«Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах в первую и во вторую половину дня»
консультация
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни и деятельности, особенно в период дошкольного детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах в первую и во вторую половину дня»
Выполнила: Воспитатель
МКДОУ №22. Мустафина Екатерина Леонидовна.
1. Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах в первую и во вторую половину дня
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни и деятельности, особенно в период дошкольного детства.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно, тем самым объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных .
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении .
Режим -научно-обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка и на протекание всех физиологических процессов в организме.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.
Основное требование к режиму — учет возрастных особенностей детей.
В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности .
Эффективность реализации режима в дошкольном учреждении предполагает также, чтобы время, отведенное для организованной и самостоятельной деятельности, использовалось с максимальной результативностью и для общего развития и укрепления здоровья детей.
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитатель постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей.
Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого – к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность
К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, что позволяет освободить больше времени для игры, развития движений, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников
Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка.
Режимы дня для детей разного возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей дошкольного возраста (3–7 лет) рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5–6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5–12 ч, из которых 2– 2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5–4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов
Правильное физическое развитие ребенка невозможно без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных подгрупп.
В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных режимных процессов. Так, начало обеда старших детей совпадает с началом сна маленьких, и старшие мешают спокойному засыпанию малышей и т.д. поэтому в разновозрастной группе более целесообразно руководствоваться общим режимом для всех. Для детей трех-четырех возрастов (с 3 до 7 лет) за основу берется режим дня среднего возраста (5 год жизни) и с учетом режима дня остальных детей вносятся некоторые изменения в продолжительность режимных процессов. Так, режимные процессы с младшими детьми начинают на 5-10 минут раньше, чем с более старшими. В противоположном порядке осуществляется только подъем детей после дневного сна (первыми на 15 минут поднимаются старшие дети)
Общность тематического содержания создает благоприятные условия для совместных сюжетно-ролевых игр детей разного возраста. Разные игры в разновозрастной группе проходят более интересно благодаря тому, что в них участвуют малыши и дети старшего возраста. Большие возможности для организации интересной и содержательной игровой деятельности, для развития у детей умения взаимодействовать имеются в играх-драматизациях. В воспитательном отношении полезно объединение детей разного возраста в дидактических играх. Хорошо, если старшие берут на себя (самостоятельно или по предложению взрослого) функцию ведущего в несложных играх с правилами для младших детей, показывая им как играть. Подвижные игры должны проводится с детьми одного возраста, с двумя смежными подгруппами и со всей группой одновременно. Предпочтение следует отдавать играм детей одной или двух смежных возрастных подгрупп, так как это позволяет лучше учесть возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течении недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, так как при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной. На прогулке целесообразно подвижные игры со старшими детьми проводить сразу после выхода на участок, а с младшими детьми в середине прогулки.
Совместный труд детей разных возрастов имеет большое воспитательное значение как для младших, так и для старших детей, способствует осуществлению всех задач трудового воспитания, но особенно важен для формирования трудовых навыков и положительных взаимоотношений. Полезен в педагогическом отношении и опыт систематического назначения на дежурство детей разного возраста. Дежурные трудятся вместе, но обязанности у них разные, соответсвующие их возможностям и умениям
Условия правильной организации обучения в разновозрастной группе:
1) хорошее знание программы воспитателем, умение свободно ориентироваться в материале всех возрастных групп;
2) осуществление обучения по возрастным подгруппам;
3) включение в образовательное содержание каждого занятия нового материала и вместе с тем его доступность и интерес для детей соответствующего возраста. Одновременно могут решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, другим детям предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно;
4) в процессе занятий должна сохраняться необходимая последовательность учебного процесса в отношении к каждой подгруппе. За изучением нового материала должно идти его повторение и закрепление, затем – упражнение в использовании полученных знаний и умений
2. Особенности организации режима дня в разных возрастных группах
Организация режима дня должна быть представлена с достаточной степенью точности и конкретностью по каждой группе в теплый и холодный период времени.
Режим дня устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом, но с учетом времени пребывания детей в группе и действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 – 13)
Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.
Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДОУ.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр
Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часов в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут
На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.
Таблица 1 - Распорядок дня (в теплое время) Режимные процессы | 1 млад. гр. | 2 млад. гр. | средняя гр. | старшая гр. | подгот. гр. |
Подъем, утренний туалет | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 |
Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика | 7.00–8.00 | 7.00–8.20 | 7.00–8.25 | 7.00–8.35 | 7.00–8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00–8.30 | 8.20–8.55 | 8.25–8.55 | 8.35–9.00 | 8.35–8.55 |
Игры, подготовка к прогулке, выход | 8.30–8.50 | 8.55–9.15 | 8.55–9.20 | 9.00–9.15 | 8.55–9.05 |
Занятие (на участке) | 8.50–9.00 | 9.15–9.30 | 9.20–9.40 | 9.15–9.45 | 9.05–9.35 |
Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры | 9.15–11.30 | 9.30–11.15 | 9.40–11.35 | 9.45–12.15 | 9.35–12.10 |
Возращение с прогулки, водные процедуры, игры | 11.30–11.50 | 11.15–11.40 | 11.35–12.00 | 12.15–12.30 | 12.10–12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50–12.30 | 11.40–12.20 | 12.00–12.35 | 12.30–13.00 | 12.30–13.00 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30–15.10 | 12.20–15.10 | 12.35–15.10 | 13.00–15.00 | 13.00–15.00 |
Подъем, полдник | 15.15–15.35 | 15.10–15.30 | 15.10–15.30 | 15.00–15.25 | 15.00–15.25 |
Подготовка к прогулке, игры | 15.35–15.50 | 15.30–15.50 | 15.30–16.00 | 15.25–16.10 | 15.25–16.20 |
Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой | 16.40–19.00 | 16.30–19.00 | 16.40–19.00 | 16.50–19.00 | 16.55–19.00 |
Таблица 2 - Распорядок дня (в холодное время) [7].
Режимные процессы | 1 млад. гр. | 2 млад. гр. | средняя гр. | старшая гр. | подгот. гр. |
Подъем, утренний туалет | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 |
Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика | 7.00–8.00 | 7.00–8.20 | 7.00–8.25 | 7.00–8.30 | 7.00–8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00–8.30 | 8.20–8.55 | 8.25–8.55 | 8.30–8.55 | 8.30–8.50 |
Подготовка к занятиям | 8.20–9.00 | 8.55–9.00 | 8.55–9.00 | 8.55–9.00 | 8.50–9.00 |
Занятия | 8.40–9.15 | 9.00–9.35 | 9.00–9.50 | 9.00–10.50 | 9.00–11.05 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 9.15–11.30 | 9.35–11.35 | 9.50–11.50 | 10.50–12.25 | 11.05–12.35 |
Возращение с прогулки, игры | 11.30–12.10 | 11.35–12.00 | 11.50–12.15 | 12.25–12.40 | 12.35–12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50–12.30 | 12.00–12.40 | 12.15–12.50 | 12.40–13.10 | 12.45–13.15 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30–15.00 | 12.40–15.00 | 12.50–15.00 | 13.10–15.00 | 13.15–15.00 |
Подъем, полдник | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 |
Игры, самост. худож. деят., занятия | 15.15–15.40 | 15.15–15.50 | 15.15–16.00 | 15.15–16.10 | 15.15–16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой | 16.20–19.00 | 16.30–19.00 | 16.40–19.00 | 16.50–19.00 | 16.55–19.00 |
Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.
В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете, неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.
Рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду и дома, имеет большое значение для правильного развития ребенка.
Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут состояние здоровья и уровень умственного и физического развития дошкольника, характер его поведения, общения со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние, он. Ребенок, который живет в условиях, где режим дня отвечает всем требованиям (предусматривает достаточное пребывание на воздухе, полноценное питание, благоприятный уровень двигательной активности, включает разнообразные виды нагрузок, достаточный сон), как правило, отличается своевременным развитием, редко болеет, хорошо адаптируется к новым условиям, изменениям режима. Такой ребенок не страдает отсутствием аппетита, быстро засыпает, спокойно и глубоко спит. Поведение его характеризуется уравновешенностью, он умеет самостоятельно играть, участвует в совместных с другими детьми играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей
Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей...

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах
Целью данной работы является изучение особенностей физического развития дошкольников, рассмотрение методик организации физического воспитательного процесса в разных возрастных группах.Задачи:1. Раскры...
Консультация для воспитателей «Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей...

«Особенности речевого развития детей в разных возрастных группах ДОУ»
laquo;Особенности речевого развития детей в разных возрастных группах ДОУ»...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...

Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими
Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство имиВозрастные особенности развития дошкольников различных групп ДОУ находят свое отражение в специфичных черта...
