Комплект методических материалов по воспитанию кгн у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)
Комплект материалов по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр содержит следующие разделы:
- Взаимодействие педагога с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством дидактических игр
- Календарно-тематическое планирование по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
- Копилка дидактических игр
- Взаимодействие с родителями по воспитанию культурно-гигиенических навыков (рекомендации для родителей)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 458.46 КБ | |
| 17.51 КБ | |
| 192.2 КБ | |
| 61.65 КБ | |
| 1.03 МБ | |
| 360 КБ | |
| 301.28 КБ | |
| 2.35 МБ | |
| 2.35 МБ | |
| 229.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством
дидактических игр
Составитель:
Егорова Екатерина Сергеевна
2025
Оглавление
1.4 Картотека дидактических игр 10
Комплект материалов по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
1.1 Пояснительная записка
В современной дошкольной образовательной организации с учетом принципов ФГОС ДО большое внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. В младшем дошкольном возрасте начальные представления детей о здоровом образе жизни связаны с двигательной активностью и соблюдением правил гигиены, овладением культурно-гигиеническими навыками. Формирование у младших дошкольников представлений о ценности здоровья, начинаются с более простой задачи - воспитания культурно-гигиенических навыков, что непосредственно связано с воспитанием культуры поведения, развитием личностных качеств дошкольников (аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и др.). Педагогу ДОО необходимо заранее продумать, спланировать и правильно организовать решение данных вопросов в образовательном процессе детского сада.
Внимание воспитанию привычки к чистоте, порядку, аккуратности необходимо уделять не только в дошкольном учреждении, где дети находятся большую часть времени, но и в семье, где родителям следует закреплять привитые культурно-гигиенические навыки младших дошкольников. Именно в младшем возрасте дети способны не только освоить основные навыки культуры и гигиены, понять их важность, но и научиться легко и правильно их выполнять. В этом возрасте взрослые учат детей содержать в чистоте свое тело, свою одежду и вещи, самостоятельно чистить зубы, умываться, одеваться, опрятно есть за столом, убирать вещи и игрушки на место. Важно не упустить время, так как именно сформированные в младшем возрасте навыки способны сохраниться на всю дальнейшую жизнь.
Значительно повышают качество работы использование разнообразных форм, методов и особенно игровых приемов. Именно их выбор представляет трудность для молодых специалистов, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, его интересы и возможности. В ходе теоретического исследования было выяснено, что воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет будет проходить эффективнее, если использовать дидактические игры.
Задачами проектной части дипломного проекта являются освещение методического аспекта взаимодействия педагога с детьми и разработка комплекта методических материалов для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Комплект материалов по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр содержит следующие разделы:
- Взаимодействие педагога с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством дидактических игр
- Календарно-тематическое планирование по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
- Копилка дидактических игр
- Взаимодействие с родителями по воспитанию культурно-гигиенических навыков (рекомендации для родителей)
Данный комплект разработан с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у них культурно-гигиенических навыков посредством дидактических игр.
1.2 Взаимодействие педагога с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством дидактических игр.
Ключевое значение в воспитании культурно-гигиенических навыков имеют такие факторы, как:
1. Время, когда начата работа по формированию культурно-гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание целесообразно проводить с самого раннего возраста;
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, состоянием его здоровья. Обучение должно соответствовать возрасту и становиться более сложным и объемным по мере взросления ребенка;
3. Систематичность обучения. Основополагающие режимные процессы необходимо реализовывать в определенной последовательности, например, с первых месяцев жизни ребенка, постоянное повторение в течение суток кормления, массажа, купания, игр и т.д., совершающихся всегда в определенной последовательности, и в определенное время. Постоянство условий их проведения содействует формированию условных рефлексов, что позволяет воспитывать навыки культуры и гигиены естественным путем;
4. Согласованность действий всех взрослых, которые осуществляют воспитание ребенка (родителей и педагогов), отсутствие противоречий в требованиях, единство их требований;
5. Условия, в которых происходит формирование навыков. Обучение культурно-гигиеническим навыкам рекомендуется осуществлять, когда у ребенка позитивное настроение, важно, чтобы освоение новых правил происходило естественно, не вызывало у ребенка утомления, отрицательных эмоций и сопровождалось ощущением радости. Также важно хвалить ребенка за корректно произведенные действия и не вызвать отторжения от дальнейших занятий при неудачах.
Задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет:
− приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;
− приучать насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
− формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
− не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;
− создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
− формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
− способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Для успешного решения задач по воспитанию у детей 3-4 летнего возраста культурно-гигиенических навыков рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе и, конечно же, дидактические игры. Также важно сочетать словесный, практический и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки.
Дидактическая игра, обладая определенной структурой, требует от ее участников четкого выполнения правил. Особенности строения структуры игры с правилами определяет и ее влияние на развитие детей – стимулирует становление взаимной нормативной регуляции поведения, контроль за выполнением правил (что является важной составляющей морально-нравственного развития ребенка), способствует развитию стремления к достижению успеха, сопоставлению своих результатов действия с результатами партнеров, развитию самооценки. Игры, предложенные ребёнку, должны содержать условия, способствующие полноценному развитию личности: единству познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребёнка. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были соблюдены, т.е. чтобы каждая игра приносила ребёнку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность [16, с. 133].
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно.
Одним из главных требований при планировании воспитательной работы является содержание материала. Оно подбирается с определенной воспитательной целью, в том числе, и с целью формирования культурно-гигиенических навыков. Материал эффективен, если соответствует определенным общепедагогическим критериям. Главными критериями, на которые я опиралась, подбирая содержание, является доступность (освобождение от слишком сложного и второстепенного материала), соответствие возрастным особенностям детей 3 - 4 лет.
1.3 Примерное перспективное планирование по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН ДОО, целевыми ориентирами образования ФГОС ДО, показателями развития детей 3-4 лет.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приёмы: дидактические игры.
Принципы:
‒ единство требований со стороны взрослых к воспитаннику и уважение его личности;
‒ сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы и самостоятельной деятельностью детей;
‒ соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Примерное перспективное планирование по формированию культурно – гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста
Месяц | Компоненты культурно-гигиенических навыков | ||||
Культура умывания | Культура внешнего вида | Культура питания | Культура поведения | Поддержание порядка в окружающей обстановке | |
март | Д/И «Научим куклу Олю мыть руки» | Д/И «Помоги кукле одеться на прогулку» | Д/И «Завтрак у куклы Оли» | Д/И «Хорошо или плохо?», Д/И «Кукла Оля простудилась» | Д/И «Найди пару» |
апрель | Д/И «Подбери картинки (Личная гигиена)», Д/И «Правила гигиены» | Д/И «Кому что нужно» | Д/И «Покажем Мишутке как правильно кушать» | Д/И «Культура поведения дома», Д/И «Культура поведения в гостях» | Д/И «Найди место для игрушки» |
май | Д/И «Чистоплотные дети», Д/И «Чудесный мешочек» | Д/И «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться» | Д/И «У куклы Оли день рождения» | Д/И «Культура поведения в транспорте» | Д/И «Каждой вещи свое место» |
1.4 Картотека дидактических игр
Картотека включает в себя дидактические игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Картотека может быть использована педагогами дошкольных учреждений, студентами при подготовке к практике и ее проведении, родителями, заинтересованными в развитии культурно -гигиенических навыков.
Игры распределены в зависимости от компонентов культурно-гигиенических навыков:
-культура умывания
-культура внешнего вида
-культура питания
-культура поведения
-поддержание порядка в окружающей обстановке.
Культура умывания
Научим куклу Олю мыть руки
Цель: формирование навыков умывания; воспитание желания умываться в определенной последовательности, аккуратного обращения с гигиеническими предметами.
Материал и оборудование: кукла Оля, мыло, полотенце.
Методы и приемы: прямой показ последовательности способа действия, словесные указания, художественное слово.
Предварительная работа: игра «Дочки-матери», рассматривание иллюстраций по этой проблеме.
Словарная работа: мыло, намыливать, смывать, вытирать.
Ход игры
В гости к детям приходит кукла Оля
Оля. Здравствуйте дети, я пришла к вам в гости поиграть с вами.
Воспитатель. Дорогая Оля, мы очень тебе рады. Дети готовятся к завтраку. Они сейчас будут мыть руки. А у тебя почему такие грязные руки? (Восп-ль обращает внимание детей на руки куклы)
Оля. Я рисовала рисунок своей подруге, замарала руки, и они теперь не отмываются.
