РОДИТЕЛИ – ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
статья
Развитие правильной речи у ребенка не происходит само по себе. Ребенку в этом необходима помощь взрослых, и в первую очередь самых близких людей – родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛИ – ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и Федеральной образовательной программе содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа (в нашем случае русским).
Любая речь несет в себе три основные функции:
- речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
- речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
- речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Речь является ведущим средством общения и сопровождает человека всю жизнь. От качества речи ребенка, от умения пользоваться ею во время игры (во время общения взрослого и ребенка, при планировании и обсуждении своего рисунка, при наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д.) зависит его успешность в делах, в отношениях со сверстниками, его авторитет и статусное положение в детском коллективе.
Чтобы помочь ребенку формировать устную речь и навыки общения с окружающими, родители должны решить ряд задач:
- помочь овладению речью как средством общения и культуры;
- помочь обогащению активного словаря;
- помочь развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- помочь развитию речевого творчества;
- развивать звуковую и интонационную культуру речи и фонематический слух;
- знакомить с книжной культурой, детской литературой, учить понимать на слух тексты детских сказок, рассказов, стихов и произведений фольклора;
- обучать звуковому анализу и синтезу, поскольку это предпосылки к обучению грамоте.
Развитие речи происходит вместе с развитием мышления, детской деятельности и формами общения ребенка с окружающими людьми. Так к 5-6 годам у детей появляется планирующая функция речи, то есть ребенок приобретает способность вслух рассуждать о своих предстоящих действиях. Поэтому родителям дошкольников необходимо почаще интересоваться, что ребенок хочет сделать и зачем. Так они не только будут способствовать развитию планирующей функции речи, но и смогут лучше понять ход мыслей своего ребенка.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в ней чаще всего возникают всё новые и новые виды речи: речь-указание, инструктирующая участников игры, и речь-сообщение, повествующая собеседнику о впечатлениях, полученных без него. Оба эти вида речи обычно приобретают форму монологической.
При обучении монологической речи родителям необходимо учитывать особенности развития связной речи своего ребенка, его мышления и манеры разговора.
Всего выделяют четыре типа монологов в зависимости от их функции: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте преобладают контаминированные (смешанные) высказывания, в которых дети используют элементы всех типов с преобладанием одного из них. Чтобы помочь ребенку качественно освоить каждый из типов речи, родитель прежде всего сам должен хорошо знать особенности каждого типа: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства и типичные межфразовые связи. Освоению правильной связной речи помимо вышеперечисленных знаний, способствуют умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы, отбирать соответствующий этой теме материал и располагать (строить) его в нужной последовательности, умение пользоваться литературным языком для достижения цели высказывания,
Поскольку помимо монологической речи есть еще диалогическая речь, родителям необходимо развивать и её. Работа по развитию диалогической речи основана на формировании необходимых навыков общения. Чтобы успешно вести диалог, нужны сложные для ребенка умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать и правильно выражать в ответ свою мысль; менять вслед за собеседником тему разговора; поддерживать его эмоциональный тон; контролировать свою речь (интонацию, нормативность лексикона) и при необходимости поправлять её.
Речь ребенка будет красивой и гармоничной, если её развивать сразу в пяти направлениях:
развитие словаря (освоение значений слов и умение их употреблять в соответствии с выбранной темой и ситуацией общения);
развитие звуковой культуры речи (умение правильно слышать звуки и произносить их);
развитие интереса к произведениям художественной литературы;
развитие связной речи (диалогической и монологической);
ознакомление с явлениями русского языка (умение отличать звук от слова, находить место звука в слове);
формирование грамматического строя речи (части речи, словообразование и связь слов между собой).
Таким образом, развитие правильной речи у ребенка не происходит само по себе. Ребенку в этом необходима помощь взрослых, и в первую очередь самых близких людей – родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей на тему "Родной язык, как неотъемлемая часть воспитания"
От того, как человек говорит, зависит мера его принятия в то или иное общество....
Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»
laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...
Методическая разработка. Консультация для родителей. " Учите любить родной язык".
И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки и прочая стихотворная « шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без эти...
Работа с родителями по сохранению родных языков (фото)
Работа с родителями по сохранению родных языков (фото)...
Консультация для родителей. «Родители — первые учителя для своего ребёнка».
Консультация для родителей. «Родители — первые учителя для своего ребёнка»....

