Муниципальная стажировочная площадка "Среда как третий педагог".
методическая разработка
В МБДОУ ДС №24 прошла работа стажировочной площадки для молодых специалистов и педагогов дошкольных образовательных учреждений города.
Педагоги продолжили разговор о поддержке развития дошкольников через развивающую предметно-пространственную среду, которая предоставляет обучающимся свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность.
Участники площадки представили самые интересные центры детской активности своих образовательных организаций. Руководители стажировочной площадки, педагоги детского сада №24 остановились на решении задачи патриотического воспитания, дополнив среду групп атрибутами патриотической направленности или создав центр патриотического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 г.Кузнецка
Муниципальная стажировочная площадка для педагогов дошкольного образования
«Среда как третий педагог»
Кузнецк 2025год.
Мы продолжаем разговор о поддержке развития дошкольников через среду.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Она предоставляет обучающимся свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую , интеллектуальную активность. Освежим в памяти некоторые моменты.
ФОП ДО не устанавливает жестких требований к пространству детского сада. Но чтобы решать задачи образования, развития и воспитания, педагоги должны создать в группах соответствующую среду, наполнить ее тематическими дидактическими и методическими материалами и оборудованием.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным). В среду должны быть включены предметы для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности , а также для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Требования к предметному содержанию РППС можно разделить на две группы: общие и специальные.
Игра «Можно-нельзя»
Освежим наши знания и распределим
критерии на две группы:
1. Критерии первой группы указывают на такие качества,
которые должны категорически отсутствовать при создании РППС, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребѐнка.
2. В состав критериев другой группы включены качества,
направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка.
Каждой группе дается время на обдумывание, если вы правильно распределите критерии.., мы увидим что получится.
(работа у мольберта с раздаточным материалом)
Предлагаем первой группе зачитать общие критерии, второй специальные.
Проверка домашнего задания. Расскажите о центрах ваших ДОО или групповых помещений.
Создание патриотического центра в ДОО
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. Чтобы решать задачи патриотического воспитания педагоги могут дополнить среду группы атрибутами патриотической направленности или создать центр патриотического воспитания.
Так как патриотическое воспитание соотносится с образовательной областью «Познавательное развитие» (п. 29.3.4 ФОП ДО), педагоги могут разместить в центре познания и коммуникации пособия и материалы на патриотическую тематику. Целенаправленную работу по формированию основ гражданственности и патриотизма педагоги организуют с детьми с 3 лет (п. 18.4.1 ФОП ДО), поэтому не следует оформлять данный центр в группах для детей раннего возраста.
Главную цель и задачи центра вы видите на экране (воспитание и формирование нравственной личности)
Материалы центра можно разделить на следующие блоки:
1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).
3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская -народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
4. Ознакомление с родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).
5. Ознакомление с родной страной : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи ,достопримечательности, Великая отечественная война,. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности)
Игра «Башенки» и «Домики»
Мы подобрали материалы патриотической направленности , предлагаем распределить атрибуты и оборудование центра на вариативные и инвариантные . Вариативное -…(сформулировать определение), инвариантное-… (неизменяемый ,статичный материал)-..
Если вы правильно распределите материалы, получатся башенки.
Оснащение патриотического центра в группах должно соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
Что из предложенного оборудования можно предложить детям младшего, а что детям старшего возраста?
Соберите все , что подходит под новые крыщи дома, посмотрите, подвезли кирпичей для строительства.
А как бы Вы наполнили патриотический центр группы?
Игра «Наполни патриотический центр»( в табл)
Сейчас идет месяц июнь. На экране есть подсказка. Оставим один старший возраст. Вспомним все праздничные и памятные даты июня. Работаем в таблице.
Педагоги зачитывают варианты содержания центра.
Оформление патриотических центов ДОО
В год защитника Отечества в группах нашего сада патриотические центры созданы отдельно. Динамично использовав пространство группы, педагоги и обучающиеся создали тематические центры, посвященные 80 -летию Победы. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.
Коллектив творчески подошел также к оформлению пространства детского сада Создали музей «Наш «Бессмертный полк» . Задействовали рекреацию, наполнив портретами героев ВОВ и вещами, им принадлежавшими. Бессмертный полк своей главной задачей считает сохранение памяти о солдатах Великой отечественной войны. Дети должны знать о героях, знать историю тех лет, помнить о Защитниках Отечества. Многие семьи воспитанников и педагоги принесли портреты своих родственников, участников ВОВ. Дети рассказывали сверстникам о своих родных. Так созданная среда способствовала формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
Во втором корпусе детского сада педагоги подошли инновационно к формированию центра патриотического воспитания и создали музей «Панорамы сражений ВОВ» (видео, рассказ). Это позволило сделать образовательный процесс более интересным , формы работы вариативными .
(рассказ )
Оформление патриотических центров , подбор оборудования ,экспонатов стимулировало познавательную и речевую активность детей и творческую активность педагогов. Это привело к созданию видео роликов и участию в медиафоруме «Непобедимые».
Патриотический медиафорум «Непобедимые» проводился ВГТРК Пензы при поддержке Правительства Пензенской области., Общественной палатой Пензенской области. приурочен к Году Защитника Отечества и празднованию 80 -летию Победы. Главные цели МФ: формирование, укрепление и развитие патриотизма, национальной гордости за российских воинов, патриотическое воспитание на примере героев ВОВ, Афганской и Чеченской войн, СВО, сохранение исторической памяти. Из предложенных номинаций мы выбрали номинацию «Наш герой».
Видеоролики создавались творческими коллективами (детьми и родителями или детьми и педагогами) , посвящены героям Великой Отечественной войны, героям СВО. В форуме приняли участие 7 творческих коллективов. Коллектив детского сада получил Диплом лауреата творческого конкурса патриотического медиафорума «Непобедимые» , специальный приз жюри в номинации «Наш герой».
Предлагаем к просмотру видеоролики, которые были отмечены особо. (показ ролика)
Участие детского сада в медиафоруме стимулировало коллектив на реализацию проекта «Кукла в военной форме» Каждая группа выбрала определенный род войск и совместно с родителями сшила форму, соответствующую образцу ВОВ , военное снаряжение, (видео рассказ).
Заключительным творческим проектом к 80-летию Победы стал выпуск телепередач «Навстречу Победе!»
Цикл «Навстречу Победе!» о войне состоит из 20 выпусков. С учетом возраста детей определили тематику каждого выпуска. Подобрали литературные и музыкальные произведения о войне.
Первый эфир посвятили знакомству с самой главной песней о победе «День Победы». Включили в содержание эфиров и другие известные песни военных лет: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек». Во втором и последнем выпусках передачи использовали голос диктора всесоюзного радио Юрия Левитана о начале и окончании войны. Рассказали в одном из выпусков, почему войну назвали Великой, почему Отечественной.
Посвятили несколько выпусков историческим событиям военных лет: Курской битве, блокаде Ленинграда. Использовали стихотворения русских поэтов и современные песни о войне. Одной из таких является рок-баллада «Помни» на музыку В. Плешака. Эту песню о блокаде Ленинграда исполнили известные артисты Санкт-Петербурга совместно с хором Российской Армии.
Отвели несколько выпусков, чтобы рассказать дошкольникам о нелегкой судьбе женщин во время войны. Прочитали им строки о великой силе материнской любви, о том, как молодые девушки воевали, выносили раненых с поля боя, делали перевязки. Один из выпусков посвятили детям, которым пришлось пережить горести Великой Отечественной войны .
После выхода цикла передач мы получили множество комментариев и отзывов от родителей обучающихся. Многие совместно с детьми просматривали передачи. Педагоги организовали просмотр передач в детском саду.
(показ передачи)
Наша площадка завершает работу.
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
∙ Какие выводы и открытия вы для себя сделали?
∙ Что было для вас на семинаре самым важным?
∙ Ваши план по реализации предложенной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная стажировочная площадка «Создание модели педагогической деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» ООП ДО»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Речевое развитие дошкольников средствами театрального искусства."Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности....

Результаты деятельности муниципальной стажировочной площадки «Технологии поддержки и развития детской инициативы»
Результаты деятельности муниципальной стажировочной площадки «Технологии поддержки и развития детской инициативы»на базе МДОУ «Детский сад №55»Энгельсского муниципального ...

Сообщение на тему: «Знакомство с папье-маше детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» Воспитатель: Алексеева Людмила Васильевна Муниципальная стажировочная площадка: «Мастерская для юного художника: папье-маше в детском саду...
История возникновения папье-маше....

План работы муниципальной стажировочной площадки
laquo;Инновационные подходы к здоровьесбережению детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»....

Выступление на муниципальной стажировочной площадке для молодых специалистов "Дидактические игры в работе с дошкольниками"
Сообщение из опыта работы. Рассказывала о дидактической игре и ее роли в работе с дошкольниками....

Стажировочная площадка для молодых воспитателей на тему «Среда , как третий педагог»
Стажировочная площадка "Среда, как третий педагог"...
- Мне нравится (1)