Воспитатель. А ты руки с мылом мыла?
Оля. Нет! Я мыла просто водой.
Воспитатель. Дети, что нужно делать чтобы руки у Оли были чистыми (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, руки нужно мыть с мылом. А ты Оля, умеешь мыть руки с мылом?
Оля. Я не умею намыливать руки
Воспитатель. А наши дети умеют правильно пользоваться мылом. Хочешь мы тебя научим? Дети, научим Олю мыть руки с мылом?
Воспитатель приглашает детей в умывальную комнату. Дети встают вокруг раковины не мешая друг другу. Воспитатель читает стихотворение «Умывалочка Н. Пикулевой
Знаем, знаем, да,да,да, Лейся на ладошку
Где тут прячется вода! По-нем-нож-ку…
Выходи водица, Нет, не понемножку – посмелей,
Мы пришли умыться! Будем умываться веселей.
Воспитатель предлагает детям засучить рукава до локтей. То же самое «делает» Оля. Затем ребята включают и регулируют воду. Они вместе с педагогом показывают Оле, как надо мочить руки, а потом взять мыло, намылить руки и сделать «рукавицы». Дети смывают мыло под струей воды. Кукла Оля «повторяет» за ними все действия. Воспитатель спрашивает у детей о том, что делать дальше? (Закрыть краны.)
Далее дети с педагогом и куклой Олей вытирают руки полотенцами. Вешают полотенца на место.
Воспитатель. Дети, посмотрите на свои руки и руки Оли. Какими они стали? (Чистыми.)
(Ответы детей.)
Кукла Оля. Дорогие ребята, большое спасибо за то, что научили меня правильно мыть руки с мылом. Я теперь буду дружить с мылом. До свидания!
Чудесный мешочек
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.
Ход игры: Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.
Подбери картинки (Средства личной гигиены)
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.
Материал: картинки на липучках с изображением предметов личной гигиены (Приложение Г)
Ход игры: воспитатель просит подобрать подходящие картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
Правила гигиены
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
Культура внешнего вида
Помоги кукле одеться на прогулку
Цель: закрепить обобщающие понятия «одежда», «обувь», формировать навыки одевания и раздевания.
Оборудование: кукла, одежда для куклы.
Ход игры
Воспитатель берёт с полки куклу и говорит, что кукла Оля просит взять её с собой на прогулку. Дети соглашаются, но оказывается, что ей надо помочь одеться. дети вместе с воспитателем подбирают кукле одежду и помогают одеть её в нужной последовательности.
Усложнение: по возращении с прогулки помогают кукле раздеться в нужной последовательности и убрать всё в шкаф.
Чистоплотные дети
Цели: закрепить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры
Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
2 вариант. Воспитатель задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться
Цель: помочь детям освоить одевание как целостный процесс по самообслуживанию, закрепить последовательность и способы рационального выполнения действий.
Оборудование: оборудование раздевальной комнаты; предметно – схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка. (персонаж может меняться)
Ход игры: дети выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровой персонаж Петрушка. Петрушка спрашивает детей, умеют ли они одеваться. Дети отвечают, что умеют одеваться.
Взрослый поясняет: А если, вдруг, кто-то забудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогут вспомнить последовательность одевания.
Воспитатель обращает внимание Петрушки и детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Петрушка побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.
Методические рекомендации: руководя детской деятельностью, взрослый использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить:
«У тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? (Ребенок одел правый ботинок на левую, а левый – на правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
Кому что нужно
Цели: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: серия больших картин, на которой изображена растрепанная девочка, неопрятный мальчик. Маленькие картинки для каждого ребёнка с изображением предметов гигиены (расчёска, мыло, мочалка, полотенце, щётка для обуви)
Ход игры
Воспитатель вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитателю, то должны объяснить его назначение, например: «Вот мыло и щетка для умывания». Или: «Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась».
Методические рекомендации: игра проводится с группой детей. При затруднении выполнения задания, необходимо задать наводящие вопросы.
Культура поведения
Хорошо или плохо?
Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.
Материал: Лото «Хорошо или плохо» (Приложение Е).
Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.
Культура поведения (в транспорте, дома, в гостях)
Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.
Материал: Лото «Культура поведения» (Приложение З, И, К).
Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.
