Программа дополнительного образования "Умелые пальчики"
методическая разработка (младшая группа)

Павлова Татьяна Раисовна

Программа "Умелые пальчики" для детей млодшей группы (3-4 года) имеет художественно-эстетическую направленность, целью которой является развитие творческих способностей детей, познавательных процессов, мелкой моторики рук, подготовка руки к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_palchiki_merged.docx454.46 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

Название программы

Программ дополнительного

образования «Умелые пальчики»

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

Разработчик(и) программы

Губайдуллина Татьяна Раисовна,

воспитатель

Аннотация

Программа предусматривает:

  • обогащение сенсорного опыта детей,
  • развитие и совершенствование сенсорных эталонов у

детей дошкольного возраста;

  • развитие общения и речи;
  • развитие внимания, памяти, восприятия, мышления;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • творческих способностей;
  • познавательных процессов;
  • подготовка руки к письму

Год разработки программы

2024 г.

Где, когда и кем утверждена программа

Педагогического совета

МДОУ «Детский сад «Ладушки» Протокол №        от        г.

Тип программы по функциональному

назначению

общеразвивающая

Направленность программы

Художественно-эстетическая

Направление (вид) деятельности

Художественно-эстетическое

развитие

Форма обучения по программе

Очная

Вид программы по признаку

возрастного предназначения

Дети дошкольного возраста

Охват детей по возрастам

Для детей от 3 до 4 лет

Срок реализации программы

1 года

Степень реализации программы

Программа реализована полностью

Содержание

I Пояснительная записка

1.1Новизна и оригинальность 1.2Актуальность

  1. Педагогическая целесообразности программы
  2. Цели и задачи
  3. Дидактические принципы построения работы
  4. Средства, необходимые для реализации программы
  5. Ожидаемые результаты усвоения программы II Содержательный раздел
  1. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
  1. Познавательная сфера дошкольника
  2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

2.1.3. Особенности изобразительной деятельности дошкольника 2.3Структура занятия

  1. Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования
  2. Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию
  3. Факторы, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия
  4. Нетрадиционные художественные техники
  5. Календарно- тематическое планирование
  1. Работа с родителями
  1. Цель и задачи
  1. Применяемые формы работы с родителями
  2. Принципы взаимодействия с родителями III Организационный раздел
  1. Организация образовательного процесса
  2. Оборудование
  3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы

Заключение Литература

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребёнок"

В.А. Сухомлинский

I Пояснительная записка

В программе «Умелые пальчики» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным техникам изодеятельности, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с

детьми 3-5 лет. В программе дано тематическое планирование и диагностика.

Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа составлена на основе методических пособий: И. А. Лыкова «Цветные ладошки», Т. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность с дошкольниками»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.

Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя

компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. . Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

  1. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам

художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают

возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). В ней достаточно широко раскрыто использование нетрадиционного рисование через принципы, формы и методы обучения; указаны способы и методы проверки результатов освоения образовательной деятельности (педагогический мониторинг), показана структура работы с детьми и родителями.

Главное на занятиях кружка «Умелые пальчики» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля,

шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствую! Я представляю!

Я воображаю! Я творю!

  1. Актуальность программы «Умелые пальчики» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже

рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей

передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

  1. Педагогическая целесообразность программы: предназначена

для

-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного

способа рисования

-развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,

-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно- эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.

  1. Цели и задачи

Цель: развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе продуктивно деятельности через активизацию мелкой моторики рук

Задачи: Развивающие:

-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

  • Формировать        умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям        широту их возможного применения.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

-Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим (для игры и в качестве подарка).

-Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.

  1. Дидактические принципы построения работы:

  • принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в

логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

  • принцип оптимизации и гуманизации учебно- воспитательного процесса: предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
  • принцип развивающего характера художественного образования: проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности (ребёнок развивается в деятельности, и сама деятельность развивается).

Приоритетными становятся задачи развития каждого ребёнка, с учётом возрастных , половых и индивидуальных особенностей.

  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
  1. Средства, необходимые для реализации программы

  • создание художественно-развивающей среды в детском саду
  • разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

-использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

  1. Ожидаемые результаты усвоения программы

По итогам 1 года обучения должны знать:

-название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приёмов рисования;

-изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск).

  • произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования;
  • различные способы создания изображения;

-значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая,).

