Конспект открытой организованной образовательной деятельности «Путешествие по реке времени»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кириченко Наталья Валерьевна

Цель: познакомить детей с образом  жизни человека в древности; с развитием труда, изменениями условий его быта. Закреплять системное видение мира во времени: древность                    старина                  наше время.

ЗАДАЧИ приоритетной образовательной деятельности:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Помочь детям проследить движение исторического времени: от прошлого к настоящему;
  • исследовать и попробовать в действии старинные вещи /добывание огня с помощью деревянных палочек или камней, письмо гусиными перьями/
  • воспитывать чувство гордости за человека – изобретателя;

«Познавательное развитие»

  • Расширять знания детей о том, как жили люди в древности, в старину, как живут в настоящее время;
  • учить находить связь между вещами прошлого и настоящего, узнавать, сравнивать. Различать и соединять факты в пространстве и времени;

       «Речевое развитие»

  • формировать у дошкольников связной речи, богатого и активного словарного запаса;
  • совершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_reke_vremeni_konspekt_zanyatiya.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с образом  жизни человека в древности; с развитием труда, изменениями условий его быта. Закреплять системное видение мира во времени: древность                    старина                  наше время.

ЗАДАЧИ приоритетной образовательной деятельности:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Помочь детям проследить движение исторического времени: от прошлого к настоящему;
  • исследовать и попробовать в действии старинные вещи /добывание огня с помощью деревянных палочек или камней, письмо гусиными перьями/
  • воспитывать чувство гордости за человека – изобретателя;

«Познавательное развитие»

  • Расширять знания детей о том, как жили люди в древности, в старину, как живут в настоящее время;
  • учить находить связь между вещами прошлого и настоящего, узнавать, сравнивать. Различать и соединять факты в пространстве и времени;

       «Речевое развитие»

  • формировать у дошкольников связной речи, богатого и активного словарного запаса;
  • совершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Развивающая среда: макет «Древние люди», демонстрационный материал

средств передвижения по воде, предметы крестьянской избы, гусиные

перья, листок восковой бумаги /с подложкой рисунков древних людей/на

каждого ребенка, камешки, деревянные палочки, дощечки, керосиновая

лампа, электрическая лампочка, гуашь, кисточки, мультимедиа, аудиозапись.

Содержание организованной образовательной деятельности.

Обращаюсь к детям: «Ребята, послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Вчера и сегодня». Спрашиваю: «О чем же спорили электрическая лампочка с керосиновой?» /ответы детей/

- Давайте поговорим о том, какие вещи-помощники нас окружают в быту. Кроме электрической лампочки /ответы детей/. Да, ребята, вот такие удобные вещи нас окружают. Но так было не всегда. Люди не сразу научились пользоваться электричеством, газом, водопроводом. Я вам предлагаю отправиться в путешествие по «Реке времени» и узнать, как жили люди до нас.

Вот «Река времени». Она течет от прошлого к настоящему. Вдоль реки есть несколько остановок под названием «Древность», «Старина», «Наше время».

Задаю вопросы детям: «Как люди передвигались по воде в древности? «А как вы об этом узнали?» /ответы детей/.

-Правильно – от взрослых, по телевизору и Интернету, из книг, DVD. А помогли нам об этом узнать археологи. Люди этой специальности делают раскопки и рассказывают о том, какая жизнь была раньше, какие животные, растения были на нашей планете.

- Археологи делают раскопки – осторожно, чтобы ничего не повредить работают кисточкой и водой. Хотите попробовать? Давайте представим, что листок бумаги маленький участок земли, и мы с вами будем делать раскопки с помощью кисточки и гуаши. Нанесите на листок гуашь, а затем сухой кисточкой поводите по бумаге. Что вы там видите? /Рисунки древних людей/. Как вы думаете, для чего древние люди рисовали эти рисунки? /чтобы украсить пещеру, рассказать другим людям об охоте и т.д./

- Правильно, ребята! Древние люди хотели передать в этих рисунках своим детям, внукам как правильно охотиться, какие растения употреблять в пищу и т.д. Я вам предлагаю побывать в древности и отправиться по «реке времени» к первой остановке. Расположите нужные карточки со средствами передвижения: по воде на первую метку /под музыкальное сопровождение-аудиозапись имитирование движения по воде на бревнах, плотах. После остановки вместе подходим к макету «Древние люди»/.

