"Методы и приемы экологического воспитания дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

Кратко описаны методы и прием, которые можно использовать педагогам дошкольных учреждений  в экологическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методы и приемы  экологического воспитания дошкольников»

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях.

      Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее.

Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.

Важными задачами являются:

-формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

-формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

-формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом.

Формы экологического воспитания – это

- занятия;

- походы и экскурсии;

- экологические праздники и досуги;

- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

- элементарная поисковая деятельность детей.

1. Занятия.

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Первично-ознакомительный тип занятий

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.

В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.

Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.

Обобщающий тип занятий

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.

Углубленно-познавательный тип занятия

Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.

Комплексные занятия

Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

2. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т. д.

3. Экологические праздники и досуги.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года,

урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом: песком, глиной, льдом, листьями и т. д.

5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте.

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.

Практические методы - это игры (дидактические, подвижные, творческий, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования  наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей....

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Вопросы:1.Характеристика метода как способа взаимодействия2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обуч...

Методы и приемы экологического воспитания во 2 младшей группе

Статья о системе экологического воспитания детей младшей группы детского сада(методы, приемы, картотека игр)...

Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно и...

Эссе методы и приемы экологического воспитания дошкольников

В этом ээсе я представила опыт при своей работе  в детском саду по экологическому воспитанию...

Презентация "Нетрадиционные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры, осознанного и бережного отношения к природе.   Задачи:•Развитие познавательного интереса к миру природы.•Формирование элеме...