Проект совместной деятельности по формированию читательчкой грамотности и любви к малой Родине "Писатели читатели, поэты и мечтатели"
проект (старшая группа)
Система современного образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие культурного наследия. Для ребенка Родина – это его город, дом, семья. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, культурные ценности, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.
Наш маленький город славен не только заводом, обеспечивающим всю страну и союз радиоприемниками и электробритвами. Есть у нас и памятники истории и архитектуры. А еще, здесь жили и живут интересные, талантливые люди: писатели, художники, поэты, прославившие свой город.
Литература – наиболее доступный для понимания дошкольниками вид культуры. Дети дошкольного возраста еще не умеют читать, но с удовольствием слушают литературные произведения, рассматривают иллюстрации, переживают происходящее в книге. Поэтому знакомство с поэтами и писателями, жившими в г. Бердске, приобщение их к литературному наследию нашего города имеет большое значение для познавательного, социально-личностного патриотического и нравственного, развития детей дошкольного возраста.
Задача взрослых – создать для детей возможности доступа к культурному наследию малой родины, сформировать уважение к своим знаменитым землякам, развивать чувство сопричастности к этим людям.
Таким образом, предпосылкой в выборе темы проекта, стала потребность в формировании у дошкольников представления о родном крае и любви к родной природе, к городу, области в которой мы живем, осознание значения родного края в жизни большой страны.
Новизна проекта состоит в том, что ранее в ДОУ подобные проекты не проводились. Кроме того, разработаны авторские НОД, беседы, игры, тексты консультаций для родителей и другое.
- Цель проекта – формирование у детей представлений о культурном наследии родного города.
- Задачи:
Обучающие (Предметные)
- познакомить детей с творчеством поэтов и писателей, прославляющих родной город;
- научить детей определять литературные жанры;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- формировать у детей предпосылок к словотворчеству;
- научить детей слышать и придумывать рифмы;
- содействовать проявлению интереса у детей к истории и книге.
Развивающие (Личностные)
-развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
-развивать чувство ритма;
-расширять знания детей о возможностях человека в сочинении стихотворений;
-развивать у детей интерес к культурному наследию родного города;
-развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
Воспитательные (Метапредметные)
-Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за земляков и желание прославлять свой край.
- Принципы реализации проекта.
В соответствии со Стандартом дошкольного образования проект базируется на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения;
2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком средств и способов деятельности в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам;
4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых - в реализации проекта;
5. Сотрудничество с семьей предполагает разнообразные формы работы.
6. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности;
7. Возрастная адекватность образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Представленный проект основывается на концептуальных подходах о развитии личности Л.С. Выготского, его идее «интериоризации» как о процессе перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические; психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева; теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, согласно которой ребенок является её субъектом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 176.58 КБ |



Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;
E-mail: bsk_du09@ mail.ru
ПРОЕКТ
«Мы научимся читать – станем все на свете знать!»
Авторы проекта: воспитатель группы: Герберт Елена Анатольевна, учитель-дефектолог: Мячина Наталья Александровна, учитель-логопед: Аксенова Марина Михайловна; педагог по художественно – эстетическому развитию: Торощина Светлана Юрьевна |
г. Бердск, 2022 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, но не всегда ребенок, проявляя заинтересованность в познании, понимает, откуда и как он может получить знания. Этот факт обуславливает необходимость, как можно раньше начинать прививать дошкольникам интерес к чтению через формирование его предпосылок. Как это сделать? – извечный вопрос, на который, на самом деле ответ один – подавая собственный пример. Но! Примером всегда являются родители. А родители, как известно, не часто имеют возможность, интерес, желание и понимание, что ребенка нужно направлять и мотивировать.
А что делать, когда ребенка мотивировать не нужно, он сам жаждет знаний, а мама и папа не поддерживают – не купят книгу, не подскажут букву, не сводят в библиотеку, просто не почитают на ночь? Задача педагогов, работающих с малышом- научить родителей простыми способами поддерживать интерес, а так же организовать массу интересных и увлекательных мероприятий, которые дадут старт будущему увлеченному читателю и всезнайке.
Детское поведение и менталитет формируются именно в дошкольном возрасте. Читательская грамотность, как один из важных подразделов функциональной грамотности старших дошкольников, играет важнейшую роль в становлении личности каждого человека, поскольку через интерес к чтению и узнаванию нового делает мышление, память и речь человека, позволяя быть в обществе успешным, интересным, конкурентоспособным, гармоничным, всесторонним.
Таким образом, предпосылкой в выборе темы проекта, стала потребность в формировании у дошкольников предпосылок читательской грамотности.
Новизна проекта состоит в том, что в нем систематизированы формы и методы работы по формированию у дошкольников предпосылок читательской грамотности в различных областях развития, разработаны авторские НОД, беседы, картотеки игр, стихи, тексты консультаций для родителей.
Актуальность темы
Во многих преуспевающих странах дети имеют возможность получать развитие в интересующем их направлении, не тратя свои ресурсы на попутные интересы. Такой подход, конечно, позволяет вырастить специалиста в какой-либо сфере, но, как показывает опыт, узконаправленно бученный специалист не способен критически мыслить и принять решение сообразно сложившейся ситуации. Лишь широкий диапазон знаний позволяет легко ориентироваться в способах получения информации и прокладыванию кратчайшего пути решения задач.
Если ребенок постепенно начнет осваивать основы читательской грамотности – будучи уже взрослым, он сможет быстро ориентироваться в источниках и способах получения любого факта, необходимого как для принятия решений, так и для изобретений.
Наши дети неизбежно станут взрослыми, и от того, какие знания и уроки они получат в детстве, зависит, какими они станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, гражданами нашей страны. Другими словами, именно сейчас, когда ребенок чаще задаёт вопросы, активно обсуждает всё происходящее вокруг, нужно действовать.
Читательская грамотность состоит из нескольких элементов, которые полностью взаимосвязаны между собой, она включает в себя:
• Понятие ИНФОРМАЦИЯ, хранение и передача информации (появление письменности, бумаги, почты, писем, культуре изложения информации);
- Появление книг, Виды книг, библиотек, архивов, ориентирование в видах произведений, профессиях в печати;
- Систематизация способов получения информации;
- Применение полученных из источников знаний.
Это только самая необходимая часть знаний и навыков, которую мы, педагоги совместно с родителями, можем преподать детям.
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике.
- Тема проекта: «Мы научимся читать – станем все на свете знать!».
- Организаторы проекта: воспитатель - Герберт Елена Анатольевна.
Специалисты: Мячина Наталья Александровна – учитель - дефектолог; Аксенова Марина Михайловна - учитель - логопед; Торощина Светлана Викторовна - педагог по художественно-эстетическому развитию.
- Участники проекта: педагоги группы, специалисты, дети и их родители.
