«Актуальные аспекты организации бесед «Разговоры о важном»: будущее формируется сегодня!"
методическая разработка
Век стремительных изменений ставит перед педагогами дошкольного образования новые вызовы и возможности. Воспитание чувства патриотизма в настоящее время приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Педагоги, в детском саду ежедневно закладывают фундамент, на котором будет строиться жизнь сегодня и в будущем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 859.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 6 «Почемучка» п. Новоорск
«Актуальные аспекты организации
бесед «Разговоры о важном»:
будущее формируется сегодня!"
/из опыта работы ДОО/
Подготовила:
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад» № 6
«Почемучка» п.Новоорск
Шиваракова Раиса Евгеньевна
Новоорск, 2025
Век стремительных изменений ставит перед педагогами дошкольного образования новые вызовы и возможности. Воспитание чувства патриотизма в настоящее время приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Педагоги, в детском саду ежедневно закладывают фундамент, на котором будет строиться жизнь сегодня и в будущем.
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы.
Чтобы обеспечить преемственность между уровнями образования Минпросвещение рекомендовало в детских садах организовать занятия с дошкольниками по аналогии со школьными «Разговорами о важном», с целью развития ценностного отношения детей к России, ее населению, истории, природе, культуре. Однако формат, темы и содержание занятий необходимо адаптировать. Поэтому рекомендовано воспитателям проводить с детьми «Беседы о важном».
Наше ДОУ осуществляет реализацию программы «Говорим о важном», которая направлена на обсуждение тем, связанных с духовно-нравственными ценностями и патриотизмом.
Центральными темами «Бесед о важном» стали традиционные ценности российского народа, патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология, труд, различные аспекты истории, культуры и традиций России, а также важные социальные вопросы.
Программа подразумевает активное вовлечение воспитанников в беседы и развитие критического мышления по ключевым проблемам, с которыми сталкивается современное общество. Основное внимание уделяется формированию у детей чувства гордости за свою страну и пониманию её исторического и культурного контекста.
Разговоры о важном — это тот прецедент, который закладывает основу для будущей активности детей в обществе. Педагоги детского сада играют важную роль в формировании осознанных и ответственных граждан, которые не боятся говорить о важных вещах. Это особенно актуально в Год защитника Отечества.
Год защитника Отечества — это важная дата в России, и многие детские сады отмечают ее с детьми, проводя различные мероприятия и беседы на эту тему. Не остается в стороне наше ДОУ. Обсуждая важные аспекты защиты Родины, педагоги акцентируют внимание на следующих моментах:
- Патриотизм: Педагоги говорят о большой и малой Родине, объясняют детям, что значит любить свою страну, уважать ее символы, такие как флаг и гимн.
- Защитники: Говорится педагогами о том, что значит быть защитником — это не только военные, но и люди, которые защищают свою семью и родных, а также помогают другим.
- Важность мира: Педагоги объясняют детям, насколько важно жить в мире и согласии, и как каждый из нас может способствовать этому.
Для того, чтобы дети смогли чувствовать свою значимость и готовность взаимодействовать с миром, важно в дошкольном учреждении создать предметно – пространственную среду, комфортную детям.
Хочется особо остановиться на некоторых аспектах организации «бесед о важном» с детьми, чтобы они способствовали их развитию и формированию социально ответственной личности.
1-й аспект. Осознание педагогами важности общения для детей
Разговоры о важных темах — это не просто способ обмена информацией. Это возможность для детей развивать критическое мышление и учиться выражать свои мысли. Дети с раннего возраста нуждаются в возможности обсуждать, задавать вопросы и получать ответы на них. Это поможет сформировать у них уверенность в собственных силах и возможность участвовать в обсуждениях, что особенно актуально в современном обществе.
2-й аспект: Темы беседы с детьми
Хочу более подробно остановиться на выборе темы для «беседы о важном».
Темы обсуждения «Разговора о важном» должны быть полезны, интересны и понятны детям. Темы бесед выбираются с учетом знаменательных дат, а также значимых для дошкольников событий в текущем году, так как образовательный процесс воспитатели организуют по календарно-тематическому плану. Каждая тема несёт смысловую значимость и конечно же, воспитательную ценность.
Вот несколько подходов и тем, которые наши педагоги обсуждают с детьми:
Эмоции и чувства: Педагоги учат детей распознавать и осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, что способствует развитию социального интеллекта. Обсуждают что такое радость, грусть, страх и другие эмоции. Чтобы помочь детям лучше понимать и распознавать чувства используют книжки с иллюстрациями, демонстрационный материал.
Дружба и взаимодействие: Говорим о том, что значит быть другом, как делиться игрушками, как решать конфликты. Важно объяснять детям, что взаимопомощь и поддержка — это ценности, на которых строятся крепкие отношения.
Обсуждение культурных различий и необходимость уважать мнение других формирует толерантность и открытость.
Научиться взаимодействовать друг с другом помогают детям ролевые игры.
Добро и милосердие: Формируем представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы, воспитываем отзывчивость, способность сопереживать, не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу и сочувствие.
Родина: В настоящее время наша страна переживает важные исторические события и очень важно чувствовать себя частью своего народа, уметь сопереживать, гордиться, понимать, какую пользу ты можешь принести своей стране и своему обществу. Поэтому каждая встреча с детьми планируется под определённую тему, на которой дети с удовольствием участвуют в обсуждениях, отвечают на поставленные вопросы, просматривают ролики и интересные мультфильмы.
Семья: Обсуждаем с детьми семейные традиции, кого они любят и как заботятся друг о друге, о своих близких.
Труд: Обсуждаем с детьми, почему важно трудятся, способствуем пониманию ценности труда в семье и обществе, уважение к людям труда и результатам их деятельности.
Природа и окружающий мир: Беседуем о животных, растениях и важности бережного обращения с природой. Организуем маленькие прогулки на свежем воздухе и изучаем природу.
Знакомство с природой, ее законами и элементами экологии помогает углубить понимание взаимосвязи человека и окружающей среды.
Культура и красота: Задача педагогов формировать умение воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, в природе, в искусстве, поступках, стремиться отображать прекрасное в продуктивных видах деятельности.
Безопасность: Создаем ситуацию и говорим о том, как вести себя в общественных местах, с незнакомыми людьми и как важно следовать правилам безопасности.
Здоровье: Обсуждаем, почему нужно и важно мыть руки, правильно питаться и заниматься спортом. Организовываем простые физические активности для детей.
Мечты и желания: Просим детей рассказать о своих мечтах и желаниях. Это помогает развивать их творческое мышление и самовыражение.
В проведении таких бесед педагогу особенно важно помнить о том, что ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (участвует в обсуждениях, мозговых штурмах, викторинах, конкурсах, различных играх и т.п.).
Важно использовать простой и понятный язык, задавать открытые вопросы и поощрять детей делиться своими мыслями. Например, можно спросить: «Что тебе нравится делать с друзьями?» или «Как ты себя чувствуешь, когда ты счастлив?» Это позволит детям лучше понять мир и развивать свою эмоциональную грамотность.
3-й аспект: Создание безопасной атмосферы
Чтобы дети были готовы к разговору о важном, педагогами создаётся безопасная и доверительная атмосфера в группе. Это включает в себя:
- Уважение к каждому мнению без осуждения.
- Поддержка эмоционального выражения — пусть дети почувствуют, что их чувства имеют значение.
- Проведение групповых игр и занятий, способствующих открытой коммуникации.
4-й аспект: Использование интерактивных методов
Для более глубокого вовлечения детей в разговоры целесообразно использовать разнообразные интерактивные методы:
- Метод «Игры и ролевые занятия». Создавая ролевые модели, дети примеряют на себя разные социальные роли и учиться взаимодействовать друг с другом. Педагоги способствуют организации ролевых игр, чтобы дети могли примерить на себя роли защитников. Это может быть, как игра на военно-патриотическую тему, так и в героев сказок и мультфильмов, которые защищают своих друзей.
- Метод «Мультимедийные ресурсы». Чтобы визуализировать темы и вызвать интерес у детей используются аудио книги, фильмы и картинки, видеоролики и презентации.
- Применяя метод «Обсуждение на примерах из жизни», важно менять темы в зависимости от сезона, праздников или актуальных событий, чтобы поддерживать интерес у детей.
- Метод «Творческие задания» предлагает детям нарисовать рисунки на тему защиты, создать поделки или написать стихи, посвященные защитникам.
5-й аспект: Применение результатов обсуждений
Разговоры о важных темах не должны оставаться лишь на уровне обсуждения. Важно применять полученные знания в реальной жизни — это могут быть совместные действия в рамках группы, акции по защите окружающей среды или просто добрые поступки в повседневной жизни.
Отдельное внимание можно уделить разговору о профессиях, связанных с защитой - это пожарные, полицейские, врачи и те — кто также является защитниками, но в повседневной жизни.
6-й аспект: Разговоры о важном и развитие речи
«Разговоры о важном» у дошкольников являются важными аспектами речевого развития ребенка. Они не только помогают формировать у детей чувство принадлежности к своей стране, культуру и традиции, а также способствуют развитию коммуникативных навыков. Для создания интересного и познавательного контекста в беседы включаются рассказы об истории, культуре и природе своей страны, использование наглядных материалов (карт, альбомов) и мультимедийных ресурсов. Так же способствует речевому развитию организация праздников, на которых дети знакомятся с обрядами и семейными традициями, участвуют в конкурсах, играх, театрализованных представлениях. Рассказы о роли героя, знакомство с биографиями известных людей, которые сделали значительный вклад в историю своей страны, обсуждение их достижений и ценностей расширяет словарный запас, развивает монологическую и диалогическую речь. Развитию речи дошкольников способствует чтение книг о стране, её культуре и традициях, проведение упражнений и игр, направленных на развитие словарного запаса, фонематического слуха и грамматической структуры.
Чтобы эффективно сочетать патриотическое воспитание и развитие речи во время проведения «разговоров о важном», целесообразна интеграция разных видов деятельности, где через творчество (речь, театр, рисование) дети узнают об истории и культуре своей страны. Например, подготовка сценки о народном празднике с обсуждением его значимости и созданием соответствующих атрибутов.
Таким образом, можно создать целостную картину для формирования гармоничной личности ребёнка, которая будет гордиться своей страной, и выражать свои мысли уверенно.
В заключении хотелось бы отметить, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Надеемся, что реализация программы «Говорим о важном» оставит в детской душе неизгладимый след. Ведь доброта, искренность, гордость и патриотизм, о которых мы говорим обязательно дадут положительные результаты. Наши дети будут гордиться своей страной, ее историей, любить свой народ. А когда вырастут, станут полезными членами общества и профессионалами своего дела.
Будущее начинается сегодня, давайте сформируем его вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения нравственно-патриотических бесед "Разговоры о важном"
С целью воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и в рамках реализации Программы патриотического воспитания дошкольников р...
Тематическое планирование бесед «Разговор о важном» с детьми старшего дошкольного возраста.
этот материал поможет в планировнии совместной деятельности с детьми в старшей группе...

Тематическое планирование бесед "Разговор о важном" для дошкольников старшего возраста.
темы бесед для планирования на утренних сборах....
Перспективное планирование бесед «Разговор о важном»
Воспитание любви и уважение к своей стране, родителям, пожилым людям. прекрасному. Знакомство детей с историческими событиями отечественной истории, формирование начала гражданства, воспитывать патрио...

2025 год. Беседы "Разговоры о важном"
В рамках проведения цикла познавательно-тематических мероприятий "Разговоры о важном" с обучающимися младшей группы (воспитатель Леонтьева С. И.) была проведена бес...

Тематическое планирование бесед «Разговор о важном» с детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование бесед «Разговор о важном»...

Планирование бесед "Разговор о важном"
Патриотическое воспитание "Разговор о важном" старший возраст...


