Игра и труд - путь детей к познанию мира
методическая разработка (старшая группа)

Кулясова Анна Викторовна

Игра и труд - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.

                                 А.М.Горький

 

     Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников– ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труду. Статья Анны Викторовны Кулясовой, воспитателя МБДОУ Ильинского детского сада Починковского муниципального округа, раскрывает роль сюжетно –ролевой игры в формировании положительного отношения дошкольников к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulyasova_a.v.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и труд - путь детей к познанию мира

Игра и труд - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.

                                А.М.Горький

     Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников– ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труду. Статья Анны Викторовны Кулясовой, воспитателя МБДОУ Ильинского детского сада Починковского муниципального округа, раскрывает роль сюжетно –ролевой игры в формировании положительного отношения дошкольников к труду. 

     С начала посещения детского сада дошкольники приобретают навыки   самообслуживания, следят за порядком и чистотой   в   групповой   комнате,   ухаживают   за   комнатными   растениями, помогают сервировать столы, прибирать игрушки. Дома дети также могут помогать родителям, выполняя простейшие трудовые поручения. Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности непосредственно наблюдать   за   трудовой   деятельностью  своих   родителей     на   общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности   дошкольников- сюжетно-ролевая   игра.   Ценность её, в первую очередь, как свободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развития дошкольника.  

 «Игра- источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» ,- утверждал   Л.   С.   Выготский.

       Игра для дошкольника – это и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Сюжетно- ролевые игры имеют  большие возможности для воспитания у детей желания и умения трудиться. Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общество товарищей – всё это заставляет играть с удовольствием, с хорошим настроением.   Нужно не только научить детей играть, но и дать им через игру знания, воспитать у них нравственные качества, чтобы в  результате проделанной работы игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у них появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и главное умение – дружить.

       Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность, поэтому большая часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют,  присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.

   Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут ее разыграть.  Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, исходя из которого он может воссоздать в игре особенности профессии.

       Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

         Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

        Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.

         В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое.

        Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: на кухне мы воочию увидели,  как работают  повара и помощники, завхоз; в Фапе- медицинский работник. Индивидуальные  экскурсии и  беседы проводят сами представители той или иной профессии (полицейский, пожарный), сами родители в библиотеке, магазинах.

      При ознакомлении детей с трудом взрослых я пользуюсь  наглядными способами, сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

       Можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых.  К профориентационным играм можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?»  (назвать профессий, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?» и др.

        Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

          Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей.  Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул. Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той, или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов,  диафильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

     

    Вывод: современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума. Следует воспринимать сюжетно-ролевые игры как важное средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

        Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. В этот период происходит интенсивное  формирование личности,  и то,  что   не  было  заложено  в  детские  годы,  уже  не   компенсировать     и  не наверстать  взрослому человеку. А сюжетно-ролевые  игры  помогают  ненавязчиво  познакомить  воспитанников с  различными профессиями и сформировать положительное отношение  к труду.                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - это путь детей к познанию мира

Вся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересн...

Консультация для родителей "Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут"

Игра - дело серьезное. В играх у детей ярко проявляются особенности мышления, воображения, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении...

«Психология игры дошкольников: игра – путь детей к познанию мира»

Статья для воспитателей  и психологов детских садовПсихология и педагогика...

Игра - это путь детей к познанию мира

Играйте с детьми, это их познание жизни. Ведь игра-дело серьезное....

«Игра – путь детей к познанию мира».

    Для детей игра – это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенку рассматривали многие отечественные у...

Статья " Игра-путь детей к познанию мира"

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...

Игра —путь детей к познанию мира (копилка игр по развитию творческих способностей для детей раннего возраста)

Дети раннего возраста только начинают свой путь в познание окружающего мира, он учится играя и учится играть. В возрасте 2-3 лет активно развивается речевой аппарат, закладывается развитие творческих ...