- Сроки реализации проекта: с сентября 2022 года по декабрь 2022 года
- Паспорт проекта:
Тип проекта | По виду и доминирующему методу | Информационно-Практико-ориентированный |
По продолжительности | -краткосрочный от 1 недели до 5 месяцев | |
По характеру содержания | -включает ребёнка, его семью, предметное окружение, общество | |
По характеру участия ребёнка | -участник от зарождения идеи до результатов | |
По характеру контактов | -закрытый (внутри одной возрастной группы ДОУ) | |
По количеству участников | -личностный -групповой -фронтальный | |
Образовательные области | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | |
- Актуальность проекта.
Дети — граждане нашей страны, будущие изобретатели, ученые, преподаватели, строители, юристы, врачи и т.д. Потребность в формировании читательской грамотности населения с уже дошкольного возраста возникает ввиду необходимости создания общества, способного ориентироваться во всех источниках информации грамотно.
Главная цель по формированию читательской грамотности у детей — дать каждому ребенку в доступной форме основные понятия – где можно узнать все обо всем, каким способом, как проанализировать и куда применить.
- Цель проекта – формирование предпосылок читательской грамотности у детей через игровую деятельность.
- Задачи:
Обучающие (Предметные)
- Уточнить и систематизировать у детей представления о читательской грамотности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к наукам и книге.
Развивающие (Личностные)
- Развивать основы читательской грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Расширять знания детей о возможностях человека, умеющего ориентироваться в источниках информации, учить понимать, чем отличаются полезная информация от ненужной.
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций посредством игровых действий.
Воспитательные (Метапредметные)
- Воспитывать стремление стать образованными, начитанными, эрудированными.
- Принципы реализации проекта.
В соответствии со Стандартом дошкольного образования проект базируется на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения;
2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком средств и способов деятельности в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам;
4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых - в реализации проекта;
5. Сотрудничество с семьей предполагает разнообразные формы работы.
6. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности;
7. Возрастная адекватность образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Представленный проект основывается на концептуальных подходах о развитии личности Л.С. Выготского, его идее «интериоризации» как о процессе перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические; психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева; теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, согласно которой ребенок является её субъектом.
- Методы и приёмы осуществления проекта.
Наш проект строится на методе трех вопросов:
1)Что мы знаем об этом?
- много нужного можно узнать из книг
2) Что мы хотим узнать?
- откуда появились книги;
-какие бывают книги;
- зачем нужны библиотеки;
- как еще можно хранить, передавать и узнавать информацию.
3) Как мы можем узнать?
-Наблюдения;
-Чтение книг;
-Сюжетно-ролевые игры;
-Просмотр мультфильмов;
-Просмотр телепередач;
-Спросить у взрослых.
Используемые в проекте методы:
1. Наглядные методы:
- наблюдения;
- проведение дидактических игр.
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, др.);
- загадывание загадок.
4. Практические методы:
- разыгрывание проблемных ситуаций;
- беседа;
- дидактические игры;
11. Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
12. Предварительная работа:
- подбор литературы по теме;
- подбор дидактических игр;
- подбор видеотеки;
- изготовление материалов для наполнения развивающей «среды»;
- посещение библиотеки.
13. Предполагаемые результаты:
У детей:
- Сформированность представлений об истории происхождения письменности, книг, библиотек;
- Сформированность знаний о назначении разных книг и изданий;
- Сформировать знания о способах получения информации;
- Сформированность умения находить нужную информацию.
У родителей:
-Сформировать у родителей представление о том, как правильно помочь ребенку освоить основы читательской грамотности.
У педагогов:
-Сформировать дополнительную материальную базу для проведения занятий по читательской грамотности;
-Формировать взаимодействие между воспитателями и родителями по теме проекта.
14.Этапы реализации проекта:
Этап | Цели этапа | Тематика и содержание мероприятия |
Теоретический | - написание проекта; - обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта; - знакомство родителей с проектом, вовлечение их в реализацию проекта. | - Сбор и анализ литературы по данной теме; - Разработка основных мероприятий по проекту (Беседы, НОД, консультации и рекомендации для родителей) - Осуществление подбора литературных произведений по лексическим темам для чтения дома; - подбор мультфильмов и документальных видео о книге, бумаге, письменности и пр; - создание алфавитов разной фактуры, шрифта и материала. |
Практический | - апробация проекта «Мы научимся читать - станем все на свете знать!» на дошкольниках группы «Звёздочка» - проведение мероприятий по проекту; - презентация проекта в ДОУ. | - НОД познавательное развитие: «Профессия библиотекарь» «Знакомство с писателем С.Я. Маршаком» «Конструирование букв» «Опытно-экспериментальная деятельность «Секретное письмо»» - НОД речевое развитие: - Презентация дидактической игры-лото: «Буквоешка»; - Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей. НОД «Фрукты. Звуки АУИ» НОД «Твердые мягкие согласные» НОД «Звуки АОУЫИЭМНХ, повторение чтение» СОД «Шифровальщики» - НОД художественно – эстетическое развитие: Рисование – «Моя первая буква»; - Проведение бесед с детьми по теме: Как вести себя в библиотеке; Библиотека – это дом, в котором живут книги; Какие бывают книги?; Пусть книги друзьями заходят в наш дом; Кто такие читатели. - Просмотр мультфильмов: «О библиотеке»; «Откуда взялись книги?»; «Как появилась письменность»; «Какие бывают алфавиты и языки»; «Хранение информации»; «Передача информации»; «Содержание книги». -Чтение художественной литературы по лексическим темам первого квартала, а так же «Я библиотекарь» С. Жупанина; - Дидактические игры: Прочитай по первым буквам; Словодел; Назови слово по первым звукам; Составь и прочитай; Буквоежка; Найди свой дом Сюжетно – ролевые игры: «Я библиотекарь»; «Я писатель»; «Книжный мастер» (мастерская по ремонту и изготовлению книг (Конструирование из бумаги)); Консультации для родителей: - Создание пособия для родителей «Книгодом - «Читаем сами» по лексическим темам; - МК по изготовлению зашифрованных пословиц; - Как привить детям любовь к чтению? - Создание фотогазеты «Читаем вместе»; - Выставка «Моя любимая книга»; - Выставка книг С.Я. Маршака; - Создание книжки-малышки «Моя первая буква»; - создание книжки «Пословицы в картинках» (совместная работа с родителями). Взаимодействие с социальными партнерами: - Посещение тематического мероприятия библиотеки «Такие разные книги» г. Бердск, ул. Рогачева, 22 (https://vk.com/wall-60129885_2512 ) |
Аналитический | анализ результатов, оценка эффективности проекта | -Выставка продуктов деятельности по проекту; - Рефлексия; - Презентация проекта. |
15.План мероприятий в рамках реализации проекта
Мероприятие | Сроки | Участники | Результат (ЗУН, среда, пополнение портфолио, практический творческий выход и т.д.) |
Беседа | 1 раз в месяц в течение проекта | Воспитатель, дети. | Творческий выход. |
НОД дефектолога | 1 раза в месяц в течение проекта | Дефектолог, дети. | Практический выход. |
НОД воспитатель | 1 раза в месяц в течение проекта | Воспитатель, дети. | Практический выход. |
НОД Логопеда | 1 раз в месяц в течение проекта | Логопед, дети. | Практический выход. |
НОД педагога по художественно эстетическому развитию | 1 раз | Воспитатель по ИЗО – деятельности, дети | Творческий выход |
Сюжетно – ролевые игры | 2 раза в месяц в течение проекта | Воспитатель, логопед, дефектолог, дети. | Творческий выход. |
Чтение художественной литературы с обсуждением | 1 раза в месяц в течение проекта | Воспитатель, Дети. | Творческий выход. |
Дидактические игры | В течение проекта | Воспитатель, дети. | Практический выход, |
Просмотр мультфильмов с обсуждением | В течение проекта | Воспитатель, родители, дети. | Среда, Творческий выход. |
Создание рекомендованного списка литературы для чтения по лексическим темам дома | В течение проекта | Педагоги | Практический выход. |
Фестиваль проектов «Вот что я умею» | Возможно участие |
16. Продукты проектной деятельности:
- Ролик по изготовлению книжки;
- Создание пособия для родителей «Книгодом - «Читаем сами»» по лексическим темам;
- Мастер-класс для родителей по изготовлению зашифрованных пословиц;
- Создание фотогазеты «Читаем вместе»;
- Выставка «Моя любимая книга»;
- Выставка книг С.Я. Маршака;
- создание книжки-малышки «Моя первая буква»;
- создание книжки «Пословицы в картинках» (совместная работа с родителями);
-Посещение тематического мероприятия библиотеки «Такие разные книги» г. Бердск, ул. Рогачева, 22 (https://vk.com/wall-60129885_2512 ).
