Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками
статья (младшая группа)

Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные технологии в детском саду

Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии.

Личностно-ориентированная технология – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

 

Суть личностно – ориентированной модели

  • Личностно-ориентированная технология (ЛОТ) образования основана на гуманистических принципах , подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Так называемые три «П»:

  • «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
  • «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того  радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
  • «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

 

Что же нужно сделать, прежде всего ?

Самое главное, чтобы педагог

  • -ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ
  • -ЗАБОТИТИЛСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА .
  • -УВАЖАЛ РЕБЕНКА
  • -ВЕРИЛ В РЕБЕНКА
  • -ЗНАЛ РЕБЕНКА
  • -ПОНИМАЛ РЕБЕНКА («Педагогическая мудрость» А.Сухомлинский)
  • -БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные
  • -БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА
  • -ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования

 

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются :

  • гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью на поддержку личности, в помощь ей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

 

  • Технология сотрудничества реализует партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Гуманно – личностные технологии реализуются в ДОУ, где имеются:

1.Комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.

2.Музыкальный и физкультурный залы

3.Кабинеты долечивания (после болезни)

  1. Экологическая комната или зимний сад.

4.Изостудия

5.Сенсорная комнаты

  1. Центры поддержки ребенка (игровые комнаты по интересам)

 

Технология сотрудничества предполагает:

1.Создание РППС совместно с детьми (пособия, игрушки, подарки к праздникам);

2.Совместная творческая деятельность:

игры, труд, концерты, праздники, развлечения, утренние сборы

Технология «Выбор»

Проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

Суть идеи : Один раз в неделею в определенное время каждый ребенок группы самостоятельно выбирает вид деятельности, которым он будет заниматься: петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, мастерить, играть в интеллектуальные и спортивные игры и т.д.

 

  • Ребенок сообщает об этом воспитателю, прикрепляя фотографию на цветок на специально созданного стенда «Я выбираю».
  • Цветок обозначает вид детской деятельности
  • По мере заполнения стенда фотографиями определяются группы детей, объединенные в разные виды деятельности.
  • В назначенное время они идут в музыкальный, спортивный зал, изостудию, творческую мастерскую, в комнату ИКТ, сенсорную комнату, комнату Монтессори и т.д. и занимаются с педагогами.
  • Через 25-30 мин. они возвращаются в свои группы

Условия реализации ЛОТ

Эффективная организация развивающей среды ДОУ :

  • Уголок настроения;
  • «Здравствуй, я пришел»
  • Ладошка успеха;
  • Стул именинника;
  • Панорама добрых дел;
  • Звезда недели (дня);
  • Персональная выставка;
  • Остров сокровищ или сундук сокровищ;
  • Полянка драгоценностей;
  • Книга рекордов (о спортивных достижениях) и т.д.
  • Карта - путеводитель (выбор ребенком вида деятельности)

Специфика заключается в том, что созданная в группах развивающая среда

- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия  к миру, радости существования ;

- формирует   предпосылки личностной культуры;

- развивает индивидуальность каждого воспитанника.

Эффективная организация развивающей среды ДОУ :

  • Уголок настроения;
  • «Здравствуй, я пришел»
  • Ладошка успеха;
  • Стул именинника;
  • Панорама добрых дел;
  • Звезда недели (дня);
  • Персональная выставка;
  • Остров сокровищ или сундук сокровищ;
  • Полянка драгоценностей;
  • Книга рекордов (о спортивных достижениях) и т.д.
  • Карта - путеводитель (выбор ребенком вида деятельности)

Специфика заключается в том, что созданная в группах развивающая среда

- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия  к миру, радости существования ;

- формирует   предпосылки личностной культуры;

  • развивает индивидуальность каждого воспитанника.
  • Ладошка успеха

На ладошках из бумаги записывают достижение и прикрепляют рядом с фотографией. Заполнение «ладошки» можно поручить и самому ребенку. Родители, придя в детский сад, спешат узнать, чего добился их ребенок в течение дня (недели). Просят рассказать, как он добился успеха. В группе ребенок рассказывает сверстникам о том, чему он научился вне детского сада.

"Звезда дня"

На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.

"Панорама добрых дел"

Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию.   В вагончиках вклеивается фотография ребенка, под ней можно приклеивать или звездочки или цветочки

  

"Островок сокровищ "

Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого.

Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник;

родитель – активный соучастник.

«Карта – путеводитель»

  • Предлагается с игровым кубиком и набором разнообразных карточек по всем видам детской деятельности. 
  • С помощью путеводителя дети могут путешествовать по зонам («островкам деятельностей»)
  • Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", «почтальон", "бармен", "гардеробщик", «банкир», "главный строитель", "директор гаража« и т.д.)

«Деловые хлопоты»

  • Таким образом, при формировании предметно-развивающей среды группы не будет жесткого стандарта, педагоги будут учитывать особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
  • Инновационный подход выражается в постановке целей образовательного процесса: развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей  и педагогов ( традиционный подход – формирование ЗУН )

 

Технологии сотрудничества на образовательной деятельности

 

Технология сотрудничества на ОД

Структура образовательной деятельности по технологии сотрудничества

  1. На первом этапе детям предлагается  проблемная ситуация ,  которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»
  • Для поиска решения задачи педагог организует  дискуссию ,  в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться
  • Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

 

2 Второй структурный элемент ОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом: –  работа в парах , в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций).

деятельность в микрогруппах  совместно действующих детей.

  • Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.
  • Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

  1. Четвертый структурный элемент– взаимопроверка  и  взаимооценка
  • Взаимопроверка  и  взаимооценка  осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.
  • Важным шагом в этом становится обучение детей  самооценке .

 

Приемы личностно – ориентированного взаимодействия

  • прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;
  • прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;

 

  • прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
  • прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
  • прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
  • прием «Отвлечение» , направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.

 

  • прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;
  • Прием «Утренние сборы» по постановке целей на предстоящий день;
  • прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;
  • прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных результатов работы, помощь в выполнении поручений и т.д.

 

ЛОТ ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и в детском саду, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»

Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведение...

Использование личностно-ориентированной технологии в работе с дошкольниками.

Цель использование личностно-ориентированной технологии:- раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться;- обеспечить  комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для ребенка;- содей...

«Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к...

Презентация на тему "Личностно - ориентированная технология в работе с дошкольниками".

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отнош...

"Личностно-ориентированная технология в работе с дошкольниками" Выступление на педсовете

Личностно-ориентированная технология - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему ...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»

Ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности...