Теоретическая работа "Роль словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников"
статья

Королева Мария Владимировна

В процессе воспитания у ребёнка с помощью взрослого или воспитателя могут складываться те или иные психологические качества и свойства личности. Таким образом психологическое развитие ребёнка происходит в процессе обучения и воспитания. Способность активной умственной деятельности является залогом для полноценного и всестороннего развития ребёнка, а умные и образованные люди ценятся во всех сферах общества Именно поэтому, на первый план выдвигается задача формирования способности активной умственной деятельности, в том числе и в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретическая работа

на тему: «Роль словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников»

2022

Содержание

Введение        3

Глава 1        5

1.1 Словесная дидактическая игра        5

1.2 Влияние словесных дидактических игр на развитие дошкольников        8

1.3 Умственное развитие дошкольников        9

1.4 Способы благоприятного влияния на умственное развитие дошкольников.        11

Заключение        16

Список использованной литературы        17

Введение

Детство дошкольника — это самый первый период психического развития ребёнка и из-за этого он является самым важным. Именно в этот момент закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, а также познавательных процессов и видов деятельности. В этом возрасте воспитатели и родители находится с ребёнком в очень близких отношениях и принимают в его развитии одно из самых глобальных участий, а значит его воспитывают. Дети очень сильно чувствительны разного рода воздействиям и, если на данном этапе нет каких-либо результатов значит, что они ещё не проявились. Дети как губка, они впитывают впечатления, стиль поведения, знания и манеры поведения, но всё это не всегда можно заметить сразу.

Правильно организованное обучение и развитие способствует нормальному психологическому развитию, служит его источником. В процессе воспитания у ребёнка с помощью взрослого или воспитателя могут складываться те или иные психологические качества и свойства личности. Таким образом психологическое развитие ребёнка происходит в процессе обучения и воспитания. Способность активной умственной деятельности является залогом для полноценного и всестороннего развития ребёнка, а умные и образованные люди ценятся во всех сферах общества Именно поэтому, на первый план выдвигается задача формирования способности активной умственной деятельности, в том числе и в дошкольном возрасте.

Также ФГОС ДОО от 2013 года установил ряд целевых ориентиров на этап завершения дошкольного образования:

  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.[5]

Эти целевые ориентиры находятся в области умственного развития, их необходимо достичь по завершению дошкольного образования, значит одним из методов их достижения может являться словесная дидактическая игра.

Цель: определение роли словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников.

Объект: словесные дидактические игры.

Предмет: влияние словесных дидактических игр на умственное развитие дошкольников.

Задачи:

  • Изучить словесные дидактические игры.
  • Рассмотреть влияние словесных дидактических игр на развитие дошкольников.
  • Определить значение понятия умственное развитие.
  • Рассмотреть способы благоприятного влияния на умственное развитие дошкольников.

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения эффективности использования словесных дидактических игр в целях умственного развития ребенка.

Глава 1

Словесная дидактическая игра

Игра – практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком ранее. В ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются: благодаря речи (одному из выразительных средств игры) знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план и, следовательно, обобщаются. В игре идет пополнение знаний благодаря действиям с разнообразными предметами и игрушками (знания о свойствах и качествах предметов и их использовании, о материалах, из которых они изготавливаются, и т.д.), благодаря обмену мнениями в ходе коллективной игры между ее участниками, советов и пояснений педагога. В игре формируется речь и познавательные интересы детей.

Наряду с сюжетными играми большая роль в речевом развитии детей принадлежит дидактическим играм и лексическим упражнениям.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия и отображении этого в речи требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту.

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки; называют профессии; определяют то или иное событие и т. п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, И. Сурикова, С. Маршака, Д. Родари), которые читает наизусть воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. Не меньшее педагогическое значение имеют игры - загадки, игры-предположения («Что было бы, если бы?..»), разработанные А.И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» представлены словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки, разбираться в реальных и не реальных ситуациях.

Словесные дидактические игры, используемые как форма обучения детей, включают в себя две составляющие: познавательное и занимательное. В ходе занятия воспитатель является и наставником, и полноценным участником игры, он так же, как и дети, включен в игровой процесс. Для углубления и закрепления знаний дошкольников, педагог задает наводящие вопросы, загадывает загадки, стимулирует познавательную активность детей, направляет детей на поиск решения выхода из созданной ситуации.