17. Анализ полученных результатов
На конец проектной деятельности по теме проекта были достигнуты следующие результаты.
У детей:
- сформировано положительное отношение и интерес к чтению, а так же представление о том, что книга – это источник информации;
- систематизированы представления детей о читательской грамотности (происхождение письменности, бумаги, книги, виды книг и произведений, ориентировка в книгах и на книжных полках, хранилищах книг);
-совершенствованы коммуникативные качества у детей в группе и в общественном месте;
-расширены знания о возможностях человека, умеющего ориентироваться в источниках информации;
- сформировано понимание, чем отличаются полезная информация от ненужной;
- сформировано представление о стремлении стать образованными, начитанными, эрудированными;
- сформировано бережное отношение к книгам и информации.
У родителей:
- представление о том, как привить ребенку любовь к чтению.
У педагогов:
-Сформирована дополнительная материальная база для проведения занятий по разным лексическим темам.
18.Список литературы:
Литература
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
- Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41. - Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015.
Приложение 1
НОД «Профессия - библиотекарь» (воспитатель, учитель - дефектолог)
Цель: Дать детям представление о библиотеке; о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием библиотека, показать значимость библиотеки. Научить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
- Формировать интерес к книге, учить бережному отношению к ней. - Знакомство с правилами пользования книгой.
- Создание интереса к работе в библиотеке.
Развивающие:
- Расширение и активизация словаря по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр, книгохранилище).
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к книге, трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
- Воспитывать уважение к труду работников библиотеки.
Ход занятия:
Вступительное слово воспитателя о предстоящем занятии, о чем мы сегодня поговорим, с чем познакомимся, куда отправимся в путешествие.
Воспитатель загадывает загадку: Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней! (Книга)
Воспитатель: Что это?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: Молодцы отгадали!!!! Еще одна загадка.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Стук в дверь (в группу принесли потерянную книгу) — Вам передали посылку! — А кто же нам передал посылку? И откуда эта посылка? Давайте разберемся! Воспитатель разворачивает посылку и вынимает книгу.
Воспитатель: Да это же книга? Откуда же она к нам попала? Для того чтобы это узнать давайте ее откроем. На переплете с внутренней стороны приклеен кармашек с листочком — вкладышем, это означает, что это книга из библиотеки. На листочке указан адрес и телефон библиотеки, фамилия и имя последнего пользователя и указывается время, когда книгу необходимо вернуть в библиотеку обратно. На вкладыше написано «Городская библиотека № 1.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое библиотека?
Дети: Это место, где много книг!
Воспитатель: Правильно, библиотека — это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности, для общественного пользования, а также осуществляет справочно — библиотечную работу. В настоящее время в фонд библиотеки входят микрофильмы, аудио и видеокассеты, широкое распространение получают электронные носители. Библиотека — учреждение культурно — просветительского и научно — вспомогательного характера, которое организовывает общественное пользование книгами, журналами, газетами. Основная задача библиотек — хранение, сбор и выдача читателям книг.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какими бывают библиотеки?
Дети: Для детей, взрослых, для ученых.
Воспитатель: Правильно, библиотеки бывают различных видов:
- публичные;
- детские;
- юношеские;
- для слепых;
- научные.
Воспитатель поясняет назначение каждого из этих видов библиотек.
Уч. - дефектолог: Как же нам узнать, кто потерял эту книгу? Давайте заглянем в листочек-вкладыш? Может он нам поможет? Ребята, здесь написано, что эта книга выдана ученику второго класса Степе Растепину. Поможем этой книге найти своего хозяина? Итак, для этого давайте с вами прежде, чем отправиться в библиотеку, выучим правила поведения и пользования библиотекой. Одно из главных правил библиотеки — книгу необходимо возвращать вовремя. У каждого читателя, посетителя библиотеки есть читательская книжка, где записаны книги и срок, на который они выданы.
Воспитатель просит детей, подумать и сказать какие еще правила должны выполнять читатели при посещении библиотеки (соблюдать тишину, бережно относиться к книгам). Педагог обращает внимание детей на книги в книжном уголке группы и предлагает их сравнить с книгой из библиотеки. Далее еще раз говорит о том, как следует относиться к выданной книге:
- нельзя ее терять;
- нельзя рисовать в книге;
- нельзя перегибать книгу;
- нельзя заворачивать страницу;
- нельзя брать книгу грязными руками;
- нельзя мочить книги;
- нельзя вырывать страницы.
Далее проводится игра «Можно и нельзя».
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети хором произносят «Да» и хлопают в ладоши — в случае, утвердительного ответа или «Нет» — в случает отрицательного.
Книга самый лучший друг. Это знают все вокруг (да)
Книгу можно прочитать. Руками грязными листать (нет)
Если нравится картинка. Рви ее из серединки (нет)
Книгу бережно держи. В нее закладку положи (да)
С горки прокатись на книжке. А потом предложим Мишке? (нет)
Ручку в руку ты возьми. На страницах напиши (нет)
Книгу в воду не бросай. Береги и уважай (да)
Уч. - дефектолог: Молодцы ребята, справились с заданием! Выучили правила обращения с книгами и правилами пользования библиотекой. Прежде, чем отнести эту книгу в библиотеку, давайте ее прочитаем!
Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» После прочтения воспитатель предлагает обсудить прочитанное.
Уч. - дефектолог: Ребята, о каких профессиях говорилось в этом произведении?
Дети: Называют профессии (летчик, шофер, кондуктор, столяр, плотник, врач)
Уч. - дефектолог: Молодцы вы запомнили все профессии! А какая их них самая главная?
Дети: Они все главные, каждый должен выбрать профессию на свой вкус, кому, что по душе.