Должны уметь:

-Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;

-создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;

-создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;

-создавать рисунок по собственной инициативе.

Будут способны:

-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

-проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;

-интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.

  • приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату
  • проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг

друга


По итогам обучения должны знать:

-названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования,

их виды и различия;

-значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел.

Должны уметь:

-определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;

-экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа;

-создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования; на свободную тему;

-стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.

-владеть разными нетрадиционными приёмами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом.

-проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.

Будут способны:

  • проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства

нетрадиционные рисования;

-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

-адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей), стремиться прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

II Содержательный раздел

  1. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
  1. Познавательная сфера дошкольника

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее

характерных свойств, а также в усвоение сенсорных эталонов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы и цвета спектра.

Мышление дошкольника, также как и другие познавательные

процессы, имеет ряд особенностей. Ребенок среднего дошкольного возраста не умеет еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход

практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти.

Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно

движение от образной к словесно-логической.

Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование.

Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Интенсивное развитие в дошкольном возрасте познавательных процессов оказывает влияние и на эмоциональную сферу детей.

  1. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье, нередко сменяется слезами.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми. Когда

окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство

уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработка у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка значительно меняются. Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативные и неустойчивые. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением констатировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать.

Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Сознательное управление поведением только начинает

складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

2.1.3. Особенности изобразительной деятельности дошкольника

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко

всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже

запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве

случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Рисование — это один из путей совершенствования организма. В

начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно.

Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического

воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма -

компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно- действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что- то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки

зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь,

делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш.

Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.

Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок

начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-4 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.

Вторую стадию составляют схематичные рисунки. Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность

развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом

изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.

Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим

показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При

этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу

своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.

  1. Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

  • вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
  • основная часть – практическая – самостоятельная,

творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

  • заключительная часть – анализ детских рисунков

(рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

  1. Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения

взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании;

развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок нетрадиционному рисованию.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие

воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах

(форме, цвете, размере, материале).

Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.

Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению

эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)

  1. Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

  • Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры,

-репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

-Показ воспитателем способов изображения является наглядно- действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

-показ жестом;

-показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ

приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

  • Словесные методы и приемы обучения

-Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.

-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

  • Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и

воображения.

Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей.

Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение

умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов.

При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

  • Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
  • Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или

воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

  1. Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

  • Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
  • Новизна обстановки;
  • Необычное начало работы;
  • Красивые и разнообразные материалы;
  • Интересные для детей неповторяющиеся задания;
  • Возможность выбора;
  • Рисования с помощью бросового материала.
  1. Нетрадиционные художественные техники

«Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.

«Ладоневая живопись» – рисование ладошками

«Пяточки» – рисование ножками.

«Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей. Рисование листиками растений

Рисование поролоном.

«Набрызг» – с помощью зубной щетки.

«Тонировка» – рисование солью, песком, крупой.

«Точнография» – рисование ватными палочками

«Кляксография» – рисование кляксой

«Монотипия» – двойная печать на бумаге.

«Выдувание» – рисование с помощью трубочки.

«Коллаж» – сочетание рисования и аппликации

«Рисование бусинками, шариками, камешками».

«Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге.

«Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона. Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической

образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения.

2.7 Календарно- тематическое планирование

месяц

Тема

Программное содержание

Оборудование

Источник

С Е Н Т Я Б Р

ь

1.Цветик-

семицветик» (сл. раб. - тон, цвет)

Дать представления детям о цветовом многообразии, познакомить с основными цветами;

Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения,

-закреплять навык закрашивания внутри контура-

Спектральный круг, альбомный лист, гуашь, кисть, стаканы с водой, палитра, разноцветные ленточки

Г.Н.Давыдова стр. 18

2.

«Усатый- полосатый» (рисование свечой)

-

Знакомить с техникой «Секретные рисунки» (рисование свечой); Развивать умение давать определение интересующему

объекту.

Образец – рисунок катёнка, листы бумаги формата А-5 с нарисованными контурами котят, серая краска, губки, магниты.

