Программа взаимодействия с родителями воспитанников старшая группа
рабочая программа (старшая группа)
Программа взаимодействия с родителями воспитанников старшая группа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 137»
Программа
Взаимодействия с родителями воспитанников
Старшей группы №1 (9)
2023-2024 учебный год
Воспитатели: Кулевая А.О
Батарова О.П.
Нижегородская область
г. Дзержинск
Введение.
Современный ребенок- это житель 21 века, маленьки гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, друзей, сверстников, желает сделать мир лучше, достойнее и красивее.
современный дошкольник неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении. он- носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать.
Жизнь ребенка 21 века сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый осваивает мобильный телефон и компьютер, телевизор или магнитофон. он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи, ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, ориентируется в марках автомобилей, в рекламе.
Все эти новые черты современного дошкольника нашли отражение в программе взаимодействия воспитателей с семьей и родителями.
В программе охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с се6мьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Часть из них успешно используется в нашем ДОУ. Таковы, например, дни открытых дверей, консультации, семинары, папки- передвижки, выставки совместного творчества.
Цель роботы с родителями: возрождение традиций семейного воспитания и вовлеченность родителей в единое образовательное пространство.
Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строится на основных положениях, которые определяют ее содержан6ие, организацию и методику. К ним относятся:
- единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребенка хорошо поняты не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
- систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
- индивидуальный подход к каждой семье на основе учета ее интереса;
- взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательной критики и самокритике. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитета родителей – в детском саду.
Система работы с семьей обязательно включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребенка:
- Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- Ознакомление родителей с содержанием работы в детсадом саду, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
- Обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности.
В этих целях мы используем следующие ормы организации работы с родителями
- Общие и групповые родительские собрания;
- Консультации;
- Семинары- практикумы;
- Дни открытых дверей;
- Вернисажи;
- Совместные досуги и праздники и т.д.
Основные методы изучения семьи:
- Анкетирование;
- Наблюдение за ребенком;
- Беседы с ребенком;
- Беседы с родителями.
Взаимодействие педагога с родителями детей старшего возраста
В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Именно в этот период педагог корректирует детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основной семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей- игровой, досуговой, художественной. в процессе совместной с родителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка.
еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьёй – развитие родительского коллектива групп, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы.
Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно связан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
- Ориентировать родителей на изменение в личностном развитии старших дошкольников- развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
- Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятие в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.
- Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
- Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье.
- Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
- Включать родителей в совместную с педагогам деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности ( ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитие желаний трудится, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.
- Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусств (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Педагогический мониторинг
В старшей группе, учитывая формирующие образовательные запросы родителей педагог стремится учесть их пожелания, узнать их возможности в совместном воспитании дошкольников. С этой целью он проводит беседы с родителями, анкетирование на темы «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств». Такие методы позволяют выявить интересы и потребности родителей. Такая диагностика предваряет внесение изменений в различные аспект педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки семьи.
В ходе педагогической диагностики воспитатель обращает внимание на характер детско-родительских отношений в семьях, проблемы семьи и семейного воспитания. Воспитатель использует методики, которые позволяют увидеть проблемы семьи «глазами ребенка»: анализ детских рисунков на тему «Моя семья», проективная беседа с детьми «Чтобы те сделал». диагностические игры «Семья» (автор – Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие. Так, проективная беседа с детьми «Чтобы ты сделал» (Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т.) направлена на изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми. В ходе этой методики ребенку предлагают по очереди обсудить шесть ситуаций:
1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом ( вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя плохо получается. кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь … билетов ( на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?
5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. с кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. кто не будет играть?
Результаты методики позволяют понять воспитателю, кто в семье для ребенка более значим, кому он доверяет, а с кем наоборот, отношения не сложились, какие проблемы возникают у дошкольника в семейном общении.
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к будущему школьному обучению. Поэтому уже в старшей группе воспитатель использует такие методики анкетирования родителей «Готовы ли мы отдавать ребенка в школу», беседа с детьми «Хочу ли я в школу», «Что я знаю о школе», анализ детских рисунков на темы будущей школьной жизни. Анализ и совместное обсуждение результатов этих методик позволит увидеть особенности отношения к будущей школьной жизни как родителей, так и детей, наметить путь дальнейшей подготовки каждого ребенка к будущей школьной жизни, ответить на волнующих многих родителей вопрос- когда лучше отдавать ребенка в школу.
