Презентация опыта работы на педагогическом совете "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности".
методическая разработка

Гусева Наталья Викторовна

Обучение ребенка в соответствии с его полом- главнейшая задача социализации его в современном мире. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и грубость со стороны женщин. На фоне этих изменений меняется сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Н В.Гусева – воспитатель МБДОУ №27

 

Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности.

                               «Человеческая игра – это такая деятельность, в            которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»

        Д.Б.Эльконин

Гендер-это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Обучение ребенка в соответствии с его полом- главнейшая задача социализации его в современном мире. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и грубость со стороны женщин. На фоне этих изменений меняется сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения.

В связи с этим, наша педагогическая задача средствами игровой деятельности актуализировать проблему на этапе дошкольного детства. Так как именно в дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек.

  Главными критериями нового стандарта дошкольного образования (закон от 29.12.2012г. №2773-Ф3 «О Об образовании РФ) названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализации -это вхождение человека в общество. На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет, как ребенок усвоит гендерную культуру общества, или другими словами.как пройдет его гендерная социализация. Формирование гендерной принадлежности ребенка- одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования.

  Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ гендерного проявления средствами игровой деятельности.

  Задачи:

1. Создать благоприятные условия  для гендерного воспитания дошкольников средствами игровой деятельности;

2. Пополнить РППС группы играми по гендерному воспитанию;

3. Разработать и реализовать картотеку игр по гендерному воспитанию;

4. способствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в деятельности группы.

Для успешной реализации задач мы определили эффективные методы и подходы в своей деятельности:

-тематические беседы;

-игры с распределением гендерных ролей;

-чтение сказок;

-словесные игры;

-разыгрывание сценок;

-грамотный подход к проведению занятий по  физкультуре; утренников .

   Работу по данной теме мы начали с усовершенствования РППС , которая связана с реализацией интересов мальчиков и девочек.  В групповой комнате четко выражены игровые центры, как для совместных игр, так и для игр только мальчиков и только девочек. Подбору материалов и оборудования уделяется особое внимание. Обращая внимание на привлекательность игрового материала, на наличие маркировки игрового пространства, в группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство. Игрушки подобраны с учетом полового признака. Мальчикам нужно больше места для игр, и это учитывается.

 Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики строят, конструируют, ремонтируют. Им поручается «тяжелая» работа: подвести крупные детали на машинах, установить их и тг. Мальчики играют в летчиков, солдат, моряков и тд. У мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения.

Для девочек значимо ближнее пространство, где они могут отделится ширмой и выполнять обязанности хранительницы семейного очага и  создавать комфорт.

Недопустимо в играх предлагать детям выполнение ролей противоположного пола.

 В дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности. Опираясь на классификацию игр С.Л.Новоселовой, выделяем три класса игр :

  1. Игры- возникающие по инициативе ребенка,( Самостоятельные, сюжетные, сюжетно-отобразительные, режиссерские , сюжетно-ролевые)
  2. Игры-по инициативе взрослого, (образовательные и воспитательные: дидактические, подвижные, игры-забавы, театрализованно-постановочные)
  3. Игры- возникающие по инициативе ребенка и взрослого (досуговые, народные)

Игру используем в различных видах деятельность:

-в режимных моментах

-на прогулке

-в свободной деятельности

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов   и монологов, освоение выразительности речи). А ведь речь – это важнейший инструмент научения, и не использовать его для гендерного воспитания в ДОУ было бы кощунством.  Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

     В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ, используя средства выразительности, имитируя образ  животных, людей, литературных персонажей, говорит диалоги ролевые на основе текста, разыгрывает сюжет без предварительной подготовки. Ребенок самовыражается, самореализуется.

    В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет  «артистами». «Озвучивая» героев и ассоциируя их с персонажами своего пола, комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности и разнообразие театров, имеющихся в ДО: плоскостной, бибабо, пальчиковый и др.

    Все  игры рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, поощрение детской инициативы, наличие собственной точки зрения у ребенка, стремления к оригинальности и самовыражению. Используя в играх социальный опыт отца-главы семейства, матери- хранительницы семейного очага, создательнице семейного уюта, семейные взаимоотношения, дети в играх  отражают этот опыт: мальчики- буду как папа, девочки- как мама. Непроизвольно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, формирования тонкого общения, адекватного своему полу.

К работе по гендерному воспитанию привлекаем родителей, проводим консультации, собрания, на которых они приобретают навыки, которыми в дальнейшем могут пользоваться, играя дома со своим ребенком. Проводим совместные мероприятия : «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта» и т.д. Родители стали грамотными в данном вопросе, активно принимают участие в праздниках и развлечениях.

  Системная целенаправленная работа позволяет  нам успешно реализовывать поставленные задачи, используя игры по гендерному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме "Взаимодействие с дошкольниками в образовательной деятельности"

В педагогической науке понятие ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ определяется как:преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целю которых является изменение в поведении, деяте...

Обобщение опыта. Тема "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности."

Презентация "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности"...

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий  в процессе экологического  воспитания дошкольников»...

Презентация. Выступление из опыта работы для педсовета. "Экологическое воспитание дошкольников через исследовательскую деятельность."

Главной целью экологичекого воспитания является формирование личности характеризующийся развитым экологическим сознанием и культурой....

Презентация опыта работы на педагогических чтениях "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных...

Презентация опыта работы по теме "Экологическое воспитание дошкольников"

Именно от нас зависит , какими будут наши дети . Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли....