Мини-музей как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников
учебно-методический материал (средняя группа)

Мариковская Екатерина Анатольевна

Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_v_dou.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей  как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников

1.  Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.  Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”.

- Что такое мини-музей?  Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Они являются неотъемлемой частью развивающей предметной среды  детского сада. Важная особенность — участие в их создании детей и родителей. 

2. Актуальность темы:

  • позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями;
  • является действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

3.  Цель создания мини-музеев:

  • привлечь внимание родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

4.  Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие креативного и логического мышления;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

5.  Особенности мини-музея в детском саду:

  • участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
  • ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
  • мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

6. Количество (мини-музеев) на год. От одного до трёх, в зависимости от наличия места, где будут располагаться экспонаты.

Алгоритм создания мини-музея

  • Определив тему и название мини музея, выбирается место для размещения, и затем собираются экспонаты, которые при необходимости имеют схему описания. Например, если это экспонаты музея природы, то должно быть указано:
  • где собран (место сбора, страна, если не Россия);
  • среда (водная, наземная, воздушная, почвенная);
  • кем собран (Ф.И.О. дарителя);
  • краткая информация об экспонате (где встречается, почему имеет такое название, особенности строения, как используется человеком).
  • Каждый мини музей имеет свою структуру. Обычно его экспозиция разделена на несколько зон, чтобы ребенку проще было усвоить или закрепить материал.

Правила поведения в мини – музее

  1. В нашем музее экспонаты разрешается трогать  руками.
  2. Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  4. Можно и даже нужно: задавать вопросы,  сочинять истории, придумывать игры.
  5. Приветствуется пополнение музея новыми  экспонатами, творческими работами.

Примерная тематика мини-музеев (которая понравилась мне):

  • Мини - музей дерева.  Цель   музея – используя экспозицию музея, развивать знания детей о  значении дерева в жизни человека.
  • Мини - музей мяча.  Цель   музея –  познакомить детей с разновидностями мячей.
  • Мини – музей хлеба. Цель мини – музея – формирование у детей общего представления о хлебе, как о главном продукте на столе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями.

В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами....

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС

Семья – это первый коллектив ребенка,  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.  Вовлечение родителей в...

Мини-музей как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников

Организация мини-музея – интересная и увлекательная форма работы...

"Драматизация, как одна из форм взаимодействия ДОУ и родителей. "

Статья - "Драматизация, как одна из форм взаимодействия ДОУ и родителей. "...

Презентация "Мини-музеи, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников"

Презентация "Мини-музеи, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников"...

Творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями

Родительское собраниев форме мастерской по изготовлению продуктов творчества. «Творческая мастерская – учимся творить вместе с детьми»...