Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности ( презентация)
презентация
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок
естественнонаучной грамотности
у детей дошкольного возраста
через организацию
экспериментальной деятельности
( презентация)
воспитатель Т.В.Серебренникова
Слайд 1
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Слайд 2
Мое выступление я хочу начать с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
Слайд 3
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Слайд 4
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
«Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
«Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», – добавил второй.
Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии, и только последний ученик ничего не сказал.
Слайд 5
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.
Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
«Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил», – заметил кто-то.
Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель
Вопрос: «Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?»
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.
Мудрый учитель понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
Слайд 6
Притча «Чайная церемония» о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность воспитанников».
Слайд 7
Прокаченная функциональная грамотность улучшает качество жизни и открывает перед человеком новые возможности. В будущем она помогает быстрее продвигаться по карьерной лестнице, находить деловых партнёров, быть востребованной личностью на рынке труда и в социальной сфере
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современного образования. Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях.
Функциональная грамотность – это способность человека, использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Слайд 8
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев
Одним из направлений функциональной грамотности является естественно - научная грамотность
Слайд 9
Что такое естественно-научная грамотность дошкольников?
Естественно - научная грамотность — это способность использовать естественно - научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Слайд 10
В современном мире детям не приходится много говорить. В век тотального использования гаджетов и других устройств. Ребенок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
Слайд 11
Но при этом , дети любят открывать для себя новое, например, на прогулке: собирают камни и перья, песок поливают водой, растапливают в ладошках снег, играют с водой, любят экспериментировать с мыльными пузырями, играют с шишками и семенами растений.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально практическим путем, а каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир,
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Слайд 12
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Слайд 13
В процессе детского экспериментирования учим детей:
- видеть и выделять проблему;
- выдвигать гипотезы;
- ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки, связи;
- строить сложные предложения;
- отбирать материал для самостоятельной деятельности;
- делать выводы.
Слайд 14
В каждой группе ДОУ должна быть организована предметно – пространственная среда с организацией центра эеспериментальной деятельности
В центре экспериментальной деятельности выделены:
- Место для постоянной выставки,
где размещаем различные мини-коллекции, где экспонатами являются редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и .п.)
- Место для приборов.
- Основным оборудованием в уголке являются приборы помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
- Место для хранения природного и «бросового» материала (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья).
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.), все это находится в подписанных контейнерах.
Слайд 15
Методы организации опытно-экспериментальной деятельности
Наблюдения за объектом. Исследования проводим во время прогулок, погружаем ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Такие наблюдения является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Проблемно-поисковый метод. Воспитатели создают проблемную ситуацию, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
Опыты и эксперименты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.
Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводим в русле игровой направленности.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса у детей реализуем в разных формах.
Слайд 16
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева.
Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки -. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на ...

Презентация "Детско-родительский проект как средство формирования математической грамотности детей дошкольного возраста"
Детско-родительский проект представлен в виде папки передвижки: "Путешествие в страну Математики". Цель проекта: Развитие элементов логического мышления и формирование элементарных математич...

Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Педагогический совет финансовая грамотность детей...

Доклад-презентация "Мой успешный проект:"Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
quot;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...
Презентация на тему "Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
Презентация...

Презентация на тему: "Обзор программы по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Обзор программы по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста....