Конспект

3.Ветка рябины (сл. раб. - пятно, точка, короткая линия) (Пальцеграфия)

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство;

  • учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности;
  • закрепить приём вливания одного цвета в другой

Альбомный лист в форме овала, тонированный, набор гуашевых красок, кисть,

стаканы с водой, влажные

салфетки, фартук, гроздь рябины (натура или иллюстрация)

Г.Н.Давыдова стр. 9

4. Чудо- дерево

Закреплять навыки рисования ладошками;

- развивать умение рисовать крупно и аккуратно;

-упражнять в составлении композиции и гармоничном сочетании цветов,

Листы акварельной бумаги А3, гуашь влажные

салфетки, кисти

И.А.Шаляпина стр.61

ОКТЯБРЬ

5 Набрызг

«Звёздное небо»

Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом.

Бумага, гуашь,

зубная щетка, расческа

Конспект

6 «Осенний коврик»

( Набрызг)

- упражнять детей в использовании нетрадиционной техникой рисования «набрызг».

картинки

осенних листьев разных деревьев, листы формата А3, опавшие листья, гуашь, кисти, щетки, полоски картона или палочки.

конспект

7 «Путешествие в лесное царство»

учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа.

воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в пейзаже;

- продолжать

знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; - развивать мелкую моторику пальцев.

конспект

8. Осень на опушке краски разводила

(печать)

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы;

-ознакомить с новым видом изобразительной техники, печать растений»;

  • развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
  • развивать чувство композиции

Листья разных деревьев, альбомные листы, набор гуашевых красок, кисть,

стаканы с водой, салфетки, репродукции картины Левитана» Золотая осень»

Г.Н.Давыдова стр. 4

НОЯБРЬ

8. Осенний ковёр

(печать)

Систематизировать знания детей об осени и осени и осенних явлениях;

-продолжать знакомить с новым видом изобразительной техники- печать растений;

- учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона

Листья разных пород, альбомные листы, набор

гуашевых красок, кисть, стаканы с водой, салфетки, репродукции картины Левитана» Золотая осень» Аудиозапись П. Чайковский

«Осень»

И.А.Шаляпина стр.16

10Загадочные струйки

Совершенствовать навыки рисования нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление.

образец;

  • бумага;
  • акварель;

-трубочки для коктейля.

Конспект

11"Дерево осенью"

научить детей рисовать осеннее дерево с помощью трубочки из- под сока (нетрадиционная техника рисования), вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание.

два домика и два медвежонка, мольберт, на

каждого ребёнка: акварельные

краски, непроливайки, кисточки, трубочки из-под сока, альбомные листы, салфетки.

Конспект

12

Каракулеграфия

Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия,

Альбомный лист с каракулями,

Г.Н.Давыдова стр. 54

упражнять в изображении недостающих деталей объекта;

-закрепить навык поведения линий с соблюдением контура

дорисовываемых предметов

простой карандаш, набор цветных

карандашей

13«Колючая сказка»

Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении, без просветов. Обучать ритмичному нанесению штриховке, отрабатывать лёгкости движения и свободного

перемещения руки по всему листу.

Показать выразительные

возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов

«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Репродукция с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш.

Г.Н.Давыдова стр. 24

ДЕКАБРЬ

14«Рисуем

зимний пейзаж»

совершенствовать навыки работы с нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности.

слайд – шоу с зимними пейзажами; конверт с

письмом, зубные щётки, гуашь синего, голубого и белого цвета; силуэты деревьев, шаблон сугроба, палитры, белые

листы, салфетки.

конспект

15. «Морозный узор» (рисование

свечой)

Вызвать интерес к зимним явлениям природы;

-совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования

Альбомный лист, акварельные

краски, кисть с широким ворсом свеча

Г.Н.Давыдова стр. 54

16.«Зимнее чудо-

снежинка». Рисование в нетрадиционной технике (рисование восковыми мелками, тонирование бумаги)

Образовательная: учить использовать в работе нетрадиционную технику -

рисование восковыми мелками и тонирование бумаги; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов способствовать появлению желания самостоятельно придумать ритмичный узор.

Развивающая: расширять представление детей о явлениях природы, помочь установить причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать умение слышать и понимать заданный вопрос.

Обогащать словарный запас детей. Развивать крупную и мелкую моторику рук.

Оборудование и материал:

снежинки, листы бумаги (по количеству детей), восковые мелки, гуашь синего цвета, широкие кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Конспект

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению природы и бережное отношение к ней.

Воспитывать аккуратность и опрятность.

17«Верблюд в пустыни»

Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон, Расширение представлений о пустыне, развивать умения передавать свои впечатления в рисунке.

