Духовные традиции и культурные практики в современном воспитании
статья

Ирина Ивановна Наумова

Опыт духовно-нравственного воспитания на Бедгородчине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наумова Ирина Ивановна

ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА БЕДГОРОДЧИНе

Человечество в ходе своей истории постоянно проходило через череду трансформаций. Однако нынешний день ставит homo sapiens на грань нормализации таких явлений, которые подвергают прямой угрозе выживаемость человечества как вида. Речь идет о медикализации и коммерциализации процессов зачатия, рождения и смерти, радикальные интервенции в функционирование организма в псевдоэстетических целях, смена пола, возведение в норму половых и психических перверзий, не говоря о грубых вмешательствах в межполовые и семейные отношения.

Роль православия как сдерживающего фактора переоценить сложно. Почему именно оно способно дать опору современному человеку в информационном и событийном вихре? Во-первых, нам известно о существовании социалистической, буржуазной, православной морали и т.д. Но социалистической, православной или еще какой-нибудь нравственности не бывает, нравственность — это система ценностей, которая присуща самому индивидууму.

Православие отличается особым вниманием к морально-психологической стороне взаимоотношений Бога и человека и особой приверженностью к этической проблематике, при этом разделяя со всем христианством нравоучительный, моралистический дух. «Отношение к миру и людям у православных строится не на личном самоутверждении и формальной благотворительности, а на смиренномудрой любви-жалости ко всякому человеку и сострадательном умонастроении, сопровождающемся, однако, оптимистической убежденностью в том, что замысел Божий о мире не может быть плох» [2, 355-358].

Во-вторых, учитывая контекст СВО, многие даже зрелые личности потеряли чувство опоры в ситуации гражданско-религиозной войны, где нет правильного выбора, а любой выход из неё может обернуться трагедией. Именно в Божьем слове предполагается найти и ориентиры, и внутреннюю поддержку: «Учитывая свою слабость, слабость всех вообще людей и паутинность всего мира, человек ни в чем не полагается ни на себя, ни на что-либо «от мира»; ни в чем земном не утверждает своей последней надежды и в этом никогда не обманывается. Сила страха Божия рождает в душе отталкивание от зла и влечение к правде» [3].

Традиционные постулаты христианской морали и классические приемы духовно-нравственного воспитания кажутся наиболее разумным выбором из множества возможных, но и здесь приграничное положение нашего региона вносит свой отпечаток на их применение:

  • Сугубо потребительский, меркантильный подход как к самому учебно-воспитательному процессу, так и к его результатам:
  1. Изменение социальной структуры заказчиков образовательной услуги - более позднее материнство и родительство в целом подталкивает к тому, что родители в меньшей степени готовы что-то менять привычном в жизненном укладе с появлением в семье ребёнка, вносить нематериальный вклад в воспитание будущего поколения и принимать ответственность за результаты
  2. Даже при выборе образовательного учреждения с компонентом духовно-нравственного воспитания последний выступает заключительным в списке критериев отбора ДОУ или школы.

Решение:

  • регулярная и методичная работа с семьёй по возрождению православных традиций, профилактике семейного неблагополучия и при урегулировании социальных проблем
  • трезвая оценка результатов и оперативная корректировка форм работы
  • Привычные формы и приёмы работы утрачивают свою эффективность:
  1. Стендовое представление информации в виде консультаций в родительских уголках теряет смысл из-за «баннерной слепоты», давно известного типа поведения, когда пользователь – потребитель информации - демонстрирует селективное восприятие - склонность игнорировать объекты, которые они воспринимаются (ошибочно или нет) как рекламу. Многочисленные исследования рекламных компаний показывают, что хотя и дизайн-паттерны и типы объявлений эволюционировали, баннерная слепота до сих пор остаётся распространённым явлением, которое не обошло родительские уголки школ и детских садов.
  2. Эффективность сохраняет лаконичные, точечные сообщения в родительских чатах. Сколь бы значимой не была информация, распространяемая в них, вовлеченность в информационные события жителей приграничного региона слишком велика. На фоне новостной повестки содержание сообщений педагога воспринимается как вторичное по значению.

Еще один аспект: огромное информационное поле даёт ребёнку выбор, который далеко не всегда легко сделать и взрослому человеку. Возникает проблема, как сохранить качества личности в цифровом пространстве. Здесь необходимы новые подходы, системность, комплексность, партнёрство и сетевое взаимодействие, широкое использование возможностей медиапространства.

Решение: применение более технологичных приемов, яркий визуал в представлении информации, отсутствие канцеляризмов, кликбейтные заголовки – Чтобы быть услышанным, наставник вынужден перенимать общий тон. Нужна специальная подготовка и повышение квалификации педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на православной основе.

Традиционное содержание духовно-нравственного воспитания, которое определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями (патриотизм, гражданственность, служение семье, уважение к труду и созиданию, к духовному миру, нравственному выбору, природе и т.д) в нашем регионе имеет ярко выраженные особенности:

сотрудничество региональной системы образования Белгородской области и Белгородской митрополии по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения

волонтерско-патриотический аспект взаимодействия детей, педагогов и родительского сообщества.

Литература:

  1. Вспомогательный проект портала ХРОНОС
  2. Л. В. Коновалова Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 355-358.
  3. Архиепископ Иоанн (Шаховской) "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи"/"Духовное наследие русского зарубежья", - Сретенский монастырь, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурные практики в правовом воспитании дошкольников.

Одной из главных задач правового воспитания в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта является формирование чувства собственного достоинства у ребенка, осознания своих пра...

Культурные практики в правовом воспитании дошкольников.

laquo;Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей , дарований, каждый ребенок может свободно выражать свои мнения и мысли, каждый ребенок имеет право на с...

«Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»

В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравственных норм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА культурной практики по формированию познавательного интереса у детей 5-7 лет к культуре и традициям татарского народа «ЙОЛДЫЗЧЫК»

В рабочей программе представлено содержание работы татарского кружка.Цель программы - приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции ...

«Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»

laquo;Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»...

«В гостях у сказки» Культурная практика по духовно-нравственному воспитанию с привлечением социальных партнеров

Цель: Закладывание основ духовно-нравственной культуры дошкольника  через закрепление знаний о русских народных сказках.Задачи:Углублять интерес детей  к книге, как источнику знаний, обогаща...