Педагогическая поддержка
В старшем дошкольном возрасте для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей педагог организует разные формы взаимодействия: семинары, выставки, видеосалоны, творческие гостиные. Беседуя с родителями старших дошкольников, воспитатель обращает внимание на развивающуюся самостоятельность детей, потребность в познавательном общении со взрослыми, признание своих достижений со стороны близких взрослых и сверстников. Воспитатель показывает близким ребенка, сто именно в старшем дошкольном детстве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим. Этому будет способствовать создание совместного с детьми рукописного журнала «Традиции моей семьи», альбома «А в детство заглянуть хочется», альбомов воспоминаний «Это было недавно, это было давно».
Так в альбоме воспоминаний «Это было недавно, это было давно» при участии бабушек и дедушек воспитанников могут быт собраны рассказы об жизни, о праздниках и буднях, войне и блокаде.
Такие альбомы всегда пользуются большим интересом у детей старшей группы.
Они с удовольствием их рассматривают, находят знакомые лица, с гордостью показывают членов своей семьи сверстникам.
Достижения детей родителям помогают увидеть выстави детского и совместно детско-родительского творчества «Вот мы какие», «Мы рисуем наш город», «Рождественская открытка». Видя рост своего ребенка, сами родители более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную досуговую деятельность (детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городу). в ходе совместных с родителями прогулок воспитатель знакомит их с играми, которые развивают детскую любознательность, память, внимание: «Я назову, ты продолжи», «Так и не так», «Кто больше запомнит и назовет», «Угадай что это»
Для расширения представлений старших дошкольников о социальном мире воспитатель помогает родителям организовать с детьми игры- беседы о профессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. Совместная с педагогом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитательного опыта.
Педагогическое образование родителей
Осуществляя педагогическое образование родителей, воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни. Для этого он организует такие встречи с родителями как «Права ребенка и права родителей», «Здоровье и ум через игру», «Развиваем детскую любознательность», «Скоро в школу». В ходе реализации образовательных задач воспитатель использует такие формы, которые помогают занять родителю субъектную позицию- тренинги, анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеоматериалов. В общении с родителями воспитателю необходимо актуализировать различные проблемные ситуации, в решении которых родители принимают непосредственное участие.
Развивая педагогическую компетентность родителей, помогая сплочению родительского коллектива, воспитатель продолжает содействовать деятельности родительских клубов. Так, организуя работу родительского клуба «Доверие», педагог поддерживает готовность родителей к обмену опытом по вопросам социально-личностного развития детей, включает их в совместные с детьми игры и упражнения «Приятные слова», «Что мы любим, что не любим», «Слушаем чувства». В ходе встреч воспитатель предлагает родителям и детям совместно поучаствовать в различных видах деятельности – совместное рисование, совместно сложить картинку из частей, догадаться о чувствах другого по мимике и жестам. В ходе совместной деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков детей и взрослых, развитие их эмоциональной отзывчивости.
Вместе с тем педагогу необходимо помнить, что к старшему дошкольному возрасту у части родителей уже сложилась своя воспитательная тактика, появились свои достижения в развитие ребенка. Поэтому воспитателю важно создать условия для презентации их педагогического роста- проведение родительских встреч, конкурсов «Успешный родитель», «Семья года», «Что я знаю о своем ребенке». Так конкурс «Что я знаю о своем ребенке» развивает интерес к познанию своего ребенка, содействует активному взаимодействию с ним.
Совместная деятельность педагогов и родителей
Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творческие умения детей и взрослых, педагог делает родителей активными участниками разнообразных встреч, викторин. вечеров досуга, творческих гостиных.
Так, знакомя старших дошкольников с родным городом и его великими жителями воспитатель может предложить организацию «Бала». посвященному дню города, «Музыкальный салон», посвящённый композиторам жителям города
В ходе развития совместной деятельности с родителями по развитию старших дошкольников, педагог организует совместные детско-родительские проекты поисково-познавательной и творческой направленности «Музыка моей мечты», «Приглашаем в наш театр», «Наша забота нужна всем», «Энциклопедия городов российских» Так, в ходе проекта «Энциклопедия городов российских», дошкольники совместно с родителями и педагогами собирают материал о разных городах России м оформляют его в виде книги, сопровождая текст схемами, фотографиями, рисунками. Проводят «Экскурсии» по разным городам, обмениваются впечатлениям в книге отзывов.
Такие проекты не только объединяют педагогов, родителей и детей, но развивают детскую любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности, воспитывают у дошкольников целеустремленность. настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Итоговой формой сотрудничества с родителями старшей группы может стать «День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует совместно с детьми презентацию своей семьи и организует различные формы совместной деятельности – игры, конкурсы, викторины чаепитие.
