Формирование основ ранней профориентации дошкольников
материал

Нелина Александра Викторовна

В статье рассказывается об ознакомлении дошкольников с миром профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ ранней профориентации дошкольников

Актуальность: В статье рассказывается об ознакомлении дошкольников с миром профессий.

Ключевые слова: ранняя профориентация, дети, профессии

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей начинают формироваться знания о профессиях.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с тем, кем работают его родители, со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.

Ранняя профориентация призвана дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя мероприятия, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями, способствующей сближению детей, родителей и педагогов является технология «Гость группы». Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессий родителей; вносят в жизнь дошкольников радость от общения с родителями, гордость за них, уважение к людям труда. «Живой» пример родителей – наилучший способ формирования у детей представлений о многообразии профессий. Дошкольники могут непосредственно наблюдать способы выполнения действий в той или иной профессии, задавать вопросы и даже участвовать в отдельных простейших операциях.

Ранняя профориентация способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Поэтому так важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии важно научиться приносить пользу себе и людям.

Литература:

1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014.

2. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации  / Гришаева Н.П. Методическое пособие – М.: Вента Граф, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой проект "Инновационные технологии в формировании основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста". "Путешествие по миру профессий".

использование инновационных технологий при знакомстве детей с профессиями АО Карабашмедь и сопутствующими профессиями....

Единая социокультурная среда, направленная на формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста в МБДОУ д/с №88

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и ...

Мастер-класс для педагогов по формированию основ ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством различных видов театра

Как театрализованная деятельность с детьми старшей группы влияет на раннюю профориентацию детей...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО (5 – 7 ЛЕТ) ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МУЗЕЙ «БЕЛОГОРОЧКА»»

Цели: последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры старших дошкольников; формировать умение создавать сюжет игры, согласно темы, развертывать действия, связанные с профессиям...

Образовательный маршрут по формированию основ ранней профориентации дошкольников в старшей группе «Путешествие в город Мастеров»

Цель: формирование социального опыта детей по ранней профессиональной ориентации средствами игровой деятельности.Задачи:Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессия...