МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАКЕТКОЙ И МЯЧОМ НА ТЕМУ ВИДА СПОРТА «СКВОШ» «ВЕСЁЛЫЙ СКВОШ»"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Плешаков Дмитрий Геннадьевич

Данная разработка должна помочь тренерам и инструкторам по ракеточным видам спорта, а также воспитателям детских садов и преподавателям начальной школы, в проведении подвижных игр с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_dlya_detey_na_skvosh_korte.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

Волгоградская региональная физкультурно-спортивная общественная организация

«Федерация сквоша Волгоградской области»

Волгоградская региональная общественная организация

«Лига ракеточных видов спорта Волгоградской области»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАКЕТКОЙ И МЯЧОМ

НА ТЕМУ ВИДА СПОРТА «СКВОШ»

«ВЕСЁЛЫЙ СКВОШ»

Разработчик:

Президент ВРОО «Лига ракеточных видов спорта Волгоградской области»

Вице-президент ВРФСОО «Федерация сквоша Волгоградской области»

Плешаков Дмитрий Геннадьевич

электронная почта: class="c6 c9">

г. Волгоград

2025 год

Предисловие

Игра - самая любимая и естественная деятельность детей, отвечающая их жизненно важным потребностям. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.

Игра вынуждает играющего мыслить, работать наиболее экономичными способами, мгновенно реагировать на действие соперника и ведущего. Занятия играми придают определённый ритм мышлению, способствуют максимальной осознанности совершаемого. Игра имеет большое значение не только как средство физического, но так - же умственного и нравственного воспитания.

Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм в целом. Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм детей не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными - обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Данная разработка должна помочь тренерам и инструкторам по ракеточным видам спорта, а также воспитателям детских садов и преподавателям начальной школы, в проведении подвижных игр с детьми.

Основная цель методической разработки – формирование физической культуры личности детей, включая физическую культуру здоровья, тела и движений.

При занятиях данными подвижными играми решаются следующие задачи:

- формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники по виду спорта «сквош»;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья детей.

Актуальность:

Более 20 миллионов человек в 185 странах мира регулярно играют в сквош. Спортивные соревнования по сквошу включены в программу Олимпийских Игр.

В процессе изучения игры у детей формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Дети приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия сквошем дисциплинируют, воспитывают волю, целеустремленность, способствуют успеваемости при изучении общеобразовательных предметов, укрепляют здоровье.

Методы обучения:

словесный – устное изложение, беседа, объяснение и т.д.;

наглядный – показ видеоматериалов, иллюстраций, схем, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение и др.;

практический – упражнения, игры, турниры, соревнования, тестирование.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста важно развивать познавательные, социальные, эмоциональные и творческие навыки. К ним безусловно относятся навыки для игры в сквош. В процессе занятий с детьми, используются упрощенные игры с элементами сквоша и других ракеточных видов спорта. Эти игры строятся на разнообразных действиях с маленькими целлулоидным мячом (шариком) и ракеткой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.

Само понятие моторики подразумевает под собой любую двигательную активность человека, направленную на решение определенных задач. Крупная моторика — это движения тела, в которых задействованы голова, туловище и конечности. Крупная моторика участвует в выполнении любых физических манипуляций: прыжков, бега, поворотов, — а также при поддержании равновесия.

Мелкая моторика — это координированные движения небольших мышц рук и ног, которые позволяют выполнять точные и последовательные операции. Развитая мелкая моторика необходима, чтобы застегивать пуговицы, работать на компьютере, рисовать и писать.

Это очень важно для многих аспектов жизни ребёнка: подготовка к школе, самообслуживание, когнитивное развитие (развитие внимания, памяти, логического мышления и воображения), речевое развитие (активизируются речевые центры мозга), уверенность в себе (когда ребёнок успешно справляется с задачами, требующими мелкой и крупной моторики, он чувствует себя увереннее и самостоятельнее).

Детям дошкольникам ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, ловлей и бросанием мячей. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.