Ознакомление с новым приёмом рисования «расчёсывание «краски Освоение нового графического

знака- волнистая линия, отработка плавного непрерывного движения руки.

Закреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни подбирая нужные слова

Альбомный лист Набор гуашевых красок Кисть № 1,4

Пластмассовая вилка, салфетка, набор репродукций с изображением растений, животных пустыни.

Давыдова (ч.2)стр.11

ЯНВАРЬ

18 «Рисуем, что хотим».

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с

материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

Конспект

19«Зимние узоры». (кляксография)

Вызвать у детей

положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Развивать навыки общения и речь. Расширять кругозор детей, стимулировать

познавательные процессы. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с

трубочкой). Воспитывать интерес к зимним явлениям.

тонированные листы, жидко разведенная гуашь в мисочке белого цвета, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Конспект

20.Медуза (ладошка- аппликация)

Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение.

Гуашь Заготовки для аппликации,

самоклеящиеся глаза, клей., альбомный лист

Конспект

Е.Немешаева стр.55

ФЕВРАЛЬ

21.

Праздничный салют над городом»

(проступающий рисунок)

-формировать представления у детей о подвиге народа в годы ВОВ;

-закреплять свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки;

-помочь усвоить навык проведения непрерывных линий.

Репродукция с изображением салюта,

альбомный лист, набор восковых карандашей,

Акварельные краски, кисть,

стаканы с водой, салфетка.

Г.Н.Давыдова стр. 54

22

Шаблонография

«Рисуем по

-Расширять представления детей о строении сложных предметов,

-обучать способом изображения

Альбомный лист, набор шаблонов геометрических

Г.Н.Давыдова стр. 57

шаблону»

разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм;- развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных

карандашей; картинки- разгадки.

23 Зоопарк шаблонография

-расширять представления детей о мире животных;

-учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм

- развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных

карандашей; картинки с изображением животных

И.А.Шаляпина стр.7

24 «Цыплята» (комкание и обрывание бумаги).

воспитывать эстетически- нравственное отношение к

животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

тонированный лист плотной бумаги формата А4, салфетки желтого цвета, целые и половин- ки (2 шт.), черный маркер, шапочки с рисунками цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации с изображениями цыплят в разных художественных техниках.

Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина.

Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками

МАРТ

25 «Ёжик»

Тычок жесткой кистью

Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

Жесткая кисть, гуашь, бумага

Конспект

26 «Цветы для Лесовичка»

Учить детей рисовать цветы нетрадиционным методом - мыльными пузырями.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство сострадания к окружающим - Лесовичку.

Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Баночки с

краской, трубочки для коктейлей, трафареты

листьев, печатки, ватные палочки. Лесовичок – игрушка.

Мнемотаблицы. Музыкальное сопровождение. Образцы цветов, нарисованных мыльными.

Альбомные листы.

Конспект

27Весенние цветы для моей мамы

воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство

белая и бледно- зеленая бумага формата A3 иллюстрации, восковые мелки,

конспект

композиции, воображение.

акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для

печати, тампоны из поролона,

трафареты, кисти

№ 9 и № 2, эскизы с изображением

цветов, карточки из картона различного цвета для игры.

28 Весёлые кляксы

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные

возможности.;

-учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения;

-поощрять творчество и инициативу.

Альбомный лист гуашь

набор фломастеров кисть

салфетка

Г.Н.Давыдова стр. 23

АПРЕЛЬ

29 Весёлые кляксы (кляксография)

Продолжать знакомить с новым способом изображения, показать её выразительные возможности;

-учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения

развивать воображение, фантазию.

Альбомные листы, кисти, набор

фломастеров,

салфетки, готовые работы по кляксографии, набор карточек с изображением

клякс.

И.А.Шаляпина стр.42

30Моя любимая чашка на столе

развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; формировать чувство композиции и ритма.

чашки, одна из них разбитая, бумага формата А4 разного цвета, гуашь, печатки, пробка,

трафареты, гуашь в мисочках для печати и рисования

пальчиками, игрушечный мишка, педагогические эскизы,

Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина.

Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками

31 Грибочки в лукошке

формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов знакомить с понятием

«натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма.

листы формата А4 на выбор, гуашь, кисть, мисочки для

печати и рисования паль- чиками, муляжи грибов, рисунок леса, лукошко, кукла,

игрушечная белочка, сумочка,

Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина.

Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками

иллюстрации и педагогические эскизы, печатки в форме овалов.

