Мастер-класс «Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Коренева Елена Павловна

Проблема речевого развития дошкольников заключается в бедности речи; недостаточном словарном запасе; односложная, состоящая из простых предложений речь; трудности в развитии монологической речи; проблемы звукопроизношения; отсутствие навыков выразительности речи.

Одним из эффективных методов решения этих задач является технология ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в играх.

Задачи: Создать творческую атмосферу; Познакомить и обучить внедрению игр, на основе технологии ТРИЗ, для развития связной речи дошкольников и обогащению словаря.

Материалы: сюжетные картинки, предметы для игры аукцион, планшеты, листы бумаги, карандаши, шкатулка, мелкие игрушки-персонажи сказочных героев.

Ход мероприятия: Добрый день уважаемые коллеги! Проблема речевого развития дошкольников заключается в бедности речи; недостаточном словарном запасе; односложная, состоящая из простых предложений речь; трудности в развитии монологической речи; проблемы звукопроизношения; отсутствие навыков выразительности речи.

Одним из эффективных методов решения этих задач является технология ТРИЗ.

Что же такое ТРИЗ нам поможет понять следующая история: «В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца». Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач  разработана в СССР в 1946 году, ученым, Бакинским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.

Метод «ДАНЕТКА»  Этот метод даёт возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Игра  «Угадай, что я загадала». Сейчас я загадаю предмет, а вы попробуете отгадать при помощи наводящих вопросов.

Метод «ПРОТИВОРЕЧИЙ»  Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать.

Игра  «Хорошо-плохо». Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Весна — это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д. ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.

Игра  «Соедини нас». Цель: установление ситуативных связей. Необходимо составить цепочку - рассказ о двух предметах, которые не имеют явной связи:  

яблоня и ложка. Я начну цепочку, а вы продолжите. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.

вторая пара предметов: корова и малыш. - На лугу паслась корова… - Она ела вкусную сочную траву… -Вечером она дала много молока… - Из молока сделали густую сметану…. –Которую с удовольствием поел малыш.

Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темами мозгового штурма могут быть разные. В своей работе я использую сборник развивающих сказок Анатолия Гина «Задачки-сказки от кота Потряскина». Сейчас мы попробуем решить задачку из этого сборника.

Метод «СИНЕКТИКА».  Это так называемый метод аналогий:

Личностная аналогия (эмпатия). Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.).

Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость, изобрази любовь).

Символическая аналогия. Сравнение предметов по их свойствам: по форме; по размеру; по цвету; по вкусовым ощущениям; по тактильным ощущениям.

Предлагаю поиграть. Игра: «портреты — линии».

Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить линией?

 Волнистая линия. Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым. (Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.) Почему? Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.

Ломаная линия. - Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.  Герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией? Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые. ( Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.)  

Прямая линия. - Этот герой добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый. (Иван-царевич.Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.)

Линия, изображающую дугу. - На что она похожа? Она похожа на улыбку. Герои весёлые, озорные, смешные. (Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.)

Метод «РОБИНЗОНА»  Формирует умение находить различные применения предмету.

Мы с вами проведем игру «Аукцион»

На аукцион выставляются различные предметы. Вам нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

- Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

Следующий вариант использования этого метода: Представьте себя на пустынном острове, где есть только…(вариант из зала). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. Как, используя только его, выжить в течение многих лет?   

Метод «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (АНАЛИЗ)».  Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

С помощью стихотворения в игровой форме  составим рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что – то, это что – то для чего – то….

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места на другое).

Это что – то часть чего – то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

Это что – то из чего – то …

Какие части есть у автомобиля? У автомобиля есть колёса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

Чем – было это что – то… Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чём люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах. Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили, у него был очень большой мотор, ему нужно было очень много топлива и он ездил не так быстро).

Что – то будет с этим что – то… Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочнее, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать, и плавать).

Метод  ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ  перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод используем для: расширения словарного запаса развитие связной речи (диалогической и монологической); развитие коммуникативных навыков; интеллектуального развития; творческого развития (фантазирования); личностного становления.

А, сейчас мы с вами придумаем новые предметы или объекты. Несколько человек будут рисовать – это художники, а все остальные изобретатели. Художники задумывают предмет, не произнося в слух, а изобретатели придумывают свойства этого предмета, художники зарисовывают.

Метод «ЭМПАТИЯ». Этот метод развивает умение детей принимать на себя образы рукотворного и не рукотворного мира; обогащает словарь детей оценочной лексикой.         Давайте попробуем. Изобразите пожалуйста: ветер, цветок, тарелку, пианино.

Метод «СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»  Формирует навык речевой творческой деятельности детей; обучение детей созданию сравнений, образных характеристик объектов.  Какой? Что бывает? Что делает? Таким же? Ноне (как). Разноцветный, но не радуга. Имеет круглую форму, но не арбуз. Быстрый, но не заяц.

Метод «РАБОТА СО СКАЗКОЙ». Этот метод опирается на сказочный, фантастический материал. Это могут быть приемы «Перевирание сказки», «Сказочный коллаж», «Сказка в заданном ключе», «Старая сказка на новый лад»

Предлагаю вам игру «Шкатулка со сказками». У меня есть волшебный сундучок, в котором спрятались герои разных сказок. Ваша задача вынимать произвольно фигурки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.

Еще одна игра «Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Предлагаю пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Например «Вини-пух на луне».  Вы можете выбрать своего сказочного персонажа и придумать с ним новую историю.

Использование методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать и обобщать. Умеют словесно выражать шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс с использованием ТРИЗ -технологий

Мастре - класс с использованием ТРИЗ технологий...

Использование ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников.

ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь....

Презентация "Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников. Круги Луллия"

Данная презентация рассказывает о том как методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать в условиях детского сада для развития речи детей....

Презентация к мастер классу по использованию приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников

знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников....

Мастер - класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»

Использование ТРИЗ-игр позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя  и связной речи). ТРИЗ даёт детям возможность п...

Мастер-класс "Применение новых игровых технологий в развитии речи дошкольников"

В презентации описана  технология использования кинетического песка на логопедических занятиях....