В ходе такого мероприятия педагог занимает новую позицию, он не столько организатор, сколько координатор деятельности детей и взрослых. Он поддерживает любые инициативы разных членов семьи, помогает каждой семье придумать концертный номер, оформить группу к празднику, подсказывает родителям какие игры лучше включить в программу праздника. Сама возможность организации такой встречи говорит об эффективности сотрудничества педагога с семьей, при которой родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса смогли перейти к позиции инициаторов и активных участников.
результаты взаимодействия детей и взрослых становятся предметом дальнейшего обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить внимание развитию педагогической рефлексии, послужить основой для определения перспектив совместного с семьей развития дошкольников.
Литература
Нормативные документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[Электронный ресурс]-режим доступа https://fgos.ru/
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ в редакции на 01.09.2015г-М.: ТЦ Сфера, 2016 г.- 192с. (Правовая библиотека образования)
3. Федеральная образовательная программа ДО
Программно-методическая литература:
1. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 137»
Научно-методическая литература:
1. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
2. С.Е. Евдокимова «Детский сад и семья» Методика работы с родителями. – Мозайка – Синтез, 2008
3.Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова, В.Э. Головенко « Диалог с родителями»- ТЦ Сфера, 2016
Перспективный план взаимодействия с родителями старшей группы
Сентябрь
1 неделя
Активная форма работы: Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов в подготовке к учебному году.
Наглядная информация: «Визитка старшей группы «Почемучки», портфолио группы « Добрый день в детском саду» (режим дня), «Занимательные дела в детском саду» (сетка занятий), папка «Советы заботливых медиков» (ЖКЗ, Закаливание в саду и дома, поливитамины для детей, здоровье начинается со стопы). Папка «Советы старшего воспитателя» (Ваши помощники в детском саду, Игротека в кругу семьи), папка «Консультации педагога –психолога), папка советы музыкального руководителя, папка советы инструктора по физкультуре. Статья «Старший дошкольный возраст» (характеристика). Подбор речевого материала: чистоговорки, рифмовки, стихотворения, задания и упражнения для коррекции речевой деятельности.
Цель: Установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия специалистов детского сада, педагогов группы, родительского комитета и всех семей.
Индивидуальная работа: Диагностика детей специалистами, индивидуальны беседы с родителями. Советы родителям по подготовке детей к учебному году. Выбор родительского комитета.
Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель, специалисты, родители
2 неделя
Активная форма работы: Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете!» Чайный вечер летних воспоминаний в группе.
Наглядная информация: Оформление стенда с фотографиями о летнем отдыхе в разных семьях. Описательные рассказы детей и родителей о летних днях. Приглашение родителей на вечерние мероприятие.
Цель: Поделиться с помощью фотографий и описательных рассказов воспоминаниями о летних поездках, увиденных достопримечательностях. Развивать связную речь детей, умение составлять рассказ и желание семей общаться друг с другом.
Индивидуальная работа: Рекомендации родителям и детям по оформлению фоторепортажей, составлению рассказов и умению коротко поделиться самым интересным.
Ответственные: Воспитатели, родители, дети.
3 неделя
Активная форма работы: 27 сентября День воспитателя и дошкольных работников
Наглядная информация: Поздравление – газета от детей и родителей для всех дошкольных работников. Информационный лист «История Общенационального праздника»
Цель: Познакомить с историей общенационального праздника»
Индивидуальная работа: помощь родителям в оформлении стенгазеты – поздравления «В подарок воспитателю!»
Ответственные: Воспитатели, родители, дети.
4 неделя
Активная форма работы: Родительское собрание «Добрая семья прибавит разума – ума»
Наглядная информация: Задачи воспитания и обучения в старшей группе. Памятка по созданию благоприятной семейной обстановке
Цель: Информировать родителей о задачах на год, характеристики детей 5-6 лет. Познакомить с основными мероприятиями на год, главными речевыми направлениями в работе. Активизировать желание родителей участвовать в делах группы, в решении годовых задач. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на систему наказаний и поощрений.
Индивидуальная работа: Индивидуальные беседы с родителями по вопросам собрания. Совет: «Важно знать, что лучший педагог –психолог для дошкольника – его родители» Рекомендации психолога по проблемным вопросам.
Ответственные: Психолог, воспитатели.