Уч. - дефектолог: Вы, безусловно, правы, все профессии нужны и все профессии важны! А с какой профессией мы сегодня еще познакомились?
Дети: С профессией библиотекаря!
Уч. - дефектолог: Молодцы! А теперь нам пора в путь, мы отправляемся в библиотеку, чтобы вернуть потерянную книгу. Все готовы? Тогда садимся в автобус и едем! Дети строятся парами друг за другом и имитируя езду на автобусе поют детскую песенку «Мы едем, едем, едем».
Дети «приезжают» в библиотеку. Вся группа приходит в уголок, оборудованный под библиотеку.
Дети: Здравствуйте, к нам в группу случайно попала книга из вашей библиотеки, мы бы хотели ее вернуть! И записаться к вам в библиотеку, мы тоже хотим читать много интересных и увлекательных книг, стать умными и начитанными, много всего знать обо всем на свете!
Библиотекарь: Конечно, мы всех вас запишем в нашу библиотеку, у нас много всего интересного! Книги, журналы, в них вы найдете сказки, рассказы о животных и людях, стихотворения и увлекательные истории о путешествиях, с ними вы сможете отправляться в самые увлекательные путешествия, они помогут найти вам много новых друзей на страницах своих произведений! Читайте и становитесь умнее, добрее, человечнее! Дети «записываются» в библиотеку, выбирают себе книги и журналы, проходят в читальный зал, после просмотра и прочтения возвращают книги в библиотеку. Библиотекарь осматривает книги после пользования, предлагает другие книги, оказывает помощь при выборе детям. Самостоятельная игра детей продолжается 8–10 минут. Затем все садятся на свои места. Воспитатель подводит итог занятий.
НОД учителя - дефектолога «Конструируем буквы»
Коррекционная практика.
- Восприятие правильного начертания букв необходимо ребенку в период, предшествующий чтению. Конструирование букв помогает в логопедической работе с детьми.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Складывание букв из различных материалов помогает ребенку запоминать графический образ каждой буквы.
- Развитие психических процессов.
- Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Оборудование: цветная бумага, бусинки, нитки, пуговицы, фасоль, горох, пластилин.
Дети рассматривают определенную букву, выделяют ее элементы, фантазируют, на какой предмет она похожа .
Для успешной мотивации детей на конструирование букв педагог рассказывает историю из жизни Тигры.
«Тигра в цирке, или Фокусы с буквами»
Тигра фокусником стал,
В цирк детишек приглашал:
– Приходите, посмотрите,
Буквы, дети, повторите.
Водят в цирке круглый год
Буквы дружный хоровод.
Только вдруг беда случилась:
Краска с букв случайно смылась.
И теперь листки цветные
На столе лежат пустые.
Как же, дети, теперь быть?
Буквы нужно возвратить!
Тигра наш не растерялся ,
Трудностей не побоялся.
Он цилиндр волшебный взял,
Фокус детям показал.
Рассмеялась детвора…
Что же это за игра!
Из цилиндра вместо букв
Пуговки высыпались вдруг,
А потом горох, фасоль…
Тигру слушать ты изволь!
Бусинки и мишура…
Рассмеялась детвора!
А в конце из башмака
Тигра вынул два шнурка!
Дети:
– Тигра, очень ты забавный,
В цирке фокусник главный!
В чем же фокус твой, скажи,
Где же буквы? Покажи!
Тигра:
– Вы, ребята, не скучайте,
Буквы сами собирайте.
На бумаге из шнурка выложите букву К.
Из фасоли на столе выложите букву Е.
А из проволоки, смотрите, смело букву З согните,
Превратите букву З очень быстро в букву В.
Вот такие превращения детям всем на обозренье!
Учитель – дефектолог предлагает детям выбрать понравившийся материал для конструирования букв.
НОД воспитателя «Знакомство с писателем С.Я. Маршак»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
Задачи:
1. Прививать интерес к чтению.
2. Вызвать интерес к творчеству С. Я. Маршаку.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
4. Углубление знаний о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С. Я. Маршака.
Оборудование: Презентация.
Выставка книг С. Я. Маршака, его портрет.
Подготовительная работа: Чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть стихов и инсценировка их.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, любите ли вы книги? (ответы детей) Любите ли вы их читать, смотреть? А каких детских писателей можете мне назвать? (ответы детей) Н. Носов, С. Михалков, К. Н. Чуковский, С. Я. Маршак, А. С. Пушкин, А. Барто. Произведения всех детских писателей мы читали.
Воспитатель:
-Ребята посмотрите кто знает, чей портрет изображён? Правильно! Это портрет С. Я Маршака.
Это замечательный автор, стихи которого многие помнят наизусть. Дома и в детском саду мы очень часто читаем его произведения. Они веселые, поучительные и добрые. Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать вам, что – то хорошее, доброе и научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны и внимательны.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж. Семья у него была большая и очень дружная. Его отец работал на мыловаренном заводе. Мама писателя очень любила читать. Эта любовь к чтению передалась и их детям, а детей в семье было шестеро. Трое из них стали известными писателями. Самым известным, конечно же, стал С. Я. Маршак. Он написал много стихов для детей. Учился он в гимназии и его называли вундеркиндом. Любимым предметом С. Я. Маршака был предмет литература. Он очень любил читать. Самуил Яковлевич много путешествовал. Побывал в разных странах Турции, Греции, Англии. Он не только писал стихи, он ещё переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России могли тоже их знать. Благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин». Самуил Яковлевич Маршак очень любил детей. Он создавал для них театры и мастерские. В городе Краснодаре, где он жил, он основал «Детский Городок», где были библиотеки. Туда ходили дети, они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли.
Воспитатель:
- А хорошо ли знаете вы стихи Маршака мы сейчас проверим. Догадайтесь из какого стихотворения эти строки.
1. Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину. Корзину. Картонку.
- Отдайте мою собачонку! (Багаж)
2. Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.
Это что за полустанок? -
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
- Это что за остановка -
Бологое иль Поповка? -
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград. (Почтальон)
3. Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!
Там и тихо и тепло
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок;
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснёшь! (Сказка об глупом мышонке)
Воспитатель:
- Самуил Яковлевич Маршак писал не только для детей, но и для взрослых. Ребята, что писал С. Я. Маршак? (Сказки, стихи, пьесы, рассказы, загадки). Он был переводчиком.
- Ребята, а кто такой переводчик? (Это человек, который переводит с одного языка на другой).
- Ребята, у человека 2 возраста: один - тот, в котором он находиться, а другой - детский. Мы все взрослые в душе - тоже дети. Произведения С. Я. Маршака читают не только дети, но и взрослые.
Мы взрослые - выросли на произведениях С. Я. Маршака. В душе он тоже был ребёнок. И когда читали его произведения, то говорили: «Автору где-то 4 года». И как положено четырехлетним ребятам, больше всего на свете он не любил две вещи: ложиться вовремя спать и во время обедать.
А нравилось С. Я. Маршаку загадывать загадки, которые он сочинил, попробуйте их отгадать.
1. Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И ни куда я не пойду
Покуда он идёт. (Дождь)
2. Что такое перед нами.
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу.
И сегодня на носу. (Очки)
3. Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Потеряла зуб, зуб. (Пила)
4. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Тапочки)
5. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
6. Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно, каждый час,
А вы, друзья - не бейте нас. (Часы)
7. В полотняной стране, по реке простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Воспитатель:
- Ребята, я вижу, что у некоторых из Вас изменилось настроение. Но если понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются – то мы увидим, как при этом меняются черты лица.
-Я буду читать Вам двустишие, а Вы с помощью мимики изобразите настроение и покажите движениями.
1) На цветы смотреть приятно -
Это каждому понятно.
2) Дом не строится как надо,
Развалился - вот досада.
3) Удивляет всё вокруг,
Всё и бабочка, и жук.
4) Ох, какие забияки,
А малыш боится драки.
5) Не случайно слёзы льются,
Оказалось - чашки бьются.
6) Наш сластёна очень рад.
7 пирожных съел подряд.
7) 1-2 - не зевайте,
3-4 - приседайте,
5-6 - повернитесь,
7-8 - улыбнитесь,
9-10 - не зевайте.
Своё место занимайте.
Воспитатель:
-Ребята, С. Я. Маршак был убеждён, что хорошие книги могут помочь людям, сумеют утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее, терпеливее. Встреча с произведениями С. Я. Маршака – это праздник для детей.
Ребята, а теперь вы должны догадаться, как называется произведение.
1. «Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку» («Багаж»)
2. «Пела ночью мышка в норке
Спи мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи» («Сказка о глупом мышонке»)
3. «Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой 5, на медной бляшке,
В синей фирменной фуражке» («Почтальон»)
4. «Вместо шапки на ходу
Он одел - сковороду.
Вместо валенок -перчатки
Натянул себе на пятки» («Вот какой рассеянный»)
5. «Ищут пожарные
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице.
Ищут давно и не могут найти
Парня какого-то лет 20» («Рассказ о неизвестном герое»)
Воспитатель:
- Ребята, поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение людей. Произведения С. Я. Маршака любят слушать и читать дети, помнят и перечитывают взрослые.
- Понравилась ли вам наша викторина по произведениям С. Я. Маршака?
- А что вам было интересно?
- А что понравилось больше?
- О чём писал С. Я. Маршак? (о дружбе, о подвигах, о храбрых людях, о героях, смешные истории, стихи, рассказы о доброте)
- Ребята, чему учат произведения С. Я. Маршака? (быть умнее, любознательнее, доброте, дружбе, уважать взрослых, ценить дружбу, помогать людям, почтительно относиться к пожилым людям).
- Ребята, произведения С. Я. Маршака учат вас быть умнее, любознательнее, помогут вам в будущем войти в мир взрослых со своими представлениями о том, зачем живёт человек, каким он должен быть.
- Все произведения С. Я. Маршака посвящены самому важному, незабываемому и весёлому периоду в жизни человека - детству.
Организовать выставку произведений С.Я. Маршака в книжном уголке.
НОД педагога по художественно эстетическому развитию «Моя первая буква»
Задачи:
- Учить детей заполнять все пространство буквы (с которой начинается имя, используя разнообразные средства графики: линию, точку, штрих, пятно.
- Развивать творческие способности; умение правильно выбирать средства художественной выразительности.
- Воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности.
Материалы: листы бумаги в форме буквы; простой и цветные карандаши;
фломастеры.
Предварительная работа:
Беседа о буквах (какие буквы алфавита знают дети, с какой буквы начинается их имя);
Рассмотреть буквицы в книгах, обратить внимание на их украшение.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, слушайте загадку:
Нас не было — оно было,
Нас не будет — оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.
Ответы детей.
Когда человек рождается, ему сразу дают имя. Имена есть у каждого человека. У всех они разные.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете ПЕРВУЮ букву своего имени?
Игра "Первая буква моего имени"
На ковре раскладываем буквы, дети бегают по ковру под музыку, когда музыка останавливается они должны найти свою букву.
Воспитатель: предлагаю нарисовать каждому первую букву своего имени, но не просто нарисовать, а оживить. (рассматривание картинок из "веселого алфавита")
Ребята, вы еще дети и буквы ваши пусть будут детскими, необычными, волшебными, смешными, мультяшными. С личиками, с бантиками, с волосиками. И даже ручками и ножками. Детям предлагается материал для рисования, дети приступают к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа детей
Итог: посмотрите какие веселые буквы инициалы получились. Ребята рассказывают почему они такие буквы выбрали (соответствуют имени и фамилии, как украсили букву, орнаментом или сделали мультяшную, одушевили. Что будем делать с ними? (сделаем книгу «Моя первая буква») Молодцы ребята, хорошо потрудились. Красивые буквы получились.
НОД воспитателя по экспериментальной деятельности «Секретное письмо»
Задачи:
- развивать у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности;
- учить проводить опыты (писать «секретное» письмо ватной палочкой, обмакивая ее в молоко);
- учить анализировать и делать выводы (молоко, нагреваясь, темнее, и письмо из невидимого превращается в видимое);
- формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской деятельности;
- воспитывать терпение и старательность.
Оборудование и материалы: лупа, дощечки, ватные палочки, листы белой бумаги – по количеству детей, баночки с молоком, 2 больших конверта, письмо, написанное невидимыми чернилами, свеча.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о секретах и даже тайнах (вчера мы уже начали этот разговор).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто там? Никого нет, только письмо лежит у двери. Давайте посмотрим кому оно. Адресовано нашей группе. Интересно, от кого это письмо? Вдруг кому - то нужна наша помощь.
Странно, в конверте лежит чистый белый лист. (Показывает лист с двух сторон) видимо кто то пошутил. Ребята посмотрите, здесь лежит маленькая записочка. «Ничему не удивляйтесь. Вчера я случайно услышал ваш разговор о секретах и решил с вами поиграть. Мой секрет в письме, а письмо секретное. Сумейте его прочитать и тогда узнаете, кто я. Удачи!»
Воспитатель: надо же. Только захотели поговорить о тайнах и секретах, а первая тайна – тут как тут. Что будем делать?
Дети: Будем читать письмо. Наверное, нужно взять лупу?
Воспитатель: но как же его прочитать? Ведь в нем даже в лупе ничего не видно (Берем лупу и показываем детям)
Дети: да ничего не видно.
Воспитатель: у меня есть одна идея. Когда я была маленькой, нам с подругой открыли один секрет. Проверим его? Для этого нам понадобится свеча. Зажжем ее, берем наше пустое письмо и нагреваем его над свечкой.
Через некоторое время, на письме проявляются буквы.
Воспитатель: Ребята, получилось! Невидимое стало видимым. И теперь мы сможем узнать, кто так себя засекретил. Читаем письмо.
«Всем привет. Ваш Карлосон»
Воспитатель: Ох и шутник этот Карлосон. Хотите узнать, как написать такое «секретное письмо?» (ответы детей) Все дело в молоке. Не удивляйтесь, просто вместо чернил используют молоко, а вместо карандашей и ручек – ватные палочки. Когда такими чернилами пишешь, они, высыхая, становятся невидимыми. А если молочные «чернила» нагреть, надписи сразу проступают. Вот и весь секрет Карлосона. Давайте тоже напишем ему секретное письмо.