Кукла Оля простудилась
Цели: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.
Материал: носовой платок, кукла.
Ход игры: Воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок? И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами: - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
Поддержание порядка в окружающей обстановке
Найди место для игрушки
Цель: учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.
Игровые задания. 1. Обыгрывание игрушек (2— 3 новые игрушки) — рассказать стихотворение, загадать загадку, узнать по описанию и др. 2. Ставить игрушки на место. Оценивать совместно правильность выполнения задания: где лучшее место для игрушек. Роль ведущего может выполнять воспитатель или ребенок.
Оборудование: игрушки.
Найди пару
Цели: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, носки, варежки, кукла Оля (Приложение Ж).
Ход игры
Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Оля – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один ботинок нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Оле – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.
Каждой вещи свое место
Цель: закрепить правило «Каждой вещи – свое место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.
Предварительная работа: вместе с детьми приводили в порядок игрушки и пособия, размещали в удобных для пользования местах.
Методические приемы: чтение стихотворения «Маша-растеряша», вопросы к детям:
- Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?
- Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.
- Какого, дети?
- А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи.
- Алешенька, принеси мне, пожалуйста, книгу. Спасибо. Олечка, будь добра, подай мне, пожалуйста, куклу Таню. Спасибо. Аленушка, сделай доброе дело, положи Андрюшку-малыша в коляску. Молодец.
- Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?
- Мы знаем, где они лежат.
- Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Есть еще правило «Где взял, туда положи». Оно поможет поддержать порядок в группе.
Культура питания
Завтрак у куклы Оли
Цели: познакомить детей с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры
Воспитатель говорит детям: «К кукле Оле пришли гости, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давайте поможем Оле расставить чашки и блюдца. Теперь разложите ложки к чашкам. Налейте чай в чашки. Напоите чаем наших гостей". Если дети испытывают затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай, произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
У куклы Оли день рождения
Цель: обобщить знания детей о правилах поведения во время приема пищи, о некоторых продуктах питания.
Оборудование: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Оли сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости. «Что можно подарить кукле Кате?» Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки. Дети приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? (Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)
Кукла Оля: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Оле надень рождения.
Воспитатель: Оля хочет угостить своих гостей. Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо. Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Надо ли снимать кожуру? Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Агата, поставь вазу с печеньем на середину стола. Альбина поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Элина поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.
Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение. Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.
Кукла Оля: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем. Дети садятся за стол и угощаются. Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение. Играют в хороводную игру «Каравай». Вежливо прощаются.
Покажем Мишутке как правильно кушать
Цель: продолжать формировать навыки аккуратно есть, наклоняться над тарелкой, не вертеться за столом, пережевывать пищу с закрытым ртом. Благодарить после приема пищи.
Оборудование: игрушка медведь, сервированные столы.
Ход игры: дети рассаживаются за столы. Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с Мишуткой. Мишутка здоровается и желает детям приятного аппетита. Воспитатель усаживает его за стол и спрашивает, не голоден ли он. Мишутка говорит, что не голоден, а пришел посмотреть, как нужно правильно кушать. Воспитатель: «Давайте ребята покажем мишутке как нужно правильно кушать». Дети во время еды стараются сидеть прямо, наклоняются над тарелкой, пережевывают пищу с закрытым ртом. После приёма пиши дети говорят спасибо. Мишутка благодарит детей за то, что они показали, как нужно правильно кушать и уходит.
Методические рекомендации: игру с таким же примерно содержанием следует повторить. Но провести их надо с другим персонажем. Вместо игрушки Мишутки может прийти например: зайчик, кукла Оля и т.д.
Разложи картинки по порядку (Режимные моменты: умывание, сон, прием пищи)
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением режимных моментов (Приложение Д).
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
1.5 Взаимодействие с родителями по воспитанию культурно-гигиенических навыков (рекомендации для родителей)
Воспитание здорового ребенка-приоритетная наиглавнейшая задача дошкольной организации, особенно в современных условиях. Родителям и педагогам необходимо знать, что привитые с раннего детства культурно-гигиенические навыки, играют немаловажную роль в дальнейшей жизни. Умение пользоваться средствами гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, расческа и т.д.), следить за опрятным видом (чистая обувь, одежда, прическа), помогут ребенку не только сохранить здоровье, но и способствует нормальному отношению в обществе.
