рукой.
- Щелкнуть пальцами правой руки над головой.
- Коснуться указательным пальцем левой руки кончика носа друг друга.
Игра «Четвертый лишний»
Задачи: развивать у детей внимание, логическое мышление; обратить внимание родителей на умение детей исключать предмет.
Инструкция:На проекторе изображены различные предметы, объединенные в группы. Детям с помощью родителей предлагается определить, какой предмет в группе является лишним, обосновывая свой ответ различными доводами.
Пальчиковая гимнастика с применением нетрадиционного оборудования
Игра с мячиком Су-Джок
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапку кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк – Мяч летает между рук. | Дети катают мяч в руках (вперед-назад, вправо влево между ладоней) Катают мячик по ладоням круговыми движениями Поочередно крепко сжимают и разжимают мяч в ладонях Кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика. Меняют руку.Передают мяч из одной руки в другую |
Игра с зубными щетками
Раз, два, три, четыре, пять – В лес идем мы погулять! За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной, Землянику мы найдем И братишке отнесем! | Под счёт растирают щеткой подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого. Растирают щеткой ладонь, меняют руку большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец. Растирают щеткой ладонь. |
Игра с шестигранным карандашом
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! | Крутят карандаш между ладонями. Пропускают между пальцами, удерживая в определенном положении. Крутят карандаш между ладонями. |
Игра «Придумай рассказ по серии картинок»
Задачи: упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним. Закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами. Учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
Инструкция. Определите правильную последовательность картинок, с чего начинается сюжет, чем заканчивается. Разложите картинки по порядку. Придумайте короткий рассказ по картинкам.
«Графический диктант»
Задачи: обратить внимание родителей на уровень развития у детей произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук, умений слушать, слышать, понимать, выполнять указания взрослого, действовать по его инструкции, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого; проанализировать родителям трудности, возникающие у детей в процессе выполнения заданий, наметить родителям необходимый план развивающей работы с ребенком.
Инструкция. Работу выполняют дети. Родители наблюдают за правильностью выполнения задания детьми, могут помочь своему ребенку.
Педагог-психолог. Мы будем рисовать по клеточкам. Начинать надо с точки, которая отмечена на ваших листах. Будьте внимательными. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеточек. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что делать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Когда я скажу провести одну клеточку вправо, вы проведете линию вправо на одну клеточку. Покажите рукой, в какую сторону вы будете проводить линию вправо.
Поставьте карандаш на отмеченную точку. Внимание! Одна клеточка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клеточка вправо. Одна вверх. Одна вправо. Одна вверх. Одна вправо. Одна вверх. Три вправо. Одна вниз. Одна вправо. Одна вниз. Одна вправо. Одна вниз. Одна вправо. Одна вниз. Одна влево. Четыре вниз. Семь клеток влево. Четыре вверх. И одну влево.
Наш рисунок закончен. Что вы нарисовали? (Ответы детей). А теперь дорисуйте домик. На крыше напишите слово «школа». Если кто-то не знает, как писать буквы, родители помогут.
На экране представляется правильный рисунок. Родители и дети проверяют правильность выполнения задания.
Комментарии психолога. По ходу выполнения задания родителям необходимо для себя отметить, какой рукой рисует ребенок, как он работает на листе (путает ли направления, рисует по клеткам или не может провести прямые линии), быстро или медленно проводит линии, отвлекается ли во время работы, высказывания и вопросы во время рисования, сверяет ли после окончания работы рисунок с образцом.
- Заключительная часть
Педагог-психолог предлагает родителям и детям в окошках нарисованного домика нарисовать смайлик (грустный, веселый, нейтральный), отвечая на вопрос: «Понравилось ли мне занятие?»
Задача: проанализировать отзыв детей и родителей после практикума.
Затем педагог-психолог предлагает родителям в домашней обстановке провести беседу со своим ребенком по вопросам анкеты для детей «Хочу ли я в школу?» с целью выявления у него мотивации к обучению в школе.
АНКЕТА «ХОЧУ ЛИ Я В ШКОЛУ?»
Предлагаем Вам в домашней обстановке провести беседу со своим ребенком по вопросам анкеты для детей «Хочу ли я в школу?» с целью выявления у него мотивации к обучению в школе. Наблюдать за предпочитаемыми занятиями детей в домашних условиях (например, предпочтение спонтанной игровой деятельности ребенком старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о мотивационной неготовности к учебной деятельности). Если ребенок задает вопросы о школе, играет в «школу» (и при этом предпочитает роль ученика, а не учителя), для него значима положительная оценка взрослого, и он старается ей соответствовать; если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать и может это делать достаточно долго (15-30 минут) – все это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению (М.Н. Полякова).
Обратитесь к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксируйте его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставьте плюс (1 балл), если нет – оставьте пустое место.
Анкета «Хочу ли я в школу?
№ | Вопрос | Согласен (1 балл) | Не согласен (0 баллов) |
Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. | |||
Мне интересно, какие у нас будут уроки. | |||
Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс. | |||
Интересно, что в школе предлагают на завтрак? | |||
Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы. | |||
Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться. | |||
Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена. | |||
Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду. | |||
Мне хочется в школу потому, что многие ребята из моего дома уже учатся. | |||
Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году. |
Подсчет результатов.
1-3 балла – ребенок полагает, что неплохо живет и без школы (Следует задуматься!)
4-8 баллов – да, хочется идти в школу (Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения)
9-10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 11 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СКОРО В ШКОЛУ"
Этот семинар очень хорошо проводить во втором полугодии в подготовительной группе.Провести может и воспитатель, и педагог-психолог, и логопед, а лучше когда все вместе. Семинар- практикум ...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...

Совместное мероприятие для детей и родителей " Скоро в школу"
Мероприятие направлено на подготовку детей и родителей к школе....

Семинар практикум с родителями "Скоро в школу мы пойдем"
Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению....

Консультации для родителей: "Скоро в школу", "Активные дети", "Плохое поведение", "Ребенок берет чужие вещи","Страх перед школой"
Часто в дошкольном возрасте родители сталкиваются с такими вопросами, почему дети боятся темноты и одиночества, из-за чего появляется детская тревога, почему будущий первоклассник боится школы, зачем ...

Круглый стол для родителей детей подготовительной группы "Скоро в школу!", презентация к практикуму
Устойчивые положительные результаты педагогической работы возможны при взаимодействии всех участников образовательных отношений. В предлагаемой презентации даны виды готовности ребёнка к школьному обу...

Практикум для родителей "Скоро в школу"
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам развития детей при подготовке к школе...





