Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС
статья по логопедии

Кравченко Марина Викторовна

Семья – это первый коллектив ребенка,  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.  Вовлечение родителей в проектную деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Шульмина Екатерина Викторовна,

 учитель - логопед МБДОУ «ЦРР д/с «Хрусталик» г. Абакан

Кравченко Марина Викторовна

учитель - логопед МБДОУ «ЦРР д/с «Хрусталик» г. Абакан

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Семья – это первый коллектив ребенка,  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Вовлечение родителей в проектную деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. В  соответствии с п. 3.2.5. ФГОС Д О: взаимодействием с родителями по вопросам образования ребенка является непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Основная цель проектного метода: развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Проектная деятельность позволяет преобразовывать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) в качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности). Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, педагогов) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. При взаимодействии с родителями в проектной деятельности необходимо соблюдать следующие правила: информированность - родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов; добровольность и возможность выбора; чувство успешности - родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности. Нами были реализованы следующие проекты:

Проект «Незнайка в гостях у детей» (подготовительная группа)

Цель: Создание условий для установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.

Задачи: Установить доверительные и партнёрские отношения с родителями. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включить детей в различные формы сотрудничества.

Проект «Семейные традиции» (старшая группа)

Цель: Создание условий для активизации  интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Задачи: Формировать у детей представления о семье. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

Проект «Шаг в будущее» (подготовительная группа)

Цель: Создание условий для формирования школьно - значимых функций у детей с ОВЗ.

Задачи: Повышать интерес к обучению в школе,  формировать  мотивацию к познанию и активному включению в творческо-поисковую деятельность.

Родители совместно с детьми организовывали семейные экскурсии для сказочного персонажа, оформляли буклеты о будущей школьной жизни, готовили творческое эссе о традициях своей семьи.

Следующим этапом каждого проекта стало выступление детей в группе с целью освещения полученной информации, воплощенной  совместно с родителями в конечный информационный продукт-буклет, плакат, альбом, календарь. Итогом стало выступление детей в составе творческой группы «Почемучка» для общеобразовательных групп детского сада.

 В процессе реализации проектов была отмечена низкая активность родителей на начальном этапе работы группы, обусловленная занятостью родителей, недостаточной педагогической компетентностью. По мере системной  консультационной работы участие в проектах группы приняли практически все семьи. Большое влияние оказала заинтересованность самих детей и пример тех семей, которые уже приняли участие в проектах. Таким образом, была достигнута цель -  установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими знаниями и интересами. Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей с ОВЗ, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

Библиографический список:

1.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010.

2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

3.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.

4.Карпене Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы. М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2011. – с.105 - 109

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Проект на тему: "Проектная деятельность,как одна из форм взаимодействия с семьёй."

Вовлечение родителей в проектную деятельность по экологическому воспитанию детей....

Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия с родителями

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что вос...

Тема: «Проектная деятельность, как одна из форм взаимодействия с родителями»

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифферен...

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы).

Я решила пойти нестандартным путем, вести работу с родителями через проектную деятельность. Поэтому начиная с первой младшей группы я начала работу по проекту « Мы в театр поиграем, много ...

Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»....

Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Консультация(для педагогов)Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями   воспитанников в соответствии  с требованиями ФГОС ДОУ...