Дети пишут на листе свои имена, а дома вместе с родителями читают секретное письмо.
Воспитатель: Молодцы ребят
НОД учителя-логопеда по обучению грамоте
№ 1. Конспект интегрированного логопедического занятия
на тему
«Твердые и мягкие согласные»
Цель: Дать о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.
Задачи:
- Развивать фонематические процессы;
- Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;
- Развивать память, внимание, мышление;
- Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.
2. Повторение пройденного.
- Вспомните, что такое звук?
- Куда мы с вами поселили звуки-невидимки?
- Какие звуки живут в городе звукограде?
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Как вы определяете, гласный звук или согласный?
- Каким цветом они обозначаются?
3. Объяснение нового материала.
- Давайте посмотрим на замок, в котором живут гласные звуки (фланелеграф «Звкоград»). В красном замке с открытыми воротами живут гласные звуки. О них мы уже говорили. В синем замке живут согласные звуки, но у них есть младшие братья-близнецы! Как они появились – послушайте историю.
Подданные города невидимок «Звукограда» стали встречаться на полянке по вечерам. Гласные знакомились с согласными, гуляли и пели песенки. Гласный звук И очень хотел дружить с согласными, но все почему-то его обходили стороной. А было так потому, что все, кто пел песенку перед ним- становились тоненькими, мягкими! Ноги у них подкашивались и они были сами на себя не похожи!
Но волшебник помог жителям замков принять этот славный звук И в свои ряды-он предложил все звуки, которые будут петь перед И назвать мягкими звуками и пошить им зеленые рубашки! Так и появилось понятие твердые и мягкие согласные звуки.
4. Тренировочные задания на дифференциацию твердых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям.
- Ребята, сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый»), то вы поднимите зеленую карточку с ласковым мальчиком. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий»), то вы поднимите синюю карточку со строгим мальчиком.
Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т.д.
А теперь я буду произносить слова. А вы будете определять первый звук в слове:
Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.
5. Физминутка.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-прыг, прыг-прыг.
Сейчас сядут на свое место ребята, чьё имя начинается с твердого согласного звука. А теперь те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука (дети называют свое имя и садятся).
6. Различение твердых и мягких согласных в словах.
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости на занятие. Это мишка. Он такой грустный потому, что у него болит щечка. Кто же ему поможет? Какой самый известный доктор лечит животных?
- Правильно, это Айболит. (На доску вывешивается изображение Айболита).
Логопед читает отрывок стихотворения К. Чуковского «Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
- Ребята, назовите животных, которые пришли к Айболиту лечиться.
Дети называют. На доску вывешиваются картинки с изображением коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, зайчихи, лисы и Барбоса.
- Определите, какой звук первый в этих словах. Логопед вместе с детьми еще раз называет героев стихотворения, выделяя силой голоса и длительностью звучания первый звук. Дети определяют твердый он или мягкий. Логопед выставляет на доску под картинку каждого животного фишку синего или зеленого цвета соответственно.
7. Самостоятельная работа по карточкам.
- Ребята, Айболит сможет вылечить нашего Мишку, только если вы справитесь с его заданием. Он подготовил для вас карточки. Определите, какой первый звук в каждом слове. Если звук твердый, закрасьте первую клеточку под картинкой синим цветом, а если звук мягкий – зеленым.
8. Итог занятия.
- С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?
- С какими согласными звуками они дружат?
- Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?
- Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?
9. Рефлексия.
НОД учителя-логопеда по речевому развитию
№ 2 Конспект интегрированного логопедического занятия
по теме Фрукты. Звуки АУИ.
Цель: обобщить знания детей по теме Фрукты, звуки А,У, И. Познакомить с понятием «предложение». Учить моделировать предложения.
Задачи:
Продолжать развивать навыки звуко-буквенного анализа, слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования;
Формировать умение согласовывать существительные с числительными;
Учить образовывать прилагательные с опорой на органы чувств;
Учить составлять предложения и моделировать их, а затем прочитывать;
Продолжать развивать умение составлять и читать слоги из звуковых символов;
Закреплять ориентировку в пространстве;
Развивать слуховое внимание;
Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, умение ценить труд и его результаты.
Предварительная работа:
Беседы с детьми по пословицам о труде, решение задач и упражнения в их составлении, игры на пространственную ориентировку, уточнение звуковых символов, игры на звуко-буквенный анализ и синтез в словах, игры на составление предложений с заданными словами. Просмотр мультфильма «Защитники» с персонажем девочкой Кирой.
Форма организации коллективной деятельности:
Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность, вопросы к детям, индивидуальная работа, дифференцированный подход, использование ИКТ.
Материалы и оборудование: телевизор, слоговой паровозик, Маркер, маркерная доска, столы, стулья.
Демонстрационный материал: смонтированная и озвученная М.Аксеновой видеозапись «Ищем клад с Кирой», карточки изображением фруктов; зип-пакеты в форме банок, счетный материал-фрукты; лупы с органами чувств; яблоко; корзинка с фруктами; картинка «Ежик собрал урожай».
Раздаточный материал:
Тетради, карточки со звуковыми символами, карандаши, листы бумаги.
- Вводная часть – 3 минуты
а). приветствие
б). уточнение и объявление темы занятия
- Основная часть – 22 минуты
а). Игра «Составь предложение по картинке»
б). Игра «Волшебная лупа»
в). Игра «Слоговой паровозик»
г). Согласование числительных с существительными;
д). Игра «Компот»
Физкультминутка
е). Работа в тетради;
ж). Чтение слогов;
з). рефлексия.
3. Итог.
Ход занятия:
Вводная часть
Встанем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте» друг другу
Утро доброе начнется
Мы друг другу улыбнемся!
Язычок разомнем (упражнение «Индюк», «Лошадка»)
И на листья дет пойдем! (сдувают листики с ладони)
Основная часть:
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычная гостья. От нее пришло видео письмо. Давайте его посмотрим!
На мониторе появляется видеосообщение:
Кира:
Здравствуйте ребята! Я Кира! Я знаю, где находится то, что вы ищете. Но как говорится, без труда не вытащишь и рыбку из пруда! А как вы понимаете эту пословицу???
Ответы детей.
Логопед: Молодцы! А какой труд люди выполняют осенью?
Ответы детей.
Логопед: Молодцы, много знаете о труде! Любой труд должен принести свои плоды, давайте посмотрим, какие задания приготовила нам Кира, чтобы получить свои плоды.
Кира:
Как много вы, ребята знаете! Значит и с моими заданиями справитесь!
Я буду давать вам подсказки, где найти задания, за которые вы получите кусочки карты, ведущей к кладу!
Итак, каждый раз кнопку нажимайте
слушайте меня и задания получайте!
- Под магнитной доской справа на верхней полке задание ваше, друзья!
Когда вы его выполните – скажу что дальше делать я! (М. Аксенова)
Находят конверт.