Одним из условий необходимых для успешного освоения культурного-гигиенических навыков является единство требований со стороны взрослых. Педагогическое просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребёнка в ДОО.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателями, младшим воспитателем, медицинским работником, но и конечно с семьей. Родители – первые и самые главные педагоги своих детей и именно они являются авторитетом для них. Мама и папа – образец для подражания, от того, как относятся к культурно – гигиеническим навыкам родители, зависит и отношение ребёнка к ним. Если родители с раннего возраста уделяют этому особое внимание и приучают к гигиене и культуре, то ребёнку будет это интересно, и он легче адаптируется к детскому саду. Поэтому воспитателю очень важно сотрудничать с родителями ребёнка. Родителям необходимо постоянно закреплять данные навыки, воспитанные у ребенка в детском саду. Они должны быть примером для детей. Важно, чтобы родители сами соблюдали культурно-гигиенические правила.
Рекомендации для родителей
«Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»
Наряду с организацией правильного режима, питания и закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и в значительной мере зависит здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются дидактические игры. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические игры.
Вот несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста способствующих формированию культурно-гигиенических навыков.
Чистоплотные дети
Задачи игры: закрепить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Взрослый говорит ребёнку, что хочет убедиться в том, что он чистоплотный и аккуратный: пусть он скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше). Затем взрослый говорит: «Руки». Ребёнок отвечает: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом ребёнок реагирует на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
2 Вариант. Взрослый задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Ребёнок должен назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
Что нужно кукле?
Задачи игры: упражнять культурно-гигиенические навыки. Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Взрослый знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?». Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?».
Помоги кукле одеться на прогулку
Задачи игры: закрепить обобщающие понятия «одежда», «обувь», формировать навыки одевания и раздевания.
Оборудование: кукла, одежда для куклы.
Ход игры. Взрослый берёт с полки куклу и говорит, что кукла Оля просит взять её с собой на прогулку. Дети соглашаются, но оказывается, что ей надо помочь одеться. дети вместе с воспитателем подбирают кукле одежду и помогают одеть её в нужной последовательности.
Усложнение: по возращении с прогулки помогают кукле раздеться в нужной последовательности и убрать всё в шкаф.
Чудесный мешочек
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.
Ход игры: ребёнок наощупь угадывает предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывает, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.
Рекомендации для родителей
«Как приобщить ребёнка к гигиене и навыкам
самообслуживания»
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. Как много умений требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться! Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
В приобщении малыша к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. Многие малыши к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно.
Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; к трем годам дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче). Именно на третьем году жизни закладывается фундамент гигиенической культуры. Выделяются 2 основные задачи по обучению культурно-гигиеническим навыкам:
- воспитание культурно-гигиенических навыков: самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой, по мере загрязнения, вытирать насухо лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, расческой), вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
- воспитание навыков культуры поведения: учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), не выходить из-за стола, не окончив есть, после еды говорить «спасибо», бросать мусор в определенном для этого месте, аккуратно пользоваться туалетом. Занятия с детьми данного возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Сначала приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расческа, свое полотенце, свой носовой платок, для того чтобы не причинить ненароком беды ни себе, ни другим. На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять малышу, что пользоваться нужно только своими.
Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания можно использовать дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения. В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Чтобы научить малыша мыть руки, можно предварительно рассмотреть с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используются игры с водой, мыльными пузырями. Можно проводить дидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».
Очень важно с раннего возраста обучать детей следить за своим внешним видом, это не только умывание, но и использование расчески, носового платка по назначению. Необходимо приучать детей спокойно относиться к процедуре использования платка, причесывания. Поэтому носовой платок должен всегда присутствовать у ребенка и находиться в кармане платья, кофты, рубашки и т. д., а расческа в шкафчике, чтобы ребенок самостоятельно мог воспользоваться ими или в случае необходимости обратиться за помощью к взрослому.
Еще раз хочется обратить внимание на то, что культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, тела, прическе, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Рекомендации для родителей
«Формирование культурно-гигиенических навыков
у детей 3-4 лет»
Одной из неотъемлемых задач в реализации разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие ребёнка, помимо приобретения опыта в двигательной деятельности, включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). Большую роль в сохранении и укреплении здоровья младших дошкольников играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки включают в себя умения осуществлять действия по соблюдению личной гигиены, культуры поведения, правил приема пищи, а также поддержанию порядка во внешнем виде, окружающей обстановке. Данные навыки, переходящие постепенно в привычки, необходимые каждому человеку для жизни, труда, сохранения и укрепления собственного здоровья, а также полноценного вхождения в социум, необходимо начинать формировать с самого раннего возраста.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Дети от 3–4 лет должны:
1. Следить за своим внешним видом.
2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.
3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
4. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом.
Памятка для родителей
- Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
- Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
- Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, что и в каком порядке делать.
- Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
- В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
- Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Рекомендации для родителей «Внешний вид ребенка и привитие культурно-гигиенических навыков»
Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида помогает сформировать внутренний мир маленького человека. Ребенку надо объяснить, что быть аккуратно и чисто одетым — значит уважать людей, находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Родители должны следить и помогать детям следить за сохранностью и чистотой одежды и обуви.
Важно постоянно наблюдать за поведением детей, доброжелательно оценивая выполнение правил искусства нравиться. Периодически говорить детям: как ты красиво выглядишь, какая добрая улыбка и т. д. А также обращать внимание на внешний вид и одежду, отмечая, что она очень красивая, чистая и соответствует сезону. Также предоставить возможность самому ребенку оценивать свой внешний вид, т. е. следить за одеждой и обувью, чистотой бельевых ящиков. Опрятность в одежде так же нужно воспитывать с раннего возраста. Если ребенок и дома носит старые и драные вещи, то он не сможет понять, почему дома так можно, а в гостях или в детском саду – нет. Всегда обращайте внимание на внешний вид ребенка. Хвалите, если он в чистой одежде и причесан, и слегка журите, если не переодел залитую супом футболку. Нужно различать любовь к чистоте и опрятности. Многие дети любят воду и мыло, не отказываются чистить зубы. Это уже положительный момент. Начинать нужно из этого и всячески поддерживать ребенка. Если он ежедневно принимает душ, то вряд ли он наденет грязное белье у него должно закрепиться это в сознании. Есть вещи, которые дети усваивают в каком-то определенном возрасте. Мятые штанишки, пятно на кофте, копна нечесаных волос - многим детям это не мешает выйти на улицу и заняться более важными делами. Это не означает, что их можно выпускать на прогулку в лохмотьях.
Но объяснять им что-либо еще рано. Где-то с пяти лет у детей появляются мысли о собственной внешности: «Я хорош?», «Как я выгляжу?", "Как меня воспринимают и оценивают другие?». Это первые ростки социальной позиции ребенка. Заявите о себе как личность через внешность. Этот процесс постепенно развивается уже в младшем школьном возрасте. Лишнее давление может привести к обратному процессу!
Чем чаще говорить ребенку о том, что он должна следить за собой, ходить в чистой одежде, вовремя менять трусы и носки, причесывать волосы и т. д., тем больше шансов, что он откажется это делать. Хорошо работают внешние средства, которые являются посредниками между родителями и детьми. Они не давят, а поощряют, вдохновляют, объясняют, напоминают. Это могут быть терапевтические сказки о неопрятных детях, различные таблицы успехов с баллами за каждое выполненное задание, рисунки-напоминание, игры на тему гигиены.
Памятка родителям: Внешний вид дошкольника: о чем не стоит беспокоиться
• Несоответствие верхней и нижней части костюма. Любая успешная попытка ребенка одеться самостоятельно должна быть вознаграждена, поэтому такие несущественные детали, как несоответствие цвета или стиля отдельных предметов одежды не должны комментироваться.
• Неправильно застегнутые пуговицы на кофтах и рубашках. Сам факт, что дошкольник сумел застегнуть пуговицы, уже замечателен. Если он пропустил одну, то кофта будет сидеть вполне приемлемо; эта ошибка не будет его беспокоить. Если же пропущены две, три или более пуговиц, и вы хотите исправить положение, тогда скажите: "Очень хорошо, только дай я немного поправлю", и как можно быстрее застегните нужные пуговицы. Существуют основные требования к внешнему виду детей, в частности:
• Умытое лицо.
• Чистые нос и руки.
• Подстриженные ногти.
• Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда.
• Чистое нижнее белье.
• Наличие достаточного количества носовых платков.