Октябрь
1 неделя
Активная форма работы: Традиционная благотворительная ярмарка «Дары осени», концерт ко дню пожилых людей.
Наглядная информация: Приглашение на концерт пожилых людей. Объявление о проведении выставки-ярмарки осеннего урожая. Фото-газета «осень идет- «добро» нам несет. Сборник «Пословицы, загадки об осени».
Цель: Организовать и провести ярмарку урожая для сплочения людей разных поколений. Удивить осенним урожаем, творческими работами. Порадовать пожилых людей концертом.
Индивидуальная работа: Советы к творческому оформлению урожая на выставку – ярмарку. Договоренность с родителями об организации участников. Личные приглашения бабушка и дедушкам на концерт.
Ответственные: Старший воспитатель, воспитатель, муз. руководитель, родители
2 неделя
Активная форма работы: 4 октября – День защиты животных. Экологические дни. Арт-проект « Братья наши меньшие!». Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» ( совместная деятельность воспитатели, родители, дети)
Наглядная информация: Девиз «Этот мир принадлежит и им, и не отнимайте его люди! Спасем живой мир вместе!». Папка «Природа в поэзии». Высказывания о природе выдающихся людей. Загадки, пословицы, поговорки, стихи и животных. Папка со статьями: «Бросовый материал нам в помощь», «Кормушки бывают разные». Пословицы о труде и заботе.
Цель: Привлечь детей и родителей к Всемирному дню защиты животных. Организовать и провести совместно с родителями творческого характера для объединения усилий семей в сохранении животного мира на планете. Показать окружающим свое отношение к проблеме. Научить детей своими руками делать кормушки из бросового материала. Дать почувствовать всем необходимость происходящего при совместном изготовлении кормушек, их развешивании и кормлении птиц.
Индивидуальная работа: Беседы по осмыслению и вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по проекту. Решение вопроса участия желающих родителей в разных мероприятиях проекта.
Ответственные: Воспитатели, родители, дети
3 неделя
Активная форма работы: Создание и выставка плакатов «спасем и сохраним живой мир!»!
Наглядная информация: Папка «Плакаты. притягивающие внимание!
Цель: Дать возможность детям и родителям сформировать свою гражданскую позицию по проблеме и оповестить ее окружающим в виде плакатов. предоставить участникам проекта возможность обрести единомышленников. Объединить поколений, детей и взрослых занятых общим делом.
Индивидуальная работа: Организация выставки с родителями
Ответственные: Воспитатели, родители
4 неделя
Активная форма работы: Составление детьми с родителями рассказа из личного опыта на темы «Мой любимый питомец», «Как я помогал животным». Семейный час «Береги природу!»
Наглядная информация: Подборка книг о животных. Загадки о природных явлениях. Выставка детских рисунков, плакатов, фотографий. Памятка : Как вести себя в гостях у природы»
Цель: Привлечь родителей к обучению детей рассказыванию из личного опыта. Развивать у детей умение поделиться своими знаниями и умениями в уходе и помощи животным. Формировать ответственное отношение к природе родного края. сплотить взрослых и детей в желании беречь природу. Развивать связную речь детей.
Индивидуальная работа: Советы по оформлению и составлению минирассказов с детьми
Ответственные: Воспитатель, родители, дети
Ноябрь
1 неделя
Активная форма работы: Мини-лекция + практическая работа
« Здоровьесберегающее пространство детского сада и дома». Проект «Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить!»
Наглядная информация: Папка со статьями: «Здоровье каждого человека – это его богатство!», «Арттерапия», «За здоровый образ жизни!», «Что должно входть в состав домашей апчечки
Цель:
Индивидуальная работа:
Ответственные:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по взаимодействию с родителями воспитанников старшей группы.
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителейв условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организацииактивного взаимодействия с семьей. Через сплочение и моби...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы
В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемый результат, план взаимодействия с родителями...

Календарный план работы по взаимодействию с родителями воспитанников старшей группы № 3 на 2016 – 2017 учебный
Разработка перспективного плана работы с родителями...
Календарный план работы по взаимодействию с родителями воспитанников старшей группы № 2 на 2016 – 2017 учебный год(сентябрь,октябрь,ноябрь)
Каледарный план...

План работы по взаимодействию с родителями воспитанников старшей группы по театрализованной деятельности
Материал для педагогов ДОО....

План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2 МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на учебный год.
План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на 2020-2021 учебный год....

Программа взаимодействия с родителями воспитанников младшей группы
Программа взаимодействия с родителями воспитанников младшей группы...
