Мастер класс " Игры ТРИЗ в математическом развитии дошкольников".
учебно-методический материал

Повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa_dekabr_2022.docx403.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии  дошкольников».

 Провела : воспитатель  Ромаева Е.А. 22.12.2022г.

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

- Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами игр ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений;

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм ТРИЗ. - Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Введение в проблему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Игры ТРИЗ в математическом развитии дошкольников»

 Как уже я говорила вам на прошлом мастер –классе: ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют  расширять знания дошкольников,  закреплять их  представления  о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени. Игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений,но  и должна способствовать общему развитию ребенка.

- Хочу предложить вашему вниманию следующие  дидактические игры ТРИЗ, используемые мною на математике.

- Я предлагаю вам стать на время детьми и поиграть со мной в эти игры.

«Где живет?»(на логическое мышление)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.

Воспитатель: Где живет цифра 3?

Дети: В днях недели, в месяцах года,

Воспитатель: Где живет цифра 5 ?

Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, и т д

Задачки на логическое мышление,с применением ТРИЗ

1.Сколько хвостов у двух ослов?

2.Задумали число. Когда его увеличили на один, стало три. Какое число задумали?(2)

3 Какой сейчас месяц?А до него какой был?А после?

4 Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо, видят ли они друг друга?

5 Сколько глаз у одной мышки?

6 Сколько концов у двух палок?

 7 Сколько ушей у трех мышей?

8  Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?(два)

Прошло два дня после воскресенья. Какой день наступил?(среда)

- Следующая игра, в которую я хочу с вами поиграть, это

 «Раньше – позже»

Цель: закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

- При первом знакомстве детей с этой игрой её можно сопровождать показом.

Я называю какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до этого, или, что будет после, и показываете соответствующую картинку.

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Дети: День.

Воспитатель: А что было раньше?

Дети: Утро.

Воспитатель: А раньше?

Дети: Ночь.

Воспитатель: А еще раньше?

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Дети: Среда.

Воспитатель: А послезавтра?

Дети: Четверг.

Игра «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

- Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).

-Чего в расческе много? (зубчиков)

Сколько у меня коробок?(одна)

Сколько карандашей в коробке?(много)

Сколько у меня книг?(одна)

Сколько в книге страничек(много)

Сколько у меня цветков?(один)

Сколько в цветке лепестков?(много)

Игра на логическое мышление «Пуговица».(работа инд с воспитателями)

Из множества пуговиц надо найти одну.

Читаем карточку. Форма пуговицы не квадратная и не овальная, у нее не три дырочки, она не может быть красного и синего цвета

Игры с цифрами и числами

- Хочу познакомить вас с игрой «Да – нет - ка» на сравнение систем. Существует множество вариаций этой игры, но сегодня хотелось бы остановиться на двух вариантах, это игра «Да – нет - ка» на плоскости и «Да – нет - ка» с использованием цифр.

Игра «Да – нет - ка» на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до 10 (с цифрами)

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).

Вопросы:

Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

Это цифра два? – Нет.

Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).

Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).

Эта цифра 1

«Да – нет - ка» (с геометрическими фигурами) на плоскости.

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости.

- Данный вид игр может разворачиваться на горизонтальной и вертикальной плоскости. Горизонтальной плоскостью, как правило, служит стол; вертикальной – доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

В играх на плоскости существуют единые правила:

- загадывается объект, расположенный на плоскости, который необходимо найти;

- задавать вопросы, не перечисляя объекты, а использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.

Например:

Дети: Эта фигура расположена в верхнем углу?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в центре?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем углу?

Воспитатель: Да.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем левом углу?

Воспитатель: Да.

Дети: Эта фигура круглой формы?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура треугольной формы?

Воспитатель: Да.

- Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданная цифра или геометрическая фигура с наименьшим количеством заданных вопросов.

«Объясни необычное сочетание»

- Соедини любые цифры и объекты (Цифра 8 – картинка слона. У слона восемь частей тела - 4 ноги, 2 уха, хобот и хвост).

«Чем был - чем стал»

Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел.

Воспитатель: Было числом 4, а стало числом 5.

Воспитатель: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

С помощью цифр и знаков из математического набора выложите перед собой решение данного примера.

Дети: 4+1=5

Воспитатель: Было число 5, а стало3.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Так же перед собой выложите решение этого примера.

Дети: 5-2=3

Игра «Живые числа»

Каждый игрок берет одну карточку на которой написана цифра. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «встаньте по порядку» команда должна построиться в последовательности от1 до 5. В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

- Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

Дидактические игры по ФЭМП: состав числа 

Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

- Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134859.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135006.jpg

Игры с геометрическими фигурами

 Загадки-отгадки.

Сейчас я загадаю загадки, но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать на листе.

1 У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелки, блюдце, колесо… Вы догадались? Тогда вы нарисуйте эту геометрическую фигуру .

2. Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышу стола. У нее 4 угла, 4 стороны,  стороны длиннее, а 2 короткие.

3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны одинаковые. Фигура похожа на сиденье стула, на платочек.

Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135349.jpghello_html_m6f42e6c9.pngC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135356.jpg

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

hello_html_m70d82b91.png C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135212.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135228.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135247.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135232.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135312.jpg 

Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_140841.jpg

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на квадрат , и т. д.

Рефлексия.

Сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими играми. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за внимание!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии дошкольников»

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.Задачи:- Познакомить педагогов с методами, приё...

Дистанционный мастер-класс "Игры Эдуарда Сегена на развитие первичных математических представлений"

Мастер-класс для педагогов "Игры Эдуарда Сегена на развитие первичных маткматических представлений"...

Мастер-класс «Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»

Проблема речевого развития дошкольников заключается в бедности речи; недостаточном словарном запасе; односложная, состоящая из простых предложений речь; трудности в развитии монологичес...