Движения и действия в сквоше для неподготовленного ребенка довольно сложные, поэтому важно, чтобы дети предварительно в отдельных играх научились попадать ракеткой по мячику, соразмерять силу удара, с тем чтобы правильно и точно посылать мяч в игре. В играх и упражнениях «ВЕСЁЛЫЙ СКВОШ» дети приучаются правильно держать ракетку, бить и ловить мячик, ориентироваться в пространстве, осуществлять контроль силы удара ракеткой по мячу и других своих действий.

  1. ЗАКАТИ ШАРИК.

Цель игры: упражнять в равновесии, умении держать ракетку, точности движений.

Ход игры. Из подручных материалов (кегли, ракетки, конусы и т.д.) выкладывают на полу фигуры в виде ворот. Дети делятся на команды по числу ворот. Каждому даётся по шарику.

Правила игры: Дети по очереди катят свои шарики по полу ракеткой в ворота с расстояния 3-4 метра. Игра на время (3-4 минуты). Когда играющие выполнят задание или закончится время игры, подсчитывается количество шариков, попавших в фигуры. Выигрывает команда, закатившая в ворота большее число шариков. После этого шарики собирают, и игра повторяется снова.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих.

2. ДОНЕСИ - НЕ УРОНИ.

Цель игры: Развивать координацию движений, ловкость, точность движений.

Ход игры. Из подручных материалов (кегли, ракетки, конусы и т.д.) выкладывают на полу фигуры в виде ворот (или ставится корзина, коробка). Дети делятся на команды по числу ворот. Каждому даётся по шарику.

Правила игры: Дети по очереди на ракетке несут свои шарики в ворота с расстояния 3-4 метра. Если шарик падает – игрок возвращается обратно на исходную позицию. Игра на время (3-4 минуты). Когда играющие выполнят задание или закончится время игры, подсчитывается количество шариков, попавших в корзину. Выигрывает команда, занесшая большее число шариков. После этого шарики собирают, и игра повторяется снова.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих.

  1. «ШКОЛА МЯЧА (ПОДБРОСЬ-ПОЙМАЙ)»

Цель игры: Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход игры: Игра представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

5. Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками.

6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

9. Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой, а затем левой рукой.

10. Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой, а затем одной левой рукой.

11. Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем одной левой рукой.

Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их с хлопками.

Варианты игры: Дети становятся в две шеренги на расстоянии друг от друга 1-2 метра. В одной шеренге у всех шарики. По сигналу тренера они одновременно подбрасывают шарик перед собой вверх, ловят его (одной или двумя руками по условиям игры), затем бросают стоящим напротив. Те, в свою очередь, делают то же самое. Игру при повторении можно усложнить: дети должны бросать и ловить шарик с хлопками, с поворотом вокруг себя, бросать его одной рукой, а ловить другой и т. п.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих.

  1. ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, закреплять контроль мяча на ракетке.

Ход игры. Игроки строятся в круг с ракетками, один из игроков держит на ракетке мячик. Под музыку (или счет ведущего) дети передают по кругу мяч друг другу с ракетки на ракетку. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался на ракетке мяч, выбывает из игры. У кого из игроков мяч упал с ракетки – тоже выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победителя.

Правила игры. При передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры.

Инвентарь: ракетки по количеству играющих, мячик (шарик) 1 шт.

5. СБЕЙ МИШЕНЬ

Цель игры: упражнять в ловкости, контроле пространства, ударах ракеткой по мячу, точности.

Ход игры. Игроки по очереди подбрасывают мяч, ударяют ракеткой по мячу, стараясь сбить мишень, летящим мячом.

Могут разделятся на 2 команды. Игроки берут по одному мячу и выстраиваются в колонну на расстоянии метра друг от друга. По сигналу, игроки по очереди подбрасывают мяч, ударяют ракеткой по мячу, стараясь сбить мишень, летящим мячом. Игра проводится 3 – 4 раза. Выигрывает команда, сбившая больше мишеней (подсчитывается общее количество сбитых мишеней).

Правила игры. На возвышение поставить мишень (легкую кеглю, пластиковую бутылку, картонную коробочку и т.п.) и с некоторого расстояния пытаться сбить ее мячом, ударяя по нему ракеткой.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих или больше.