Список литературы
- Варенцова, Н. А. Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы / Н. А. Варенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56054/ (дата обращения: 20.04.2025).
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2001. – 392 с.
- Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 32с.
- Дениско, Ю. А. Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте / Ю. А. Дениско. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110030/ (дата обращения: 20.04.2025).
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
- Тимофеева ЛД„ Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа. Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л Л. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 320 с.
- Смирнова Е.О., Зебзеева В.А. Игры с детьми 3-4 лет / Под ред. М.А. Араловой. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».
Предварительный просмотр:
Приложение
Приложение А
Анкета по выявлению уровня сформированности
культурно-гигиенических навыков
(младший дошкольный возраст)
- Культура питания
Навыки опрятной еды включают умения:
- правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;
- не крошить хлеб;
- пережевывать пищу с закрытым ртом;
- не разговаривать с полным ртом;
- благодарить;
- пользоваться только своим прибором.
- Культура умывания
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умения:
- мыть лицо, руки;
- закатывать рукава;
- смочить руки;
- взять мыло, намыливать до появления пены;
- смыть мыло;
- насухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;
- пользоваться расческой.
- Культура внешнего вида
Навыки снимания и одевания одежды в определенном порядке включают умения:
- расстёгивать пуговицы;
- снимать платье, рубашку (брюки);
- аккуратно вешать одежду;
- снимать обувь;
- снимать колготки, вешать на рубашку, платье, брюки;
- надевать одежду в обратной последовательности.
- Поддержание порядка в окружающей обстановке включает умения
Убирает игрушки и другие материалы на место. Выполняет поручения взрослых, направленные на поддержание порядка в своей комнате, групповой комнате, на участке.
Если ребенок выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие - 3 балла;
- действие, выполненное с небольшими недочетами – 2 балла;
- неумение выполнять действие - 1 балл.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий (86-63 балла) - все навыки сформированы правильно.
Средний (62-40 баллов) – один и более навыков находятся в стадии становления.
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Приложение Б
Алгоритмы
проведения действий
по отработке культурно-гигиенических навыков
Алгоритм мытья рук
- Засучить рукава до локтя.
- Включить воду.
- Отрегулировать струю воды.
- Намочить руки водой.
- Взять мыло и положить его между ладонями, подставить руки под струю воды, круговыми движениями намылить руки, положить мыло в мыльницу.
- Тщательно намылить руки круговыми движениями.
- Подставить руки под струю воды, тщательно смыть с рук мыло.
- Выключить воду.
- Отжать с рук остаток воды.
- Взять полотенце, тщательно вытереть ладошки и каждый пальчик в отдельности.
- Повесить полотенце на место.
Алгоритм раздевания перед сном
- Поставить стул на ковер.
- Снять сандалии, поставить их рядом со стулом.
- Снять носки, вывернуть их на правую сторону. Повесить носки на спинку стула.
- Снять шорты, платье, юбку или брюки положить их на спинку стула, расправить.
- Расстегнуть пуговицы на кофте, рубашке. Снять ее, повесить на спинку стула, расправить.
- Проверить, аккуратно ли лежат вещи.
- Надеть сандалии.
- Пройти в спальную комнату.
Предварительный просмотр:
Приложение В
Предварительный просмотр:
Приложение Г
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение Ж
Предварительный просмотр:
Приложение З
Приложение И
Приложение К
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Результаты апробации
В ходе преддипломной практики мною был частично апробирован комплект методических материалов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». Апробация проходила на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад №126, г. Иркутск, бульвар Рябикова 47.
При планировании работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста я выбрала следующие режимные процессы:
- Умывание - умывание рук, лица перед и после приема пищи, после прогулки, после занятий по художественным видам деятельности и т.п.
- Одевание – одевание на прогулку и раздевание после прогулки, раздевание перед сном и одевание после сна.
- Прием пищи – завтрак, обед, полдник, ужин.
Практическая работа осуществлялась на основе примерного перспективного планирования по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. В работе с детьми мы использовали такие методы и приёмы как: разъяснение, пояснение, показ, напоминание, поощрение; дидактические игры.