32 Черёмуха (тычок ватными палочками)

-Учить красиво располагать ветку черёмухи на листе бумаги;

-совершенствовать умение рисовать тычком цветочки, собранные в соцветия

-развивать чувство ритма

-учить свободно владеть кистью

Тонированная бумага синего или феолетового цветов, гуашь, кисти, подставка для кистей,

салфетки, ватные палочки.

В.А.Баймашова Стр.43

МАЙ

33 Пейзаж у озера (монотипия)

-закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного

искусства;

  • познакомить с нетрадиционной техникой изображения- монотипией, показать её изобразительные особенности;
  • развивать у детей умения создавать композицию,

самостоятельно подбирать цветовую гамму.

Листы акварельной бумаги, с готовой линией сгиба, акварельные

краски, наборы фломастеров, кисти, палитра, салфетки,

фартуки, фотоиллюстрация с пейзажем, отражённым в

озере.

Г.Н.Давыдова стр. 31

34Бабочка красавица (монотипия)

-Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек;

-упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении;

  • учить рисовать бабочку, используя прём монотипии;
  • развивать эстетическое восприятие; умение видеть красоту окружающей природы.

Листы акварельной бумаги, с готовой линией сгиба, акварельные

краски, наборы фломастеров, кисти, палитра, салфетки,

фартуки

И.А.Шаляпина стр.52

35Живописный луг

(оттиск скомканной бумагой)

Познакомить с пейзажем как о виде живописи;

-знакомить с техникой рисования скомканной бумагой;

-развивать навыки коллективной работы

Гуашь, кисть,

стаканы с водой, салфетка, иллюстрации изображающие луговые цветы и растения

И.А.Шаляпина стр.49

36 Лесная полянка (коллективная работа)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

Конспект

III Организационный раздел

  1. Организация образовательного процесса

Количество детей 15 человек,

Дети в возрасте 3-5 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Форма

проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа)

Учебный план

Программа художественно – эстетического развития в процессе нетрадиционной изобразительной деятельности

Тема:

«Смешение цветов, получение оттенков»

«Пальцеграфия»

«Рисование ладошкой»

«Набрызг»

«Коллаж»

«Оттиск»

«Кляксография»

«Каракулеграфия»

«Штрих»

«Свеча+ акварель»

«Восковые мелки + акварель»

«Расчёсывание краски»

«Шаблонография»

«Скатывание бумаги»

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

«Мыльные пузыри»

«Рисование ватной палочкой»

«Монотипия»

  1. Оборудование
  1. Бумага разного формата и фактуры.
  2. Краски: гуашь, акварель, пальчиковые
  3. Мелки восковые, свеча.
  4. Кисти № 1,2,3,4,6 + жёсткие кисти 5.Тушь.

6.Подручный материал: листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал, коктейльные трубочки, ватные палочки

7.Поролоновые тампоны, 8.Расческа

9.Трафареты 10.Крупа

  1. Штемпельная подушка
  2. Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши
  3. Шаблоны геометрических фигур
  4. Пластиковые ложечки
  5. Муляжи грибов и яблок
  6. Мисочки для клея и красок
  7. Подставки для кистей
  8. Баночки для воды 19.Палитра 20.Фартуки
  1. Музыкальный центр
  2. Ноутбук
  3. Магнитная доска

Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен.

  1. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы

В программе «Умелые пальчики» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются

адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы

Уровни развития

Средний

Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать

нетрадиционные материалы и инструменты, но им

нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют

навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие,

типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами

выразительности.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке

несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Умело

передает расположение частей

Обладает наглядно- образным мышлением.

При использовании

навыков нетрадиционной техники рисования результат получается

недостаточно качественным.

при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и

воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники

рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу

и творчество.

Декоративна я деятельность

Различают виды

декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием

нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью

нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы

различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года

(первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И.ребенка

Техника работы с

материалами

Предметное и

сюжетное изображение

Декоративная

деятельность

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения

недостатков.

Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в

педагогическом процессе. Результаты нужны, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая

деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки,

глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и

порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Литература

  1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2013.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  1. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников.

Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.

  1. Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
  2. Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: «Айрис Пресс», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

"Умелые пальчики" программа дополнительного образования.

по направлению: «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Коммуникация» для детей 4-5лет (средняя группа). Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию ре...

Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"

Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"

В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....