Отчет по самообразованию Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Отчет по самообразованию
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Алышева Н.А.
2024-2025
Цель: развитие речи детей в театральной деятельности. Задачи:
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический
строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса.
- Пополнять словарный запас, учить строить диалог.
- Приобщать детей к театральной деятельности; знакомить с разными видами театра.
- Воспитывать взаимоотношения друг с другом.
Актуальность темы:
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Поэтому, я считаю, что театрализованная игра сочетает в себе средства и способы развития творческих и коммуникативных способностей ребенка, а также позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Формы работы с детьми:
• игры
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
- пальчиковые гимнастика
- упражнения на развитие речевого дыхания
Практическая часть
В ходе самообразования мною были проведены следующие мероприятия:
- Мастер-класс для воспитателей: Обсуждение методов театрализованной деятельности и обмен опытом.
- Занятия с детьми: Проведение театрализованных игр и инсценировок, что позволило наблюдать за развитием речевых навыков у детей.
- Создание пособий: Разработка методических материалов для организации театрализованных занятий.
В результате использования театрализованной деятельности у детей наблюдается множество положительных изменений и эффектов, которые способствуют их всестороннему развитию. Вот основные из них:
- Развитие речи: У детей улучшается словарный запас, фонематический слух, артикуляция и грамматические навыки. Они становятся более уверенными в общении и начинают свободнее выражать свои мысли.
- Формирование творческих способностей: Театрализованная деятельность стимулирует воображение и креативность. Дети учатся придумывать сюжеты, создавать персонажей и разрабатывать сценарии.
- Эмоциональное развитие: Участие в театрализованных играх помогает детям осознавать и выражать свои эмоции, развивает эмоциональный интеллект и способность сопереживать.
- Социальные навыки: Дети учатся работать в команде, взаимодействовать с другими, слушать и учитывать мнения сверстников. Это способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации.
- Уверенность в себе: Выступления на сцене, даже в рамках группы, помогают детям преодолевать страхи и повышают их самооценку. Они становятся более уверенными в своих силах.
- Критическое мышление: Театрализованная деятельность побуждает детей анализировать ситуации, принимать решения и находить решения проблем, что развивает их критическое мышление.
- Физическое развитие: В процессе театрализованных игр дети активно двигаются, что способствует развитию координации, моторики и общей физической активности.
- Культурное обогащение: Через театрализованную деятельность дети знакомятся с различными культурными традициями, литературными произведениями и жанрами, что расширяет их кругозор.
- Развитие памяти: Запоминание ролей, реплик и сцен помогает улучшить память и внимание.
Мною просмотренные вебинары:
- «Театр кукол и игрушек, как эффективное средство эмоционально-эстетического воспитания, кукольные спектакли, игры-драматизации.»
- «Театральная деятельность как инновационная технология в работе с детьми с ОВЗ»
- «Использование театральной деятельности в Доу»
- «Пальчиковый театр, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Работа с родителями:
- Мастер-класс для родителей по театрализованной деятельности. Родители получили информацию о том, как театрализованная деятельность влияет на развитие детей, включая развитие речи, воображения и социальных навыков. Родители делились своими впечатлениями и опытом, обсуждали трудности и успехи, что создает поддерживающую атмосферу.
- Конкурс по изготовлению дидактического пособия по сказкам. Родителями совместно с детьми были изготовлены настольные игры-пособия по русским народным сказкам, которые были направлены на региональные и всероссийские конкурсы, в которых были присвоены призовые места.
- Была организована выставка театра изготовленного своими руками с
детьми дома
- Родителям были предложены буклеты, памятки, консультации по теме самообразования.
Результаты и выводы
В результате проведенной работы было установлено, что театрализованная деятельность значительно способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Дети становятся более уверенными в себе, активнее участвуют в общении и лучше усваивают новые слова и фразы. Рекомендуется продолжать внедрение театрализованных элементов в образовательный процесс, а также проводить регулярные занятия и мастер-классы для воспитателей, чтобы повысить их квалификацию в этой области.
Заключение:
Театрализованная деятельность является эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста. Она не только обогащает их словарный запас, но и формирует важные социальные навыки. Важно продолжать исследовать и развивать этот аспект в работе с детьми, создавая условия для их творческого самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...

Консультация для педагогов на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ...
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....

Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников средствами театрализованно...

