Статья «Формирование знаний детей о символике Российской Федерации посредством создания совместного проекта с родителями (законными представителями) и педагогами».
статья

Устимова Татьяна Сергеевна

В работе раскрывается роль проектной деятельности в формировании у детей представлений о символике России через организацию совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustimova_t._s._vospitatel_mbdou_detskiy_sad_no_388.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Устимова Татьяна Сергеевна

МБДОУ «Детский сад № 388»

                             Сормовского района, г. Нижнего Новгорода

 воспитатель.

603139, ул. Гаугеля, 15

Lastochka388@mail.ru

226-63-82

«Формирование знаний детей о символике Российской Федерации посредством создания совместного проекта с родителями (законными представителями) и педагогами».

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев

В работе раскрывается роль проектной деятельности в формировании у детей представлений о символике России через организацию совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но, так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят большую часть своего детства в детских садах.

Однако влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. А любая совместная работа ребенка с семьей сближает. Положительные взаимоотношения между поколениями в семье влияют на полноценное, гармоничное развитие личности ребенка и формирование его гражданской позиции.  Дошкольные организации должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящей перед дошкольной организацией, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.

Использование метода проектов в дошкольной организации помогает педагогам организовать педагогический процесс в дошкольной организации в соответствии с современными требованиями.

Нами был разработан и реализован проект «Моя Россия – Моя Родина!», в котором принимали участие дети, родители (законные представители), бабушки/дедушки и другие члены семьи. Тема проекта была выбрана не случайна. Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание дошкольников в наше время является как никогда важным. Исходя из этих размышлений, мы и решили совместить работу по формированию базовых ценностей детей, способных к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации и узнать уровень знаний детей о символике страны, в которой они живут (в то же время еще и посмотреть, какие взаимоотношения у воспитанников с их членами семьи).

Ниже прилагаем материалы по разработке и реализации проекта.

Паспорт проекта.

Тема: «Моя Россия – Моя Родина!»

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий, смешанный. Срок реализации: среднесрочный (2 месяца)

Участники: дети средней группы, родители (законные представители), бабушки/дедушки, воспитатель.

Актуальность проекта: недостаточное количество знаний детей о символике страны, в которой они живут.

Цель проекта: формирование у детей представлений о символике России через организацию совместной деятельности – проекта с родителями (законными представителями) и воспитателями по созданию виртуального альбома «Моя Россия - моя Родина!».

Задачи проекта разделялись на:

  • задачи для детей – принять участие в беседе: «Государственные символы России»; освоить дидактические игры «Отгадай и нарисуй», «Пазл», «Собери картинку»; познакомиться со стихотворениями о Родине, её символах: И. Агеева «Флаг России – триколор», С. Михалков «Кремлёвские звёзды», А. Прокофьев «Русская березка»; принять участие в занятии по художественно-эстетическому развитию – пластилинография «Русская береза»; найти с родителями стихотворения о символике страны; нарисовать рисунки, сделать поделки на тему «Символика РФ» и др.
  • задачи для родителей (законных представителей) – принять участие в мастер-классе «Флаг России» в технике оригами; найти с детьми стихотворения о символике страны; принять участие в создании дидактических игр для группы; прослушать консультацию «Что рассказать детям о Российской символике?»; принять участие в оформлении с детьми виртуального альбома «Моя Россия – моя Родина!».
  • задачи для воспитателей – подготовить вопросы к беседе и провести беседу; подготовить конспект к ООД и провести его; подготовить различные игры, стихотворения, иллюстрации, мультфильмы по теме проекта и провести их; провести с родителями консультацию; дать задания детям и родителям о поиске стихотворений про символику РФ; привлечь родителей и детей к созданию и оформлению виртуального альбома «Моя Россия – моя Родина!»; провести анкетирование по итогам проекта для родителей; провести викторину для детей по итогам проекта.

В ходе проекта для родителей (законных представителей) была проведена консультация «Что рассказать детям о Российской символике?»; был представлен буклет на тему «Святые символы России»; мастер-класс в технике оригами «Российский флаг»; созданы и проведены анкетирования - в начале проекта – «Анкетирование по проекту «Моя Россия – Моя Родина!», с целью выявления знаний их детей по теме проекта, в конце – «Итоговое анкетирование для родителей по проекту», чтобы увидеть результаты.

Для детей, в ходе реализации проекта была проведена беседа на тему «Государственные символы России»; созданы дидактические игры «Отгадай и нарисуй», «Пазл», «Собери картинку»; дети познакомились со стихотворениями о Родине, её символах; приняли участие в викторине по итогам проекта. Результатом нашего проекта был виртуальный альбом «Моя Россия – Моя Родина!», в котором были представлены:  фотографии детей с символом России (с берёзой, с флагом РФ, с шариками, окрашенными в триколор), вместе с родителями (законными представителями), бабушками/дедушками дети нашли и представили стихотворения про нашу страну, главным элементом нашего альбома стали творческие работы, созданные детьми и родителями (законными представителями) с использованием символики РФ. Это были: кукла в наряде цветов флага нашей страны – «Русская барышня», бумажный самолёт, раскрашенный в триколор – «Русский самолёт», «Герб страны» в технике пластилинографии, аппликация «Флаг из ленточек», «Флаг РФ» в технике пластилинографии, аппликация из природного материала «Русская берёзка» и др.

По результатам анализа диагностических данных сделали вывод, что после реализации проекта и создания виртуального альбома по теме, знания детей о символике РФ расширились.

Совместная проектная деятельность как новая форма сотрудничества с семьей - это отличный вариант для развития, раскрепощения всех участников. Во время выполнения проекта дети стали ближе с родителями и педагогом, педагог в свою очередь делится с родителями успехами их детей, а это очень радует всех родителей. Таким образом, выполняя одну работу – совместный проект, все участники устанавливают связь друг с другом, делятся своими знаниями и умениями и все поставленные задачи решаются  на качественно новом уровне.

Библиографический список:

  1. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.
  2. Атемаскина Ю. В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками/ Ю. В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 5. — С. 13—19.
  3. Веракса Н. Е, /Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2013
  4. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества //Мир психологии. — 2008.-№3 с.158-169.
  5. Морозова Л. Д. Метод проектов в деятельности ДОУ//Детский сад от А до Я. 2006. №2.
  6. Щербакова, С. Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей / С. Н. Щербакова. — М., 2008. — 123 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по совместной работе с родителями (законными представителями) «Всё начинается с детства»

Введение Проблема: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детст...

Выступление из опыта работы по теме:«Центр ПДД, как средство взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного по

Тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма  актуальна и важна. Инновация моего опыта состоит в апробации технологий проектной деятельности при изучении данной темы....

Консультация для педагогов Совместная работа с родителями (законными представителями) по направлению «Профилактика дорожно- транспортного травматизма»

Консультация для педагоговСовместная работа с родителями (законными представителями) по направлению «Профилактика дорожно- транспортного травматизма»Недостаточный уровень культуры пов...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по теме «Удовлетворённость родителей (законных представителей) работой педагога-психолога

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по теме «Удовлетворённость  родителей (законных представителей) работой педагога-психолога...

Положение о создании Консультационного центра для родителей(законных представителей) воспитанников, не посещающих ДОУ

Цели и задачи создания Консультационного центра для родителей (законных представителей) воспитанников, не посещающих детский сад. Методическая помощь в вопросах обучения и воспитания дошкольников....