Словесные дидактические игры:

  • Игры – путешествия (Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают);
  • Игры – поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;
  • Игры – загадки (Развивают способность к анализу);
  • Игры – беседы (Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность).
  • Игры – предположения (Что было бы, если бы?..)

Влияние словесных дидактических игр на развитие дошкольников

Словесные дидактические игры по развитию речи применяют на своих занятиях и воспитатели, и учителя-логопеды. С их помощью происходит активизация словаря ребенка, развитие познавательных умений, способностей сравнивать и анализировать. Помимо речевого развития и формирования слухового внимания, с помощью словесных дидактических игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакций и умение понимать юмор.

Словесная дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей, в их сочетании. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей, учат детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, так как воспитатель обозначает словом качества предметов, действия, движения и, повторяя слова в разных условиях, закрепляет его словаре ребёнка.

Развивающий эффект словесной дидактической игры прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Таким образом, словесные дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Результатом работы является то, что дети способны самостоятельно разложить по порядку последовательные картинки, понимая причинно-следственные связи, составить рассказ по сюжетным картинкам, пересказать события из своей жизни, используя сложноподчиненные предложения.[3]

Умственное развитие дошкольников

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По мнению ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, ознаменуется информационной революцией, когда знающие и образованные люди будут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость грамотно ориентироваться в растущем объеме знаний предъявляет иные требования, чем 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной мыслительной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе необходимо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это было в традиционной системе умственного воспитания.[3]

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум.

Основная особенность умственного развития ребенка до школьного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста.

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Способы благоприятного влияния на умственное развитие дошкольников

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью со общения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.[3]

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее по требуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг?

Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведения ми искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • Сенсорное воспитание (развитие);
  • Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
  • Становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:

  • Воспитание любознательности, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» - у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок, аппликация).

Поэтому задачей умственного воспитания также является:

  • Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Кратко обозначим влияние реализации каждой задачи на умственное развитие:

  • Сенсорное развитие: Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. Задача сенсорного воспитания своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
  • Развитие мыслительной деятельности: В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов. Однако, признавая исключи тельную роль памяти в развитии познавательной деятельности, не следует все же ее переоценивать. Память является кладовой знаний, основой, без которой нельзя обойтись, но ограничиваться ею в развитии познавательной деятельности детей нельзя. Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность: умение сосредоточивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.
  • Становление речи: Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя или вслух, а говорить значит думать. Слово-материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).

  • Воспитание любознательности, познавательных интересов: После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт. Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.
  • Формирование системы знаний об окружающем мире: Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе. Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты умственно го развития, но без них последнее невозможно. Поэтому основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

Заключение

Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик. Познавательные процессы – составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей Детям старшего дошкольного возраста свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам. Дети направляют свои усилия на решение интересной головоломки, на соблюдение определенных правил. Для них это увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия, а решающее значение в умственной деятельности приобретает стремление получить новые знания. Возможность обучать маленьких детей посредствам активной интересной для них деятельности - отличительная особенность словесных дидактических игр.

Список использованной литературы

  1. Водовозова, Е. Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003628497/
  2. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2015.
  3. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. – Академия, 2015. - 146-356 с.
  4. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/sorokina-a-i-didakticheskie-igry-v-detskom-sadu_55d9a5a3e03.html
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  6. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
  7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990.
  8. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М., 1983.
  9. Романович, О. А., Стефанова, Н. Л., Селищева, Т. В: Дидактические игры для дошкольника. "Я в детском саду". -  Учитель, 2017.
  10. Попова, М., Радина, Е. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – Просвещение, 1985.
  11. Поддьякова, Н. Н., Сохина, Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Просвещение, 1988.
  12. Герасина, Е. В. Детская психология. – М.: Владос, 2015
  13. Жукова, О.С. Как вырастить умного ребенка / – СПб.: Нева, 2002.
  14. Печора, К. А. Развитие внимания и памяти в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. – 2014.
  15. Д’Эсклеб С. Монтессори. 150 занятий с малышом дома / С. Д’Эсклеб ; пер. Н. Озерская. – Москва : Эксмо, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в умственном развитии дошкольника.

Дидактическая  игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и ...

«Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей».

«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.» (Люблинская ...

Словесные дидактические игры в умственном развитии детей дошкольного возраста

Словесные дидактические игры играют большую роль в умственном, духовном развитии детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию самостоятельности, выдержке, организационным навыкам, мыслительны...

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

В словесной дидактической игре детей учат думать о тех вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. При словесных играх требуется использова­ние приобретенных ранее знаний....

"Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей."

Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Они являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представ...