РОДИТЕЛИ – ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
статья

Щукина Римма Николаевна

Развитие правильной речи у ребенка не происходит само по себе. Ребенку в этом необходима помощь взрослых, и в первую очередь самых близких людей – родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ – ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и Федеральной образовательной программе содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа (в нашем случае русским).

Любая речь несет в себе три основные функции:

  1. речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
  1. речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
  1. речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Речь является ведущим средством общения и сопровождает человека всю жизнь. От качества речи ребенка, от умения пользоваться ею во время игры (во время общения взрослого и ребенка, при планировании и обсуждении своего рисунка, при наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д.) зависит его успешность в делах, в отношениях со сверстниками, его авторитет и статусное положение в детском коллективе.

Чтобы помочь ребенку формировать устную речь и навыки общения с окружающими, родители должны решить ряд задач:

  • помочь овладению речью как средством общения и культуры;
  • помочь обогащению активного словаря;
  • помочь развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • помочь развитию речевого творчества;
  • развивать звуковую и интонационную культуру речи и фонематический слух;
  • знакомить с книжной культурой, детской литературой, учить понимать на слух тексты детских сказок, рассказов, стихов и произведений фольклора;
  • обучать звуковому анализу и синтезу, поскольку это предпосылки к обучению грамоте.

Развитие речи происходит вместе с развитием мышления, детской деятельности и формами общения ребенка с окружающими людьми. Так к 5-6 годам у детей появляется планирующая функция речи, то есть ребенок приобретает способность вслух рассуждать о своих предстоящих действиях. Поэтому родителям дошкольников необходимо почаще интересоваться, что ребенок хочет сделать и зачем. Так они не только будут способствовать развитию планирующей функции речи, но и смогут лучше понять ход мыслей своего ребенка.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в ней чаще всего возникают всё новые и новые виды речи: речь-указание, инструктирующая участников игры, и речь-сообщение, повествующая собеседнику о впечатлениях, полученных без него. Оба эти вида речи обычно приобретают форму монологической.

При обучении монологической речи родителям необходимо учитывать особенности развития связной речи своего ребенка, его мышления и манеры разговора.

Всего выделяют четыре типа монологов в зависимости от их функции: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте преобладают контаминированные (смешанные) высказывания, в которых дети используют элементы всех типов с преобладанием одного из них. Чтобы помочь ребенку качественно освоить каждый из типов речи, родитель прежде всего сам должен хорошо знать особенности каждого типа: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства и типичные межфразовые связи. Освоению правильной связной речи помимо вышеперечисленных знаний, способствуют умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы, отбирать соответствующий этой теме материал и располагать (строить) его в нужной последовательности, умение пользоваться литературным языком для достижения цели высказывания,

Поскольку помимо монологической речи есть еще диалогическая речь, родителям необходимо развивать и её. Работа по развитию диалогической речи основана на формировании необходимых навыков общения. Чтобы успешно вести диалог, нужны сложные для ребенка умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать и правильно выражать в ответ свою мысль; менять вслед за собеседником тему разговора; поддерживать его эмоциональный тон; контролировать свою речь (интонацию, нормативность лексикона) и при необходимости поправлять её.

Речь ребенка будет красивой и гармоничной, если её развивать сразу в пяти направлениях:

развитие словаря (освоение значений слов и умение их употреблять в соответствии с выбранной темой и ситуацией общения);

развитие звуковой культуры речи (умение правильно слышать звуки и произносить их);

развитие интереса к произведениям художественной литературы;

развитие связной речи (диалогической и монологической);

ознакомление с явлениями русского языка (умение отличать звук от слова, находить место звука в слове);

формирование грамматического строя речи (части речи, словообразование и связь слов между собой).

Таким образом, развитие правильной речи у ребенка не происходит само по себе. Ребенку в этом необходима помощь взрослых, и в первую очередь самых близких людей – родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родители - первые учителя!

Консультация для родителей, дети которых идут в первый класс....

Родители - первые учителя!

Консультация для родителей, дети которых идут в первый класс....

Методические рекомендации для родителей на тему "Родной язык, как неотъемлемая часть воспитания"

От того, как человек говорит, зависит мера его принятия в то или иное общество....

Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...

Методическая разработка. Консультация для родителей. " Учите любить родной язык".

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки и прочая стихотворная « шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без эти...

Работа с родителями по сохранению родных языков (фото)

Работа с родителями по сохранению родных языков (фото)...

Консультация для родителей. «Родители — первые учителя для своего ребёнка».

Консультация для родителей. «Родители — первые учителя для своего ребёнка»....