Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности ( презентация)
презентация

Серебренникова Татьяна Викторовна

Функционально грамотный  человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок

естественнонаучной грамотности

у детей дошкольного возраста

через организацию

экспериментальной деятельности

( презентация)

воспитатель Т.В.Серебренникова

Слайд 1

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Слайд 2

Мое выступление я хочу начать с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

Слайд 3

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Слайд 4

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

«Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

«Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», – добавил второй.

Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии, и только последний ученик ничего не сказал.

Слайд 5

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.

Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

«Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил», – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель

Вопрос: «Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?»

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.

Мудрый учитель понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

Слайд 6

Притча «Чайная церемония» о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность воспитанников».

Слайд 7

Прокаченная функциональная грамотность улучшает качество жизни и открывает перед человеком новые возможности. В будущем она помогает быстрее продвигаться по карьерной лестнице, находить деловых партнёров, быть востребованной личностью на рынке труда и в социальной сфере

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современного образования. Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях.

Функциональная грамотность – это способность человека, использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 8

Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев

Одним из направлений функциональной грамотности является естественно - научная грамотность

Слайд 9

Что такое естественно-научная грамотность дошкольников?

Естественно - научная грамотность — это способность использовать естественно - научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Слайд 10

В современном мире детям не приходится много говорить. В век тотального использования гаджетов и других устройств. Ребенок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.

Слайд 11

Но при этом , дети любят открывать для себя новое, например, на прогулке: собирают камни и перья, песок поливают водой, растапливают в ладошках снег, играют с водой, любят экспериментировать с мыльными пузырями, играют с шишками и семенами растений.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально практическим путем, а каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир,

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Слайд 12

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Слайд 13

В процессе детского экспериментирования учим детей:

- видеть и выделять проблему;

- выдвигать гипотезы;

- ставить цель;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки, связи;

- строить сложные предложения;

- отбирать материал для самостоятельной деятельности;

- делать выводы.

Слайд 14

В каждой группе ДОУ должна быть организована предметно – пространственная среда с организацией центра эеспериментальной деятельности

В центре экспериментальной деятельности выделены:

  • Место для постоянной выставки,

где размещаем различные мини-коллекции, где экспонатами являются редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и .п.)

  • Место для приборов.
  • Основным оборудованием в уголке являются приборы помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
  • Место для хранения природного и «бросового» материала (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья).

  • Место для проведения опытов.
  • Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.), все это находится в подписанных контейнерах.

Слайд 15

Методы организации опытно-экспериментальной деятельности

Наблюдения за объектом. Исследования проводим во время прогулок, погружаем ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Такие наблюдения является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Проблемно-поисковый метод. Воспитатели создают проблемную ситуацию, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Опыты и эксперименты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводим в русле игровой направленности.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса у детей реализуем в разных формах.

Слайд 16

Модель формирования и развития функциональной грамотности

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева.

Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки -. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание      это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на   ...

Презентация "Детско-родительский проект как средство формирования математической грамотности детей дошкольного возраста"

Детско-родительский проект представлен в виде папки передвижки: "Путешествие в страну Математики". Цель проекта: Развитие элементов логического мышления и формирование элементарных математич...

Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Педагогический совет финансовая грамотность детей...

Доклад-презентация "Мой успешный проект:"Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

quot;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...

Презентация на тему: "Обзор программы по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Обзор программы  по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста....