Словесные дидактические игры в умственном развитии детей дошкольного возраста
статья по теме
Словесные дидактические игры играют большую роль в умственном, духовном развитии детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию самостоятельности, выдержке, организационным навыкам, мыслительным способностям, а также овладению обширной информацией, знаниями и умению применять их в соответствии с обстоятельствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные дидактические игры в умственном развитии детей дошкольного возраста
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, она занимает всю его жизнь. Играя в словесные дидактические игры, ребёнок учится самостоятельности, выдержке, организационным навыкам, а также овладевает обширной информацией, знаниями, что способствует формированию духовных, интеллектуальных, умственных качеств ребёнка, а это является одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Познавая окружающий мир, ребёнок активно развивается, формируется мышление и речь. Приучить ребёнка думать непростая задача для педагога, необходимо заинтересовать, завлечь, сделать умственный труд занимательным и увлекательным, правильно спланировать и организовать игру.
Дети младшего возраста только начинают усваивать структуру разговорной речи, поэтому, подбирая словесные игры для младшего возраста, следует чаще использовать игры народного творчества – потешки. Малышам очень нравится стихотворная речь, они испытывают большое удовольствие, когда им читают стихи. Перед тем, как читать, необходимо ознакомить детей с героем потешки: «Идёт коза рогатая…» - с козой, «Сорока – белобока…» - с сорокой и т. д.
В процессе игры воспитатель обучает детей, руководит и играет вместе с детьми. Речь воспитателя должна быть спокойной, эмоциональной и грамотной. Дети должны понимать значение произносимых слов, о чём говорится в потешке и уметь правильно повторять за воспитателем, правильно соотносить слова в потешке с действиями.
Дети среднего возраста начинают активно познавать окружающий мир, речь становится более понятной и связной, увеличивается словарный запас слов. Они могут уже группировать предметы по назначению, материалу и качеству, выделять некоторые признаки предметов.
Для детей среднего возраста игры должны способствовать в основном развитию диалогической речи, умению правильно произносить звуки, слуховому вниманию, математическим способностям и ориентировке в пространстве. И только лишь незначительная часть игр должна быть направлена на развитие мыслительной способности.
В процессе игры воспитатель продолжает руководить игрой, участвуя в ней лично или наблюдая за ней, но роли ведущего уже можно поручать детям.
Дети старшего и подготовительного возраста становятся более наблюдательны и любознательны, проявляя всё больший интерес ко всему интересному и загадочному. Они хотят узнать взаимосвязь между предметами, окружающими их, и явлениями, происходящими с ними. Интересным для них становится решение интересных ребусов и головоломок.
Словесные игры для детей старшего и подготовительного возраста должны быть направлены на развитие быстроты и гибкости мышления, выдержку, сообразительность, развитие памяти. Игры помогут воспитать наблюдательность, смекалку, активизировать словарь, а также они способствуют развитию логики и умению делать правильные умозаключения.
Играя, дети научатся находить в предметах характерные отличительные признаки, признаки сходства, сумеют их описать и узнать по описанию, смогут классифицировать предметы по разным признакам.
Воспитатель объясняет правила перед игрой, следит за её ходом, за соблюдением правил, но сам не участвует в играх. В процессе игры хвалит активных, находчивых детей, уделяет больше внимания стеснительным и нерешительным детям, а также помогает медлительным и менее сообразительным детям.
Методические рекомендации по проведению игр
- Игры необходимо выбирать соответственно уровню развития детей, они не должны быть ни слишком сложными и ни слишком простыми.
- Выбирая игру, следует ориентироваться на задачи педагогического процесса и её можно использовать как часть занятия, а также в свободное от занятий и других режимных моментов время.
- Перед игрой создать игровое настроение, считалочкой ввести в игру, соблюдая справедливость выбора.
- Сделать игру увлекательной, интересной, используя элементы игры: в начале считалочкой, затем соревнования, сговор, в заключении похвала, поощрение.
- Игру нужно строить так, чтобы максимально были задействованы все дети, независимо от того, сколько детей принимает участие, вся группа или же небольшая подгруппа.
- Объединять детей в игру небольшими группами с разной степенью активности, чтобы менее активные дети равнялись на более активных.
- Особое внимание нужно уделить правилам в игре. Объяснять правила следует понятно и чётко, а также следить за их соблюдением.
Преимущество словесных дидактических игр в том, что в них можно играть в любом месте и в любое время - в группе, на улице, дома с родителями, по дороге в детский сад и домой, так как они не требуют специальных условий и материалов. Главное педагогу систематизировать игры, правильно их организовать, и соблюдать необходимую методику. А родители в свою очередь, играя дома со своими детьми в словесные игры, смогут наладить эмоциональный контакт со своим ребёнком и развить в нём самостоятельность мышления и умственные способности, необходимые для подготовки ребёнка к школе и успешной жизни в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-382151-1389692157.jpg)
Презентация "Словесно-логические игры для творческого развития детей дошкольного возраста"
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И в это время детям особенно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593642-1423944617.jpg)
Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию нестандартные дидактические игры для развития мелкой мотоки детей дошкольного возраста. ...
«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-444934-1441901125.jpg)
Памятка для родителей "Дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста"
Дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-888309-1486062914.jpg)
Презентация Роль дидактической игры в умственном развитии детей дошкольного возраста
ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/13/picture-1043310-1528883164.jpg)
Собственная методическая разработка «Влияние дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»
Данная разработка позволяет получить представление о роли дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста....
Методическая разработка «Влияние дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»
Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как модно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, п...