Летний проект на тему «Удивительный мир насекомых»
проект (средняя группа)

Лазарева Ольга Сергеевна

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков правильного поведения в природе посредством познавательно - исследовательской деятельности.
 

Задачи:
Общеобразовательные:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения.
- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к насекомым.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Практическая значимость: Помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_proekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Летний проект

 на тему

«Удивительный мир насекомых»

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков правильного поведения в природе посредством познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:
Общеобразовательные:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения.
- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к насекомым.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Практическая значимость: Помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.

Ожидаемые результаты: 
- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
- Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные признаки.
- Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
- Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.
– Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
 – К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

Продукт проектной деятельности: Подбор иллюстративного материала по теме, разработка занятий, картотека дидактических игр, подбор стихов и загадок о насекомых, рассказ детьми о каком-либо насекомом по схеме, фотографии досугов, выставка детских работ «Милые букашечки», создание макета «Насекомые», викторина: «Что мы знаем о насекомых», консультация для родителей.

Комплексно-тематическое планирование по теме
«Удивительный мир насекомых»
Познание:
- Разработка занятий по ознакомлению детей с насекомыми.
 - Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских энциклопедиях.
- Создание макета «Насекомые».
- Наблюдения на прогулках за насекомыми.
- Исследование «Любят ли муравьи сахар».
- Составление рассказов о насекомых с помощью схем.
- Разучивание стихов и песенок о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Беседы на тему: «Какую пользу приносят людям пчелы?», «Правила безопасности при встрече с насекомыми».
- Упражнения по ФЭМП:
Задания на количественный счёт:
- «Пересчитай мух», «Каких жучков больше?», «Кого больше – пчелок или бабочек?».
- Сколько насекомых сидит на цветах, сосчитай всех насекомых и т. д.
Задания на соотнесение числа с количеством:
- Сколько насекомых надо взять, чтоб составить число…?
Задания на ориентировку в пространстве:
- Поставь муравья справа от муравейника и т. д.
- Дидактические игры: «Отгадай насекомое», «Собери цветок», «Кто лишний?», «Закончи предложение», и др.
- Викторина: «Что мы знаем о насекомых?».
 Коммуникация:
- Игры на развитие речи и пополнение словарного запаса.
«Назови ласково», «Кто где живет?», «Подбери признак»: бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая? - …
Сл/и «Кто, что умеет делать?» поможет расширять и активизировать глагольный словарь детей. Например: пищит, мешает, кусает, пьет кровь (комар)
Д/и «Угадай, какое это насекомое?»

Вы называете несколько слов, описывающих то или иное насекомое. Задача ребенка: угадать о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например, полезное, полосатое, больно жалит, добывает мед (пчела); жужжащая, назойливая (муха).
Д/и «На полянке»
Цель: закреплять понимание предлогов «на», «под» «за» и т. д.
- Словесные игры: «Пчелки и ласточки», «Медведь и пчелы»
- Игры на тренировку памяти:
«Кто спрятался?» Посадить на стол насекомых, попросить ребёнка их запомнить. После того, как ребенок отвернётся, убрать одно насекомое. Спросить, кого не стало?
- Логоритмические упражнения: «Друзья помогли», «Насекомые над лугом».
- Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка» и др.
- Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».

Чтение художественной литературы:
- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажужжала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
-
В.Степанова «Стрекоза».
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Социализация:
- Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».  
- Показ настольного театра «Дюймовочка».
- Работа с разрезными картинками (из 4 – 6 частей) по теме: «Наши букашечки - таракашечки».
- Н/п игра «Чья тень?» (Насекомые).
-Развивающая игра: «Кто, где живет?»
- Мемори «Чей домик»?

Художественное творчество:
- Рисование (кляксография): «Необыкновенные красавицы».
- Конструирование из бумаги: «Бабочки - малютки», подставка для карандашей: «Пчелки».
- Аппликация: «Божии коровки».
- Лепка из пластилина «Удивительный мир насекомых».
- Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики».
- Выставка детских работ: «Милые букашечки».
- Коллаж «Эти удивительные насекомые».

Физическая культура:
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы».
- «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
- «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».
- «Горячо – холодно». - «Паук». - «Поймай комара»

Беседы на тему «здоровье»
- «Какую пользу людям приносят пчелы?»
- «Мухи – разносчики инфекций».

Беседа по безопасности
- «Как вести себя на природе».
- «Что надо делать, если укусила пчела или оса?».

Работа с родителями:
- Помощь родителей в заготовке иллюстративного материала и энциклопедических книг для проекта.
- Организация выставки детских работ: «Милые букашечки».
- Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

Этапы реализации проекта.
1) Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме. Подбор музыкальных произведений. Изготовление настольных игр (разрезные картинки, раскраски). Разработка занятий и бесед о насекомых.

2) Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Исследование «Любят ли муравьи сахар». Рассматривание и беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности детей. Изготовление поделок и творческих работ. Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми; организация выставки детских работ «Милые букашечки», консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление фотоальбома о насекомых.
3) Заключительный этап: оформление творческой выставки: «Милые букашечки», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», макет «Насекомые»,

Анализ эффективности работы над проектом:  В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе, появилось желание получить больше информации о насекомых. У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали
2-3 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и детских поделках. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания. В заключение работы над экологическим проектом: «Путешествие в мир насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно- эстетическую.
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность, развлечения и др.

ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт их деятельности гуманный характер.

Перспектива развития проекта: автор проекта должен прописать возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указать ресурсы для дальнейшего продолжения проекта.


Литература.

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера,
2005. – 160 с.

2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми
5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение
1973

4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако,
2008. – 240 с.

5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение»
1985

6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти,
2004. – 320 с.

7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение»,
1983

8. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М.,
2003.

9. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М.,
2008.

10. Интернет- ресурсы: материал для реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир насекомых"

Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей....

Беседа с детьми на тему "Удивительный мир насекомых"

Беседа предназначена для детей подготовительной группы...

Конспект летнего мероприятия на тему: "Удивительный мир - насекомых"

Расширять познавательный интерес и уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособлиности к условиям  жизни. Создать у детей положительный эмоциональный отклик. Развивать у...

Организация проектной деятельности детей в младшей группе по теме: «Удивительный мир насекомых».

Актуальность разработки и реализации проекта. Часто во время прогулок наблюдала неординарное поведение детей по отношению к насекомым. Одни увидев пауков пугались и убегали, другие пытались раздавить...

Проектная деятельность: "Удивительный мир насекомых"

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной  экологической цепи....