музыкальное занятие «Казачья народная песня как источник нравственного воспитания учащихся».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Донской музыкальный фольклор богат и разнообразен.А можно ли в картине услышать музыку?
Как выучить легко и быстро большой текст народной песни?
На эти вопросы мы ответим на нашем занятии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 377.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
в детском объединении «Талисман»
«Казачья народная песня как источник
нравственного воспитания учащихся».
Пухальская Н.А.
педагог дополнительного образования
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к системе традиционных духовно-нравственных ценностей посредством использования музыкального фольклора Донского края.
Задачи:
Обучающие: развивать у детей умение с помощью графического рисунка, понимать и передавать содержание музыкального материала
Развивающие: развивать музыкальный слух, умственную активность, наблюдательность.
Воспитательные: активизировать интерес учащихся к истории и традициям родного края, прививать уважение к семейным ценностям, труду взрослых.
Методы обучения:
- наглядный (практический показ)
- словесный (объяснение, беседа)
- игровой (игровая форма подачи материала, использование элементов игры)
Формы работы: групповая.
Используемые средства: музыкальный центр, иллюстрация картины «Степь» А. И. Куинджи, картинка с марширующими детьми, схема последовательности движений в физминутке, схема движений танца.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под фонограмму песни «Ой, ты, степь широкая». Садятся на стулья.
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
Педагог: Ребята, какая музыка вас встретила сегодня в нашем зале? О чем она?
Учащиеся: Музыка спокойная, задумчивая, красивая. Про степь.
Педагог: Да, эта песня называется «Ой, ты, степь широкая». Как вы думаете, как нужно петь эту песню?
Учащиеся: Спокойно, мягким голосом, нежно.
Педагог: Это народная песня. В ней люди передали свою любовь к родному краю. Посмотрите на репродукцию картины художника А.И. Куиндже, который очень любил степные просторы и часто в своих картинах передавал красоту бескрайних ковыльных степей нашего донского края.
Наш донской край – это часть большой великой страны России, в которой мы с вами живём.
С давних времен в народных песнях люди отражали всю свою жизнь, в которой были и труд, и веселье, и военные походы.
2.Основная часть занятия.
Мы с вами уже знаем походную песню донских казаков «Если хочешь быть военным». Посмотрите на картинку. Она подскажет, как нужно исполнять эту песню.
Учащиеся: Четко, нужно маршировать. Шаги должны быть одинаковыми.
Педагог: Правильно, ведь это походная строевая песня. С ней казаки шли в военный поход.
Дети выстраиваются и поют стоя.
1.Если хочешь быть военным
Дисциплину соблюдай.
Припев: Пороху бери, бери.
Да шашку бери, бери,
Российское знамя
Неси впереди.
2.А из строя самовольно
Никуда не выходи.
3.Если ранят тебя сильно
Себе рано перевяжи.
4.Трёхлинейную винтовку
Никому не отдавай.
Педагог: Молодцы, ребята. Вы пели чётко, звонко, уверенно, как настоящие военные. Казачьи войска всегда считались самыми бесстрашными и смелыми, поэтому их посылали на самые сложные участки фронта. И у нас, на юге России, донское войско всегда почиталось.
Педагог: С победой возвращалось донское войско в свои станицы, хутора к своим семьям. Ребята, а как вы думаете, чем занимались казаки в мирное время?
Учащиеся: Строили дома, разводили домашних животных, засевали поля пшеницей.
Педагог: Я предлагаю вам поиграть и немного размяться. Сейчас мы с вами узнаем, как взрослые выращивают пшеницу.
Педагог знакомит учащихся с хороводной игрой «Копаем, копаем целый день».
Педагог: Понравилась ли вам игра? Хотите вместе сыграем?
Учащиеся: Да, хотим.
Педагог: А чтобы быстрее запомнить последовательность действий, давайте
рассмотрим следующую схему:
Общая игра «Копаем, копаем, копаем целый день»
Копаем, копаем, копаем целый день (движения копания как бы в огороде, наклоны вперед и вниз).
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они (демонстрируются театрально руки и ноги).