- Давайте посмотрим, как жили люди в древности /одежда, чем охотились, что употребляли в пищу, кроме мяса. Чем отапливали и освещали пещеры, чем рисовали…/. Ребята, а где древние люди брали огонь, ведь спичек тогда еще не было? /вулканы, молния/. Да, но эти явления природы происходили редко и, поэтому человеку приходилось постоянно поддерживать огонь в костре, чтобы он не погас и даже назначали дежурных. Которые не спали ночью и подкладывали дрова в огонь.

- Но вот, однажды так случилось, что огонь погас, человеку негде было его взять, и он научился сам добывать огонь с помощью камешков или дощечек. Камешками люди выбивали искру, и от искры загоралась сухая трава. А палочкой они терли о дощечку, она становилась теплой, затем горячей, а потом загоралась.

- Давайте мы с вами проделаем те же действия по добыванию огня, как это делали древние люди /Действия детей/.

- Видите, как трудно добывать огонь. Человек мог бить камень о камень или тереть палочкой дощечку день и ночь, а может еще дольше и только потом вспыхивал огонек.

- А сейчас наш путь продолжается и лежит в «Старину». Как люди передвигались по воде в старину? /Парусные суда, фрегаты, шхуны, галеры/.

- Найдите картинки с такими средствами передвижения и поместите их на следующую метку «Старина».

- Мы попали с вами в крестьянскую избу. /Мультимедиа/ Давайте посмотрим. Как жили люди в старину/одежда. посуда, пища, освещение/

- А вот и наша старая знакомая - керосиновая лампа. Скажите, так же ярко она освещает комнату, как электрическая лампочка? А люди работали вечерами: шили, вязали, вышивали, пряли и даже писали. У нас сейчас много книг, их можно купить в магазинах. А раньше книг не было, и люди писали рукописи, т.е. книга написана от руки. Люди записывали сказки, стихи, исторические события.

- А знаете, чем писали в старину? Да, писали гусиными перьями. Хотите попробовать написать гусиным пером свое имя? Или нарисовать рисунок?

- А теперь ответьте, так же удобно писать гусиными перьями, как обыкновенной шариковой ручкой? /ответы детей/

- Наше путешествие продолжается. Давайте рассмотрим оставшиеся карточки /атомоход, теплоход, пароход…/. Эти суда с двигателями. На них не нужно грести веслами, ждать попутного ветра. Они очень быстро могут нас доставить до следующей остановки «Наше время» /помещают на метку/

- Ребята! Как вы думаете, быстро ли плывут эти средства передвижения по сравнению с плотами, парусниками? Не успеете вы закрыть и открыть глаза как вы уже на следующей остановке. Закройте глаза! /музыкальное сопровождение/. Откройте!

- Ну, вот мы и дома. Мы снова на остановке «Наше время». Мы с вами сегодня путешествовали по «Реке времени». Что вам больше всего понравилось в этом путешествии? /ответы детей/

-Я вам предлагаю рассказать о нашем путешествии своим друзьям, родителям. Можно по страницам Интернета поискать и рассмотреть старинные вещи. Возможно, эти вещи, предметы находятся у ваших бабушек, других родственниках, и с их разрешения принести для музея старинных вещей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»

План-конспект об истории города Сызрани,об основных  видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие по реке Времени"

Формировать у детей представление о свойствах времени (текучесть, необратимость), о единицах исчисления времени....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по реке времени»

Тема: «Символика флага Чувашской Республики»Цель: Познакомить детей с национальной символикой флага Чувашской Республики.Программное содержание:·...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности в старшей группе № 4 «Путешествие по реке времени, история быта»

               Путешествие по «реке времени». История быта .Цель: освоение временных отношений от настоящего к прошлому, на примере материаль...