Долгосрочный проект "Формирование патриотизма у детей 5-7 лет через обогащение РППС"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кулакова Вера Сергеевна

Представлена теоретическая часть проекта. А так же презентация для защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_patriotizma_cherez_obogashchenie_rpps.docx153.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Формирование патриотизма у детей 5-7 лет через обогащение РППС»


Авторы проекта:

Кулакова В. С., воспитатель

2024 г.

"Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца"

К. Паустовский.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. И с этим согласятся многие.

Проблема

Оформление уголка патриотического воспитания в полном объеме не отвечает требованиям ФОП ДО, не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы, эстетика оформления

уголка не обеспечивает эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей.

Актуальность темы:

В последнее время чрезвычайно актуальной стал проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.

Патриотический уголок в ДОУ является полезным развивающим фактором и способствует воплощению воспитательных задач. В дошкольном периоде ребенок воспринимает только ближайшее окружение, поэтому наполнение патриотического уголка в нашей группе мы выбирали в этом ракурсе: дом, семья, родной поселок, город, страна.

Наполнение уголка направлено на воспитание любви к природе, семье и старинным предметам.

Тип проекта: практико - ориентированный

По количеству участников: групповой

По времени проведения: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов детей и родителей по организации РППС в группе.

Продукт проектной деятельности: уголок по патриотическому воспитанию соответствующий условиям ФОП ДО, основной образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Продолжительность проекта: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.

Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности.

Задачи патриотического уголка:

• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,

• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

• формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.

• формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Направления патриотического уголка:

• Моя страна.

• Мой родной край (область)

• Мой город.

• Моя семья.

Формы реализации: беседы, викторины, экскурсии, знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов, использование детских художественных произведений, в том числе фольклорных, показ иллюстраций, фильмов, слайдов, ознакомление с продуктами народного творчества, организация тематических выставок, участие в общественных и календарных праздниках и другое.

Этапы работы

1. Разработка идей оформления (сентябрь - октябрь)

2. Поиск материалов(ноябрь)

3. Привлечение детей и родителей (декабрь)

4. Изготовление пособий (ноябрь - апрель)

5. Оформление уголка (на протяжении всего периода проекта)

6. Пополнение новыми материалами(на протяжении всего периода проекта)

Содержание патриотического уголка в старшей группе детского сада может включать следующие направления:

  • «Моя семья». Семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
  • «Родной город». Иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт».
  • «Мой край». Символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
  • «Родная страна». Карта России, природные зоны страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).
  • «Защитники Отечества». Иллюстрации, тематические папки на темы «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».
  • «Приобщение к истокам русской народной культуры». Иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь».
  • «Духовно-нравственное воспитание». Материал, дающий детям первоначальное представление о православии. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
  • «Великие соотечественники». Портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
  • «Наша планета Земля». Глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

В каждом детском саду и конкретной группе уголок может быть адаптирован для детей разных возрастов с учётом их интересов и уровня понимания

Предполагаемый результат:

1. Повышен уровень собственной профессиональной компетентности

2. Организован уголок по патриотическому воспитанию согласно условиям ФОП, который способствует патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей.

3. Создан проект современной предметно-развивающей среды в условия группы для повышения качества дошкольного образования;

4. Систематизирован и упорядочен накопленный материал; рационально размещен в условиях группы;

5. Родители содействуют созданию уголка .

6. Расширятся знания и представления детей о родном городе;

7. Благодаря проекту, у детей сформируется чувство ответственности за свою семью, чувство гордости за свой город, свою Малую Родину;

8. Дети с уважением относятся к труду взрослых, любят природу родного края и бережно к ней относятся.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Сентябрь

«Моя семья»

1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3 .Рисование на тему «Я и моя семья».

4 .Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

#1056;абота с родителями: изготовление генеалогического древа семьи .

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу».

1. Прогулка «Мой детский сад»

2. «Наши добрые дела» (сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории).

3. Составление коллективного рассказа детьми о родном поселке.

4 .Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

#1054;формление папки-передвижки «Мой любимый поселок»

Ноябрь

«Наша Родина – Россия»

1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2. «Государственная символика России» (прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага)

#1041;еседа « Край ты мой»

#1056;исование «Национальный костюм»

5. Работа с родителями: консультация «Воспитываем патриотов»

Декабрь

« Москва –главный город нашей Родины»

1. Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям)

2. Заучивание стихотворений о Москве.

3. Аппликация «Башня московского Кремля»

4. Работа с родителями: консультация « Зимние забавы на каникулах»

Январь

« Богатыри славной Руси»

#1056;ассматривание картины « Богатыри» В. Васнецова. рассказа по картине.

#1057;лушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. Беседа « О характере богатырей Руси».

#1051;епка « Конь богатыря»

4. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме.

#1050;онсультация для родителей « Воспитание трудом»

Февраль

« День защитника Отечества»

1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3 подвижная игра «Защита границы»

4 ручной труд : «Танк»(подарок папе)

5. Работа с родителями: спортивный праздник «Я и мой папа».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 беседа на тему «Мама ,нет на свете дороже тебя»

2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 рисование «Портрет моей мамы»

4 Заучивание пословиц о маме

5 .Продуктивная деятельность «Подарок маме»

Апрель

«Краса ненаглядная»

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 .Рисование «Золотая хохлома»

3. Аппликация «Гжельская роза»

4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»

#1050;онсультация для родителей « Народное искусство и детское творчество»

Май

«Этот день Победы»

1. Беседа на тему «Дети-герои»

2. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

#1050;онкурс чтецов « Этих дней не смолкнет слава»

#1042;озложение цветов к мемориалу «Героям –интернационалистам»

Вывод:

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"

материал  для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Формирование патриотизма у детей младшего дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность

Мы живём во времена модернизаций, инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Мы видим, как происходят социальные изменения в обществе: ценностная пер...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

2020-2024г. Презентация "Создание предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями"

Сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.Цель...

Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»

В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...