План работы по самообразованию .Тема : «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»
рабочая программа (младшая группа)

Стрельникова Ирина Владимировна

Тема : «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»

Актуальность темы:

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика , непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель :

развить у детей мелкую моторику и координацию рук у

детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:             

1. Улучшить координацию и точность движения рук, гибкость рук.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3.Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное

внимание, зрительное и слуховое восприятие.

6. Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со

сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для

развития мелкой моторики.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Система работы представлена по следующим направлениям:

 

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика и дидактические игры во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми;

Работа с родителями - консультации и беседы.

 

Форма отчётности:

 

- Сделать консультацию (буклеты) для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

- Провести анкетирование родителей.

- Составить картотеку пальчиковых игр.

- Сделать дидактические игры.

 

Предполагаемый результат:

 

у детей развита мелкая моторика, они могут  держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

План работы на 2021-2022 год

месяцы

Мероприятия, проводимые с детьми

Сентябрь

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина                                                      

3. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( игрушки  нарисованы на бумаге)

4. пальчиковая игра «Ладушки- ладушки»

Октябрь

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3. пальчиковая гимнастика "Мы капусту режем"

4."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу                           

Ноябрь

1.Пальчиковая гимнастика                                                                                                            2. Рисование пальчиками "Птицы" - Заплатки                                                                                                         3.Упражнения в сухом бассейне (песке)"Найди рыбку"                                                                  4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)                                                                                                                               

Декабрь

1. Обучение детей «Шнуровка»

2. Заучивание пальчиковых игр: «Дикие животные и их детеныши», «продукты питания», «Новогодний праздник»

3. Изображение пальцами различных фигур: «очки», «бинокль».

4. Настольная игра «Мозаика» (крупная и мелкая).

5. Работа с пластилином

Январь

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

5.пальчиковая игра «обувь»,  «Зима», «Зимние забавы»

 

Февраль

1. «Ежи и ежата» - делаем колючки из прищепок.                                                        2. Игра «сенсорные дорожки»          

 3. разглаживание скомканных бумажных комочков с изображением животных                                                                                                                                          4. «Сложи картинку» из 4 частей                                                                                               5. Заучивание пальчиковых игр: «Части тела», «Детеныши диких животных», «Белка»

Март

1."Собери машину" из геометрических фигур

2."Разрезные картинки из 4 частей"

3.Д/и «С крышками»

4. Заучивание пальчиковых игр: «Мамин праздник», «Наш дом»

5. Игра «Чудесный мешочек»

Апрель

1. Рисование на песке

2. Заучивание пальчиковых игр: «Транспорт», «Рыбка»

3. Игры с прищепками

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

5. Пальчиковые шаги

Май

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать полоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Рисование на песке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы на 2022-2023 год

Месяцы

Мероприятия, проводимые с детьми

 Сентябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Дружные ребята», «Засолка капусты», «за грибами»

2. «Шнуровка»

3. Конструирование из палочек, камушек «Дорожка»

4. Игра «Чудесный мешочек»

5. Игра «Прищепки»

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Еж с ежатами», «подарок мишке», «помощники»

2. Геометрические вкладыши

3. разрезные картинки

4.крупная и мелкая мозаика

5. пальчиковые шаги

6. Конструирование из палочек

Ноябрь

1. Заучивание пальчиковой  гимнастики «приглашение», «за столом».

2. Шнуровка

3.Игры с песком

4.Сенсорные дорожки

5. Игра «узнай что в мешочке»

6. Конструирование из палочек

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой  гимнастики «кто где живет», «дом за кустом»,

2. Игры с водой

3. Прищепки

4. Рисование на песке

5.Сортировка мелких предметов

Январь

1.Заучивание пальчиковой  гимнастики «добрый хозяин», «всех выше»

2.Пересыпание

3.Упражнения с бумагой

4. Геометрические вкладыши

5. Игры в сухом бассейне для рук

Февраль

1.Разминание пластилина

2. Заучивание пальчиковой  гимнастики «тишина», «мышь и слон»

3.нанизывание на шнурок  бусин с большими отверстиями

4.вдавливание мелких предметов в пластилин

5. сенсорные дорожки

6. выкладывание  простых узоров  из веревочек (по карточкам - образцам).

Март

1.Заучивание пальчиковой  гимнастики «аленький цветочек», «колечко», «в домике»

2.Наполнение бутылки мелкими предметами

3.Наматывание

4.Катание карандаша между ладонями

5.Сортировка мелких предметов

Апрель

1.Заучивание пальчиковой  гимнастики «подарки друзьям», «весна - красна»,

2. Пересыпание

3. Рисование на песке

4. Пальчиковые шаги

5. Упражнения с бумагой

Май

1.Заучивание пальчиковой  гимнастики «У дороги», «вот так белка», «на птичьем дворе»

2. Катание карандаша между ладонями

3. Прищепки

4. Крупная и мелкая мозаика        

5. Игры в сухом бассейне для рук

 

Работа с родителями

Анкетирование на тему «мелкая моторика у дошкольника»

Консультация  «Игры на развитие мелкой моторики рук»

«Игры на развитие мелкой моторики»

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...

План работы по самообразованию Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста"

laquo;План по самообразованию »2018-2019 учебный год2018г.  Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» АктуальностьФГОС предъявляет определенн...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Программа по самообразованию Тема: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Проблеме сенсорного развития детей всегда привносилось первоначальное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые усло...