2024-2025 Консультация для воспитателей: "Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах"
консультация (младшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах»
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачами музыкального воспитания и обучения игры на музыкальных инструментах:
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
3.Знать названия инструментов, узнавать их тембр.
4. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.
5. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.
6. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.
7. Импровизировать несложные попевки.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Формы проведения занятий с детским оркестром
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как к средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
1.Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие
Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.
Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки.
То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
2.Знакомство с музыкальными инструментами в группе раннего развития
Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в группе раннего развития. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматриваютих, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой.
На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, ( мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу они танцуют вместе с мишкой (вос-ль играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя. а затем самостоятельно.
Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна.
Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Теличеевой и пляска "Бубен" Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?".Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4.
Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет вос-ль лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Теличеевой.)
3. Знания детей о музыкальных инструментах в младшей группе
В младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в 1ой мл. гр., продолжаем знакомить с новыми-добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение. Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход-дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд остананавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики.
Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. Раухвергера (мелодия им знакома с 1ой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Вос-ль водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары-ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик.
Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.
В игре " Гулять-спать" муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.
При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое значение имеет чувство ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Вот почему в этой группе используются различные ударные инструменты, и пробуем оркестровать некоторые песенки, которые поем на занятии.
4.Занятия на музыкальных инструментах в средней группе
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности-игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла.
После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомим детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.
Упражнение "УТОЧКИ"
Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента)
кря-кря-кря (поют дети)
Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент)
га-га-га (дети)
Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент)
ко-ко-ко (дети).
После таких упражнений дети играют дружнее, слажаннее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается на фланелеграфе большими или маленькими елочками, матрешками, звездочками. На следующем занятии дети определяют попевку по ритму, выложенному на фланелеграфе. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Пластины металлофона обозначаются цветными кружочками. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Часто играют целым оркестром из различных инструментов, что вызывает радость и желание играть еще.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах»
Консультация для родителей....
Буклет Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах
Приобщение детей к игре на детскихмузыкальныхинструментах...

Буклет "Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах"
quot;Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах"...

Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ (детских музыкальных инструментах»
Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ (детских музыкальных инструментах»...

Консультация для родителей "Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах"
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для вос...
Консультация для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах»
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в играх и плясках, но и...

Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах
Консультация для родителей о важности раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах...
