Методические рекомендации для педагогов на тему: «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»
материал

Воронцова Марина Владимировна

Ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности  воспитания, добре и ласке как основном средстве. 

  Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»

Разработала

 воспитатель

Воронцова Марина Владимировна

Тема «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»

Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике является личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности  воспитания, добре и ласке как основном средстве.  

  Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.  

  Задачи личностно-ориентированной технологии:

  • гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
  • обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
  • приоритет личностных отношений;
  • индивидуальный подход к воспитанникам. 

 Формы организации деятельности  с применением личностно-ориентированной технологии  разнообразны: 

-  игры, занятия, спортивные досуги

- беседы, наблюдения

-   экспериментальная  и проектная деятельность

- упражнения,  гимнастика, массаж

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры

 -конкурсы и выставки детского творчества

 В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Данную технологию хорошо реализовать в  дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты   по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

 Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздникиразвлечения)

   Основой  личностно ориентированной технологии  является эмоционально  комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. 

Поэтому позиция педагога  по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания   дисциплины в группе). 

Можно использовать следующие приемы личностно-ориентированного подхода.

Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

   Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Наблюдения  за детьми  в процессе дня помогают   лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как  можно помочь ему, если это требуется.   Применяя индивидуально- дифференцированный подход, можно разделить   воспитанников на условные группы с учетом особенностей развития психических процессов, с учетом состояния здоровья детей, степенью освоения программного материала, интереса к изучению нового.   В результате использования личностно - ориентированных технологий  педагоги  имеют возможность построить индивидуальный  образовательный  маршрут  воспитанников. 

  Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая   позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда  должна быть вариативна, динамична  и трансформируема,  постоянно обновляется в соответствии  с планированием.  Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

 Каждый ребенок  группы  должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится (творчеством, игрой, познавательной деятельностью и т.д.).  

  Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.  Использование различных форм организации детской деятельности,  дает  положительные результаты для этого.  Например некоторые из них: одна из форм взаимодействия  педагога с детьми -  это   «детское коллекционирование»   «детское собирательство»   разнообразные предметы- накопители камешки, ракушки, киндер сюрпризы, мягкие игрушки, сувениры,  магнитики  и  т.д  Создание коллекций   дает детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них. Дети  совместно с педагогом систематизируют  и изучают «собираемое». Собранные экспонаты коллекций распределяются по темам, их можно поместить в контейнеры и ставить на полку в свободном доступе: дети их могут брать и пополнять новыми экспонатами.

Популярной формой работы  в ДОУ стали конкурсы и выставки детского творчества. Они помогают  развивать в детях творческие способности,  удовлетворить способность в самовыражение. В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои  поделки, рисунки,  выполненные в детском саду или дома.

   Неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку является  раскрытие  его  индивидуальных  способностей, талантов. Поэтому  различные  кружки, секции  уже давно являются неотъемлемой частью одной из форм организации деятельности ребенка  в ДОУ. 

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает  личную самооценку.
 Конечно,  каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.  

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но,   личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.