Задание: Угадать тему занятия и озаглавить картинку. Записать предложение, поиграть в игру, «Какого слова не стало?».
Логопед: Вы нашли корзинку с чем?
Ответы детей.
Логопед: значит как будет звучать тема занятия?
Ответы детей
Логопед: А теперь давайте посмотрим на картинку и придумает предложение по этой картинке!
Дети придумывают и составляют схему предложения на листе бумаги.
Детям предлагается картинка- Ежик с яблоками. Каждый из них придумывает предложение к этой картинке. Логопед схематизирует предложение на доске. Предлагает сделать то же самое детям. Затем логопед закрывает по очереди одно слово и дети называют- какого слова не стало.
Логопед: с заданиями Киры вы справились. Давайте слушать следующие инструкции!
- Кира:
К окну лицом вы повернитесь и направо посмотрите!
Между двух зеленых книг новое задание лежит! (М. Аксенова)
Находят задание.
Задание: при помощи Волшебных луп с опорой на органы чувств составить описательный рассказ о яблоке.
Логопед читает задание.
Выполняют. Каждый называет прилагательные с опорой на свой орган чувств, затем обобщают полученное описание яблока.
Физкультминутка.
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы весело идем и песенку поем (у каждого карточка с изображением фрукта, каждый «пропевает» песенку и укладывает фрукты по количеству слогов в нужный слоговой вагончик)
Логопед: Молодцы! Пойдем за следующим заданием!
- Кира:
К окну лицом вы поверитесь, перед собой вы посмотрите!
В колодце спрятано задание. Надеюсь на ваши память и внимание! (М. Аксенова)
Задание: Согласование числительных с существительными. Заготовка компота. Называние компота- яблочный, персиковый, абрикосовый, грушевый.
Логопед: Читает задание.
Выполняют: Считают свои фрукты и называют- у меня пять яблок, у меня пять персиков и т д. Далее складывают фрукты в баночки. Затем каждый называет, какой у него получился компот..
Логопед: Ребята, снова вы справились с заданием! Пойдем за следующим!
- Кира:
Слева от окна смотрите! Внимательнее, не спешите!
На нижней полке в стеллаже лежит задание уже! (М. Аксенова)
Задание: Ст. 14 Тетрадь Колесниковой от звука к букве. Звук И.
Находят, выполняют упражнения. Затем составляют слоги из изученных ранее звуковых символов А,У, И. Прочитывают каждый свой слог.
Логопед:
- У буфета становитесь
Дружно за руки возьмитесь
Вы на славу потрудились
Очень многого добились
В верхнем правом шкафчике
Девочки и мальчики
Вы шкатулку открывайте
Клад скорее забирайте! (М. Аксенова)
Получают яблоки. Обсуждают, как они получили клад и сколько им пришлось потрудиться.
Рефлексия.
Что мы там с вами делали?
Что вам больше всего понравилось, ребята?
Какие у вас впечатления?
Какое задание понравилось вам больше всего? (Ответы детей)
Итог занятия.
№ 3. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
по теме: Звуки и буквы А, О, У, Ы, И,Э, М,Н,Х, повторение, чтение.
Цель: закрепление пройденного материала, обучение чтению слогов.
Задачи:
Учить детей различать знакомые буквы на зашумленных картинках
Учить составлять и прочитывать слоги и даже слова из изученных букв
Развивать фонематический слух и учить осуществлять звуко - буквенный анализ в контексте слогов
Оборудование: листы бумаги в клетку, цветные карандаши, большие буквы, ЗАШУМЛЕННЫЕ СЛОВА.
Ход занятия:
Л: сядет, тот, кто услышит звук, с которого начинается его фамилия.
На столах у каждого НА СМЯТЫХ ЛИСТОЧКАХ буквы, которые дети уже знают (А, О, У, Ы, И,Э, М,Н,Л,Х)
Л: Ребята, тема нашего занятия сегодня зашифрована и мне необходимо, чтобы вы догадались, чем мы сегодня с вами будем заниматься.
Дети: разворачивают буквы и называют, какая у кого. Угадывают тему занятия.
Л: Да, тема нашего занятия- повторение букв. Запишите на свои листочки увиденные буквы.
Дети: записывают.
Л: Предлагаю не медлить и поиграть с буквами. Нужно выходить по парам и составлять слоги так, чтобы согласная летела к гласной. А остальные будут читать вслух.
Дети: читают. Затем обратно гласная летит к согласному.
Л: Ребята, вы так быстро справились с заданием, что мне очень хочется предложить вам задание посложнее.
На доске картинки с зашумленными словами – дети пытаются прочитать и записать слова на листочки.
Пальчиковая гимнастика: мы писали -мы писали.
Л: ребята, мы записали слова, а давайте составим под ними звуковые схемы? Для этого нужно вспомнить правила, что согласные звуки это звуки, которые при произношении встречают преграды, а гласные не встречают.
Дети: повторяют правила, зарисовывают схемы.
Л: Молодцы! А теперь попробуйте составить из записанных в самом начале букв слова и расскажите их соседу по парте.
Дети: составляют, записывают, делятся с соседом, исправляют ошибки.
Л: Давайте теперь всем расскажем свои слова!
Дети: рассказывают.
Л: Отлично поработали, а теперь отдохнем!
Физкультминутка: мы руки поднимаем!
Л: Очень быстро мы с вами все сделали, предлагаю на листочках найти только правильно записанные буквы и обвести их в кружок.
Дети: выполняют задание.
Подведение итогов, рефлексия.
Беседа на тему: "Какие бывают книги?"
Цели: Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь вчетверо умней! (Книга)
- Правильно, это книга.
- Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я, вам, предлагаю рассмотреть их внимательно и сказать: чем они похожи, а чем отличаются. (На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).
- Для чего нам нужны книги? ( Читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что - то новое).
- Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определенном порядке, на них буквы и картинки).
Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.
- Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их помять, порвать и т.д.)
- Вот так легко мнется и рвется бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если с ней обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо. Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой? (дети называют и демонстрируют основные правила).
- Возьмите в руки книгу, посмотрите, что еще есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется. Обложки тоже бывают самые разные. (рассматривание нескольких обложек).
- Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. Где легче их найти? (На полочках в книжном уголке).
- Давайте, расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники. (Ставим сборники сказок на одну из полок).
- А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других произведений? (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться. В рассказе не чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чем угодно). Какие рассказы вы знаете? Кто автор этих рассказов?
- А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это сборники стихов.
- Ребята, посмотрите, у нас остались книги - помощники, которые знают ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии. Мы еще не раз к ним обратимся.
- Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгами.
Беседа «Как вести себя в библиотеке»
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, проходят на свои места.
1. Беседа с детьми:
- Отгадайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком (книга)
Или:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- Говорят, книга – это наш друг. А почему?
- Всё верно, ребята, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах. О чем можно узнать из книг?
- Помните, мы с вами рассматривали книги? Какие они бывают? Вы любите слушать сказки, рассказы, разучивать стихотворения? Назовите свою любимую сказку, самый запомнившийся рассказ. Может быть, кто-то хочет рассказать наизусть стихотворение?