6. ПОЙМАЙ ШАРИК НА РАКЕТКУ.

Цель игры: упражнять в ловкости, контроле пространства, ударах ракеткой по мячу, точности.

Ход игры. Игра представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

Ребенок сам подбрасывает шарик вверх ракеткой и старается поймать его на ракетку. Затем он старается отбить шарик вверх несколько раз подряд.

Варианты: 1) ударить шариком об пол и поймать его на ракетку после отскока. 2) один ребенок бросает шарик, а другой ловит его и старается удержать на ракетке. Бросать можно разными способами: сверху, прямо на ракетку, с расстояния 1-2 метра, с отскоком от пола.

3) дети располагаются парами на расстоянии один от другого примерно 3-4 шага. Один ребенок бросает шарик, чтобы он отскочил, ударившись об пол. Стоящий напротив ловит его на ракетку и отсылает обратно. Бросать можно рукой, а отражать - ракеткой, и наоборот.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих или больше.

7. С РАКЕТКИ НА РАКЕТКУ.

Цель игры: упражнять в ловкости, контроле пространства, внимательности, точности.

Ход игры. Игра представляет собой систему упражнений.

Правила игры: Ребенок держит в каждой руке по ракетке, на одной лежит шарик. Сближая ракетки, он наклоняет ту, на которой находится шарик, скатывает его на другую. Перекатывать шарик с ракетки на ракетку надо несколько раз подряд.

Варианты: перекатывать шарик с ракетки на ракетку на ходу; встав парами, передавать шарик, скатывая его со своей ракетки на ракетку партнера.

Инвентарь: ракетки по 2 штуки на играющих и мячики (шарики) диаметром 4-5 см.

8. ОТ СТЕНЫ.

Цель игры: упражнять в ловкости, контроле пространства, ударах ракеткой по мячу, точности.

Ход игры. Игра представляет собой систему упражнений, которые трансформируются в игру.

Ребенок становится лицом к стене в 1-2 метра от нее. В правой руке он держит ракетку, в левой - мячик. Мягко сгибая ноги, бросает мячик в стену рукой, а ловит ракеткой, стараясь не дать ему скатиться. Вариант: ребенок ударяет шариком о стену немного сильнее, позволяет ему, отскочив от стены, удариться об пол, и только тогда ловит ракеткой.

Правила игры: Дети образуют две команды, становятся в колонну с ракетками лицом к ровной стене. Водящий бросает мяч в стену так, чтобы он ударился сначала в стену, затем отскочил от пола. Ребенок стоящий в колонне первым должен отбить мяч ракеткой в стену и перебежать в конец колонны. Рекомендуется сначала попробовать и запомнить суть задания без ракеток (используя ловлю и бросок в стену).

Варианты: (можно выполнять упражнения у стены поодиночке или в колоннах)

1. Встать в 2 – 3 шагах от стены, бросить мяч на пол и после отскока отправить его в стену ударом ракетки. Поймать рукой или на ракетку. Усложнение – когда мяч отскочит от стены, упадет на пол и отскочит, повторить удар; попасть в нарисованный на стене или на полу круг (или отмеченную часть стены или пола).

2. С помощью ракетки ударить мячом о стену и, не давая упасть, повторить упражнение. Усложнение – пасть в круг, нарисованный на стене или на полу, или по другому отмеченную часть стены или пола).

3. Бросить мяч о стену и после отскока ударить по нему ракеткой, не давая ему упасть.

4. Направить ракеткой шарик в стену, после отскока дать ему удариться об пол и снова направить ракеткой в стену.

5. Ударить ракеткой по шарику так, чтобы, отскочив от пола, он ударился о стену, задержать шарик ракеткой.

6. Ударом ракетки направлять шарик несколько раз подряд в стену, не давая упасть. Постепенно увеличивать силу удара и расстояние до стены.

7. Упражняться в игре с ракеткой и шариком у стены парами.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих или больше.

9. ДЕНЬ И НОЧЬ

Цель игры: обучить детей внимательности, умению бросать и ловить мяч.

Ход игры. У каждого из детей в руках по мячу и ракетке. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (отбивают мяч от ракетки вверх, вниз, в стену, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - нужно замереть в той позе, в которой застала ночь.

Игра проводится 3 – 4 мин.

Правила игры. Не двигаться, пока не последует команда «День!». Кто двигается, выбывает из игры или штрафуется.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих.

10. НЕ ДАЙ ШАРИКУ УПАСТЬ.

Цель игры: упражнять в ловкости, контроле пространства, контроле мячика, точности.

Ход игры. Дети становятся полукругом, у каждого из них ракетка и шарик. По сигналу тренера дети кладут шарик на середину ракетки и стараются как можно дольше удержать его.

Варианты: 1. дать задание удержать шарик, пока ведущий игру сосчитает до 5-6 и более; предложить положить шарик на ракетку и пройти с ним до черты на расстоянии 3-4 метра.

#1044;ети в колоннах у стартовой черты. На ракетке мяч, пронести по сигналу мяч до отметки (предмета, линии) и вернуться обратно. Сначала шагом, затем бегом. Усложнение – выполнять фронтально шеренгой поперек зала.

Правила игры: Мячик не должен упасть на пол.

Инвентарь: ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих.

11. «ВЕСЁЛЫЙ СКВОШ»

Цель игры: упражнять в ловкости, контроле пространства, ударах ракеткой по мячу, точности.

Ход игры. Игроки по очереди подбрасывают мяч, ударяют ракеткой по мячу, стараясь попасть в точки, отмеченные на стене (отверстия в учебном экране), летящим мячом.

Могут разделятся на 2 команды. Игрокам выдают по одному мячу и выстраиваются в колонну на расстоянии метра друг от друга. По сигналу, игроки по очереди подбрасывают мяч, ударяют ракеткой по мячу, стараясь попасть в отмеченные места мячиком (шариком). Выигрывает команда, набравшая 11 попаданий.

Правила игры. Поставить специальный экран «ВЕСЁЛЫЙ СКВОШ», сделать отметки на полу, откуда будут осуществляться удары ракеткой по мячу. С расстояния 2-5 метров пытаться попасть в отмеченные на экране места мячом, ударяя по нему ракеткой.

Инвентарь: специальный экран «ВЕСЁЛЫЙ СКВОШ», ракетки и мячики (шарики) диаметром 4-5 см. по количеству играющих или больше.

Подвижные игры для детей с мячом и ракеткой развивают быстроту реакции, ориентирование в пространстве, зрительно – двигательную координацию, ловкость, воображение, мышление, внимание, память, глазомер. Являются отличной профилактикой нарушений зрения.

Игры с ракеткой и мячом можно организовывать как на улице, на ровной, свободной площадке, так и в зале или другом закрытом помещении. Для игр лучше иметь большое количество мячей, чтобы дети, желающие поиграть, не стояли в ожидании своей очереди.

Литература:

#1058;имофеева Е.А. «Подвижные игры младшего дошкольного возраста»

3. Фатеева Л.П. «Подвижные игры для школьников»

3. Бережная Л.И., Диканова Е.Г. «Физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия в школе в соответствии с ФГОС. Содержание. Методика. Сценарии.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: "ВИДЫ СПОРТА. ГОРНОЛЫЖНИК". ( старший дошкольный возраст ).

НОД : Социализация и художественное творчество (лепка)....

Презентация на тему "Виды спорта"

Презентация для подготовительной группы о видах спорта...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА

Формирование у детей потребности в двигательной активности, интереса к спорту и здоровому образу жизни должны идти с раннего детства. Эта задача является одной из важнейших задач развития дошкольников...

методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА

Формирование у детей потребности в двигательной активности, интереса к спорту и здоровому образу жизни должны идти с раннего детства. Эта задача является одной из важнейших задач развития дошкольников...

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ на тему "Виды спорта и спортивные игры"

Закреплять знания детей о спорте и спортивных играх, способствовать формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни. Вызвать у детей желание заниматься спортом....