В процессе обучения выполнению навыков культуры гигиены младшими дошкольниками я широко использовала показ и пример, поскольку они занимают одно из важнейших мест в воздействии на детей в данный возрастной период. Показ того или иного действия, составляющего определенный культурно-гигиенический процесс, всегда сопровождался пояснениями педагога и осуществлялся с последовательным выделением отдельных операций. Применение таких методов помогло дошкольникам увидеть наиболее существенные моменты и осмыслить действие в целом. В своей работе мы также широко применяли метод поощрения (в форме одобряющего взгляда, речевых высказываний и пр.), не злоупотребляя его использованием, стараясь сделать так, чтобы выполнение требований воспитателя стало нормой поведения и потребностью каждого ребёнка.
Одним из немаловажных методов, использованных в работе с дошкольниками в ходе усвоения ими навыков культуры гигиены, были многократные упражнения в повторении действий. Например, перед мытьем рук мы просили дошкольников показать, как они засучили рукава, а после мытья смотрели, насколько чисто и сухо они вытерли руки. Для закрепления навыков использовали игровые упражнения, например «Раз-два, засучили рукава», «Научи товарища мыть руки».
Одной из эффективных форм упражнения детей младшего дошкольного возраста в освоении навыков культы гигиены и их закреплении являются дидактические игры. Нами проведены дидактические игры по воспитанию культурно – гигиенических навыков на разные темы: по обучению детей умению пользоваться предметами личной гигиены («Научим куклу Олю мыть руки, «Правила гигиены»), по формированию навыков раздевания и одевания («Помоги кукле одеться на прогулку», «Кому что нужно»), по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом («Завтрак у куклы Оли, «Покажем мишутке как правильно кушать») .
После проведения серии дидактических игр я заметила, что дети стали более замотивированы и проявляли больший интерес к умыванию, одеванию, приему пищи. Многие дети старались воспроизводить действия самостоятельно в своих сюжетных играх.
Важно так же отметить, что использование дидактических игр в работе с детьми способствовало не только формированию культурно-гигиенических навыков, но и созданию благоприятной атмосферы для взаимодействия детей и формирования их положительного отношения к режимным процессам.
Кроме прямой работы с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков, я так же провела работу с родителями. Работа с родителями была направлена на заострение внимания о важности воспитания у детей культурно-гигиенических навыков, а так же с целью информирования их о необходимости всегда иметь опрятный внешний вид, подавая тем самым пример детям, поскольку, если дети будут видеть вокруг прямо противоположное в поведении и повседневной жизни со стороны взрослых, они никогда не усвоят необходимые правила и привычки, не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы и их нужно соблюдать, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем. Нами были размещены в приемной группы рекомендации для родителей на темы: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет», «Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста». В рекомендациях мы осветили задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, подобрали список дидактических игр, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков, в которые родители могут играть со своими детьми дома.
Таким образом, практика показала, что при целенаправленной, систематичной, методически продуманной работе и использовании при этом совокупности различных форм и методов работы как с детьми, так и с родителями, возможна положительная динамика по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Применение дидактических игр как инструмента педагогического воздействия позволяет сочетать обучение и развлечение, что способствует более эффективному усвоению знаний и навыков детьми. Такой подход способствует не только развитию культурно-гигиенических навыков, но и стимулирует положительное отношение детей к выполнению режимных процессов.
Дошкольный возраст – важный период, когда закладываются основы физического здоровья, а также берет свое начало развитие личности. Привитие культурно-гигиенических навыков – одно из важнейших направлений воспитания детей дошкольного возраста. Ведь навыки, привитые в раннем детстве, в том числе культурно-гигиенические, пригодятся человеку на протяжении всей его дальнейшей жизни. Большое значение имеет формирование у ребенка дошкольного возраста привычки к чистоте, опрятности и порядку.
В процессе апробации практической части проекта были замечены следующие изменения культурно-гигиенических навыков у детей: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, использовать носовой платок, убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок в группе.
Моя работа позволяет сделать вывод о том, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет происходить успешнее, благодаря организации целенаправленной, систематичной педагогической работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством дидактических игр. Материалы дипломного проекта могут быть использованы в практике деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с п...

"Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Сенсорное воспитание детей...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Методическая разработка " Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры"
Здесь я излагаю как развить способности ребенка через дидактическую игру....
Районное методическое объединение Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» от 29.11.2022г.
Районное методическое объединение Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...

Педагогический познавательный проект по сенсорному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в простра...





