И снова на работу готовы ли идти (руки ставят на пояс, шагают, повора-чиваются, вокруг себя).
Готовы!
Рыхлим мы, рыхлим мы, рыхлим мы целый день (и далее также вторая и третья фразы)
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они (демонстрируются театрально руки и ноги).
И снова на работу готовы ли идти (руки ставят на пояс, шагают, повора-чиваются, вокруг себя).
Мы сеем, мы сеем, мы сеем целый день (движения).
Смотрите...
Готовы!
Польем мы, польем мы, польем пшеницу мы (движения)
Смотрите...
Готовы!
Мы косим, мы косим, мы косим целый день. Смотрите…
Готовы!
Педагог: Молодцы ребята, с помощью таблицы вы быстро выучили слова, запомнили последовательность действий и теперь знаете, как выращивали пшеницу на полях взрослые. Казаки трудились на поле с утра до вечера, чтобы вырастить хлеб, и конечно, очень уставали. Но им в труде всегда помогала песня. Песни, которые исполняют люди во время труда, называют трудовыми. Казаки – очень трудолюбивые люди. В каждой семье всегда было много детей, о которых заботилисьродители. Ну и дети, конечно, помогали взрослым в работе. А в короткие часы отдыха после трудового дня, казаки собирались вместе, пели песни, плясали.
Ребята, как называются народные песни, веселого характера, которые исполняются вместе с танцем?
Учащиеся: Плясовые. Игровые.
Педагог: Какую игровую песню вы знаете?
Учащиеся: «Земляничка ягодка»
Педагог: Мы с вами выучили мелодию этой песни, знаем слова, но так как она плясовая, нам нужны движения. И помогут нам выучить движения наши помощники-схемы.
Земляничка-ягодка (Движение по кругу)
Во бору родИлася –
Эй, эй, вот и я,
Вот и милая моя!
Во бору родИлася (Движение вкруг ,из круга)
На солнышке грЕлася –
Эй, эй, вот и я,
Вот и милая моя!
На солнышке грЕлася,
Русу косу чЕсала –( повороты влево)
Эй, эй, вот и я
Вот и милая моя!
Русу косу чЕсала,
Гребешочек слОмала –(дети соединяют руки «звездочкой
Эй, эй, вот и я, идут по кругу)
Вот и милая моя!
Гребешочек слОмала,
К себе милого звала –
Эй, эй, вот и я,
Вот и милая моя!
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы знакомились с народной музыкой нашего донского края. Какая из песен вам больше всего запомнилась?
Учащиеся: Мне понравилось показывать, как сеяли пшеницу. Земляничка-ягодка, солдатская песня. Песня «Ах, ты, степь широкая».
Педагог: Что вам помогло быстро выучить движения в физминутке и танце?
Учащиеся: таблицы и схемы. Картины были как подсказки.
Педагог: Да, мы запоминаем не только по слуху, но и глазами. Поэтому у вас сегодня все получилось.
Педагог: Я прошу вас к следующему занятию нарисовать рисунок к той музыке, которая вам понравилась сегодня больше всего. До следующей музыкальной встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста: "Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры"
Интегрированное музыкальное занятие по теме: «Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры» Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, с целью воспитани...

Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"
На музыкальном занятие дети знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....
Конспект музыкального занятия по разучиванию песни
Развлечение для малышей...

Открытое музыкальное занятие "Башкирские народные инструменты" в детском саду "Миляш" с. Аскарово. Музыкальный руководитель Ишбулдина Айгуль Валитовна
В детском саду "Миляш" с. Аскарово Абзелиловского района прошло итоговое занятие в подготовительной группе по инновационной площадке, по теме "Башкирские народные инструмент...

Конспект занятия "Русская народная песня"
Музыкальное занятие предназначено для проведения с детьми подготовительной группы в целях ознакомления с русской народной песней...

13.04.23г.Конспект музыкального занятия "История создания песни "Священная война" сл.В.Лебедева-Кумача муз. Ал.Александрова для детей старшего дошкольного возраста
13.04.23г.Конспект музыкального занятия "История создания песни "Священная война" сл. В.Лебедева-Кумача муз. Ал.Александрова для детей старшего дошкольного возраста...
Тематическое музыкальное занятие " День народного единства"
Музыкальное занятие в старшей группе ДОУ " День народного единства"...








































