Игра - это путь детей к познанию мира
консультация на тему

Чертановская Татьяна Петровна

Вся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересной содержательной  деятельностью, помогает изучить окружающий мир, делать первые открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - это  путь детей  к познанию мира

   Вся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересной содержательной  деятельностью, помогает изучить окружающий мир, делать первые открытия.

   А. М.Горький говорил, что игра это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Маленький ребенок - очень деятельное и любопытное существо. Он хочет активно участвовать в жизни взрослых людей и делать все так же, как делают они.

   В игре формируются черты будущего творца, создателя, труженика. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и на работе, когда вырастит - отмечает Макаренко.  В каждой хорошей игре есть рабочее усилие, и усилие мысли. Для того, чтобы мысли выросли инициативными, важно чтобы он играл, активно проявлял смекалку, находчивость, привыкал преодолевать возникшие трудности. Много из того, что делает ребенок, он повторят за взрослыми из любопытства. Он хочет узнать, как научится делать то или другое, понять, как и почему ведут себя так, а не иначе различные предметы – будь то телевизор, книги или обрывки бумаги. Вы наверное все видели, как маленький ребенок играет с бумагой. Это поистине универсальный предмет. Ребенок берет в руки мятый клочок бумаги и чем больше его мнет, тем меньше этот клочок становится. Он может порвать этот клочок и засунуть его себе в рот. Пока он жует, большой плоский лист превращается в маленький мокрый шарик. Когда бумагу рвут, он шуршит, словом она воздействует на все органы чувства. Если поместить перед лицом ребенка лист бумаги, он скроет от него всю комнату, а если этот лист бумаги убрать, малыш вновь увидит ваше лицо. Так что не удивляйтесь, что он предпочтет бумагу другим игрушкам, даже очень дорогим. Малышу нравится исследовать мир, окружающий его, и он должен его исследовать, чтобы вырасти любознательным и разумным. Обязательно играть с водой? Ведь она мокрая, создает беспорядок. Можно конечно развивать воображение, рассматривая книжку – раскладушку, при этом не придется постоянно мыть пол, менять намокшую одежду. Играть с водой необходимы. Они помогают ребенку, познакомится с такими понятиями, как сухое, теплое и холодное: течение, движение, оббьем и форма. Когда-то  малышу нравилось плескаться в ванне или бассейне, теперь же став постарше, он уже экспериментирует с решетом, водяной мельницей и водяным пистолетом. Но главное появляется сюжет игры. Люди не просто плавают, а плывут к острову и он капитан дальнего плавания. Игра с водой рождает у ребенка массу вопросов. Которые,  даже нас, взрослых, ставит в тупик. И таких игр, очень много: это и игры с  песком, глиной, тестом и т.д.

   Дошкольные годы- годы игры понарошку. Мир дошкольника полон фантазией. Трудно догадаться, кем он представляет себя в этот  или иной момент. Дети начинают играть  понарошку - когда учатся говорить.  Игра усложняется с развитием речи и умственной активности ребенка , достигая своего предела и конца дошкольного возраста. Игра понарошку, относится к умственным процессам, которые развиваются параллельно с речью. Фантазируя, ребенок производит действия, постигая на собственном опыте идеи, мысли и эмоции, проигрывая свои отношения с другими детьми.

   Одни дети используют игру понарошку для проработки эмоциональных проблем, другие - для определения своих отношений с родителями и друзьями.  Обычно они отражают не более чем сиюминутные интересы ребенка, то что происходит дома или в саду, дает представление о взгляде н мир глазами ребенка.

   В реальной жизни ребенок выполняет почти всегда одну и ту же роль: за нее решают, что надо и не надо делать. Но в мире игры у него свои правила. Много в жизни взрослых ребенок еще не может понять: взрослые ссорятся, уделяют больше внимания другим, чем ему, разговаривают по телефону, когда ему хочется пить. В качестве компенсации ребенок, отыгрывается на  своих куклах: он любит их, сердится на них, заставляя идти спать в самый разгар веселья.  В процессе такой игры малыш подвергает тщательному анализу свои чувства и действия, пробует свои силы. Таким образом, ребенок познает истоки отношений между людьми.

   Все игры дошкольников сопровождаются речью. Речь и игра , неразрывны. Более того во время игры ребенок тренирует речь, классифицирует правила, которые управляют отношениями, организуя свои мысли и занимается обобщениями, видя самостоятельный поиск причин того или иного действия.

   Детям нравится играть со строительным материалом, с разными видами конструктора, где ребенок развивает одновременно руки, пальцы и глазомер. Например, в конструировании ключевые операции - отвинчивание и завинчивание, скручивание,  раскручивание, соединения,  разъединение деталей, установка и балансировка.  Игра с конструктором содержит много элементарных научных и математических понятий и представлений в общем виде. Ребенок не знаком с геометрией или принципами возведения чисел в квадрат или в куб, но он может объяснить вам, что круглые фигуры покатятся, а квадратные останутся стоять на месте. Занимаясь конструированием из кирпичиков, благодаря этому ребенок делает серьезное открытие, узнает,  что из отдельных частей можно возвести целое сооружение. Сопоставляя размеры деталей,  малыш правильно рассчитает надежность своей конструкции и, следовательно, оградит его от лишних неприятностей. Благодаря этому ребенок освоит понятия объема, размера и элементарного деления.

   В игре формируются такие положительные черты характера как смелость, честность, стремление к достижению цели, коллективизм. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. Игра для детей не является просто забавой. В игре ребенок познает жизнь, играя, он  изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, изучат  растения, животных, окружающую жизнь взрослых. В игре изучение жизни протекают в доступной  и увлекательной для детей форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра - путь к познанию мира"

Консультация для родителей в виде презентации с использование сюжетных фотографий и доступного для восприятия теоретического материала...

Дидактическая игра, как средство познания мира

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: ...

Игра – путь к познанию мира, в котором живут дети и который призваны изменить

Скриншоты презентации по игре, которая является рекомендацией для родителей при подготовке детей к школе....

«Игра – путь к познанию мира»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмо...

Проект "Интеллектуальные игры как средство познания мира математики"

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...