- Как выглядит современная книга?
2. Рассматривание современной книги.
- А как вы, думаете, всегда ли книги выглядели вот так? А может, кто-то из вас знает, на чем люди писали первые книги в древности и чем пользовались вместо букв? (береста, глиняные дощечки, телячья шкура, папирус; символическое, картинное письмо).
3. Рассказ воспитателя.
Не все люди могли красиво и понятно рисовать. Кроме того, очень дорого стоили папирус и пергамент. Так люди пришли к необходимости придумать буквы. Вскоре они научились делать бумагу. Грамотные люди переписывали целые книги, чтобы размножить их и сохранить для потомков. Позже научились печатать книги на станках. Очень много людей трудится над созданием книги.
Предлагаю вам посмотреть, сколько труда уходит на изготовление книги.
Поэтому беречь книги – это значит уважать труд всех этих людей.
Физминутка.
. - А где можно приобрести книги? Что такое библиотека? Что вы о ней знаете?
(ответы детей)
5. Рассказ воспитателя.
- Библиотека – это хранилище для книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.
В библиотеке есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах. Выбранные книги библиотекарь записывает в формуляр. Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры, подготовить домашнее задание.
Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?
- А теперь предлагаю проверить, как вы усвоили правила обращения с книгами. (игра «Да – нет»)
Если хочется, ребята,
Книжку целый год читать,
То скажите, может можно
Вам ее не возвращать?
Если книгу не успели
Вы за месяц прочитать,
Можно ли еще на месяц
Книгу эту продлевать?
Если вы читали книгу,
Мама стала кушать звать.
Можно ли ее на кухне
За обедом почитать?
Вам понравилась картинка
На странице номер шесть.
Может, вырвешь ты страницу,
Чтоб картинку вырезать?
Если черно-белый в книжке
Мячик, город или дом.
Может можно разукрасить
Их цветным карандашом?
Если маленький братишка
Хочет с книжкой поиграть.
Как вы думаете, можно
Книжку ту ему давать?
- А как нужно вести себя в библиотеке?
- Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).
Вот и мы с вами сейчас посмотрим библиотеку, которая находится у нас в группе.
7. Рассмотреть библиотеку в группе. Инсценировка
Зайдя в библиотеку, мы «Здрасте» - говорим.
За кафедрой широкой сидит библиотекарь
- «Вот книги все для вас. Смотрите» _ говорит.
Нам выбранные книги запишут в формуляр.
Библиотекарь скажет:
- «Вы книги почитайте и вовремя сдавайте.»
Мы скажем: «До свиданья», давая обещанье
Что книги прочитаем и вовремя сдадим.
Воспитатель: -А чтобы вы не забыли нашу сегодняшнюю беседу о библиотеке и книгах, я хочу прочитать вам небольшое стихотворение:
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Беседа «Как появилась первая книга»
Цель: Познакомить детей с историей появления первых книг, их эволюцию в разные времена.
Ход беседы
- Ребята сегодня нас ждет увлекательное путешествие, но для того чтобы узнать, о чем пойдет речь, нужно отгадать загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Читать нужно, научиться (книга)
Воспитатель: Правильно ребята, это книга! (Достаёт красочную книгу сказок.) Ребята, а из чего делают книги? (из бумаги) А зачем нужны книги? (Чтобы хранить в себе историю, и передавать информацию)
- Ребята, а вы знаете, какими были первые книги? (ответы детей).
- Я предлагаю нам с вами отправиться в далекое прошлое, и раскрыть все секреты первых древних книг. Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели - потому что не знали на чём это можно делать. Вот однажды маленький мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по нему. Вдруг у него получился значок, похожий на человечка, и он решил, что так запечатлел себя, а потом он рядом изобразил деревце и сказал, что он сидит под деревцем. Так люди стали выбивать на камне разные силуэты людей, животных и растений. Тем самым рассказывая друг другу о своих историях. Так появилась первая каменная книга. Не смотря на то, что такие каменные книги создавались людьми очень много веков назад, сохранилась самая большая книга из камня. На создание такой книги у людей уходило много времени. Работа была очень кропотливая и трудоёмкая. Как вы думайте почему? Как вы думаете почему? Вместе с воспитателем делают вывод, что камень прочный и на нём тяжело, что – написать. Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина более мягкий материал, и он оказался удобнее для письма. Глина раскатывалась и пока она не высохла на неё наносили иероглифы и рисунки. После этого глиняные дощечки клали на солнце сушить. Когда глиняные страницы книги подсыхали, их переносили в помещение, собирали вместе и хранили. Давайте и мы с вами попробуем нанести рисунок на глиняных страницах. Глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая, наносить рисунок на нее гораздо легче, чем на камне. Спустя много лет после освоения письменности на глиняных дощечках, решили попробовать использовать и другой материал – бересту. Береста – это кора с дерева берёзы, очищенная и высушенная. На подготовленную кору наносились резцы, с помощью сухого, заострённой палочки на конце. Готовые письмена складывали в хранилище. Берестяные книги хранились не долго, так как в них заводился жучок - короед, и это уничтожало книги. А эта книга сделана из воска (показываю), для изготовления восковых книг использовали специальные деревянные заготовки, которые заливались воском и на расплавленный воск наносились буквы и рисунки. Как вы, думаете удобны ли в изготовлении были восковые книги? Воск мягкий и царапается легко, но на нём плохо видно. А это, ребята Папирус еще один материал (показываю), который люди использовали для письма. Папирус - это растение, родом из далёкого Египта. Стебли папируса разрезали на полоски, высушивали и склеивали. На папирусе в древние времена не только писали, но и изображали образы людей и животных, которые совершали разные действия. Времена менялись, и люди продолжали экспериментировать с различными материалами для письма и создания книг. Люди стали использовать ткань и кожу. Эти материалы считались самыми дорогими по обработке, и они также были не очень удобными и практичными. Поиски удобного и практичного материала продолжались, пока не была изобретена бумага. Первую бумагу придумали в Китае. Секреты создания бумаги стали узнавать в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее. Люди много сочиняли сказок, песен, поговорок, загадок, и чтобы не забыть - их записывали вручную на листы бумаги. После этого все листы соединяли и скрепляли, получалась книга. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Сейчас бумагу производят на больших предприятиях, а умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, складывают листы в отдельные тетради и получается книга. Вот какой большой путь был пройден от каменной книги до современных. Сейчас не только книги делают из бумаги, а еще много интересного - тетради, альбомы, обои, открытки и декоративную бумагу, украшенную разными картинками для поздравлений и писем. Сегодня мы с вами тоже будем писать и рисовать на глине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»
Тьюторская позиция при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...

Методическая разработка проекта совместной деятельности с детьми по формированию предметных представлений в рамках лексической темы "Дикие животные"
Актуальность проекта: Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...
Проект «Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе»
Проект «Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе»...

совместная деятельность по формированию у детей финансовой грамотности на тему: "Семейный бюджет"
Совместная деятельность по формированию у детей финансовой грамотности на тему: "Семейный бюджет"...

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...



