«Формирование чувств патриотизма у старших дошкольников».
методическая разработка
«Формирование чувств патриотизма у старших дошкольников».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование чувств патриотизма у старших дошкольников».
Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально- личностного развития детей — я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Актуальность.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Методологической и теоретической основой опыта являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г. Н. Волков, о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (В. П. Беспалько, В. С. Безрукова).
Цель моей педагогической деятельности- формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания в группе
для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь, каждый день ребенка в
детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми
играми.
Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого
к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая
фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья.
Для меня воспитателя, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей была в нем интересной, насыщенной, запоминающейся.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными
праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо под-
вести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, сов-
местно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В
процессе работы я знакомила детей с родным краем через художественную
литературу, иллюстрации, использовала наглядные предметы и материалы
(национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).
Важное место в патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр. Всю работу по патриотическому воспитанию с детьми младшего возраста я провожу в игровой форме.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста,
проходит в тесной связи с семьёй.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный
план работы, где были запланированы ВОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
Определены основные принципы, которые легли в основу моего педагогического опыта.
1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально –
личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают, как активные исследователи окружающего
мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога
с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю
подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой
детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.
3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение
материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные
во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.
Исходя из выше изложенного, наметились следующие направления работы :
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России – новое направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Поэтапная работа поданному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным селом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
В процессе реализации темы по работе с детьми используются: игры - занятия, игры-развлечения, праздники, экскурсии, экскурсии на предприятия поселка, чтение художественной литературы.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям советую и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея и т. д.
Я организовала предметно-развивающую среду с учетом данной темы, ведет подборка художественной литературы, подготовила презентации, посвященные памятным датам, разработала конспекты игр-занятий и сценарии развлечений
Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма у старших дошкольников
Материал для практической деятельности по теме "Чувство ритма"...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.
Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Музыкальное воспитание как средство развития чувства патриотизма у старших дошкольников
Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, от...

Формирование основ патриотизма у старших дошкольников средствами физической культуры (Юные патриоты)
Сообщение для воспитателей ДОУ...

СТАТЬЯ "Формирование чувства юмора у старших дошкольников как условие преодоления тревожности"
СТАТЬЯ "Формирование чувства юмора у старших дошкольников как условие преодоления тревожности" Анализ исследований различных авторов поз...
