Консультация для педагогов «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
консультация
Консультация для педагогов
«Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Выполнил:
Астапова М.В.
«Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением и развитыми техническими творческими способностями.
Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, переддошкольнымиобразовательнымиучреждениямистоитзадачаразвивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.
Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и
отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.
Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний особо эффективным оказывается использование наглядных моделей.
Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью техническихсредствдлядостижениянаиболееэффективногоикачественного результата.Приэтомрационализация,изобретениеиоткрытиекакрезультаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.
Возможность развиваться не остается неизменной. Каждый ребенок имеет прирождениибогатейшуюволокнистуюсеть,соединяющуюклеткимозга.На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только соответствующее питание, но и достаточная стимуляция. Нейронные связи укрепляются только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности, вызывая прохождение биотоков по «линиям связи». Нейроны, лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в конечном итоге атрофируются. Поэтому чем младше ребенок, тем легче происходит образование связей. А с возрастом это происходит все труднее. Это явление Б. П. Никитин (известный русский педагог-наватор) назвал НУВЭРСом — необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей.
Как видно, раннее развитие обусловлено как физиологически, так и социальной потребностью—дети, обладавшие высоким уровнем развития до начала учебы в школе, не испытывали трудностей в этом в последствии.
Поэтому, если есть желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов в школьном возрасте, начинать развивать его необходимо как можно раньше. Тем более что от уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем.
Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность.Значит,образовательнаязадачасостоитворганизацииусловий, провоцирующихдетскоедействие.Младшийисреднийдошкольныйвозраст
-этосамоеудачноевремядляразвитияпредпосылокинженерногомышления и стоит начать с конструктивно-модельной деятельности и технических творческих развивающих игр Б. П. Никитина: «Танграм», «Сложи квадрат»,
«Сложиузор»,«Кирпичики».
Детскоеконструированиеиграетважнуюрольвформированиитворческой личности дошкольника. Оно соответствует интересам и потребностям ребенка.Поддетскимконструированиемпонимаетсясозданиеконструкцийи моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов. Сооруженные дошкольниками постройки активно используются в игровой деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые развивают у детей техническое и инженерное мышление.
Конструирование–одинизвидовпродуктивнойдеятельностидошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.
Существует несколько форм организации обучения конструктивной деятельности:
- Конструирование по образцу - это важный этап для обучения, где ребенок овладевает обобщенным способом анализа образцов (умеет определить основные части, выделить детали, установить пространственное расположение, обобщать представления об объектах и т д.). Выявление функционального назначения, зависимости частей объекта формирует у детей умение планировать свою деятельность.
- Конструирование по модели - эта форма способствует активизации мышления, формирует умение мысленно разбирать модель на составляющиееёэлементыдлявоспроизведениянужнойконструкциис максимальным сходством.
- Конструирование по условиям - ребенок должен создать постройку без образца, но с определенными условиями и усвоить зависимость структуры конструкции от её практического назначения. Конструированиепоусловиюноситпроблемныйхарактер,посколькуне дает определенных способов решения. Дети должны уметь анализировать, обобщать представления об конструируемых объектах. Эта форма у дошкольников развивает творческое мышление, что является задатком инженерного мышления.
- Конструирование по чертежам и наглядным схемам - такая форма создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования (обучение детей построению простых схем - чертежей, отображающих образы построек, а потом, наоборот, практическому созданию конструкций по схемам - чертежам). Все это развивает у дошкольников образное мышление и познавательные способности.
- Конструирование по замыслу - такая деятельность дает большие возможности для детского творчества и должна протекать как поисковый процесс. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от имеющихся обобщенных представлений о конструируемом объекте, от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок и т д.).
- Конструирование по теме - такое конструирование ограничено определенной темой, но дает возможность выбрать для создания постройки способы выполнения и нужный строительный материал. Каждая из форм конструирования оказывает развивающее влияние на мышление ребенка и формирует условия к развитию технического, а затем и инженерного мышления.
Существуютвиды техническогоконструирования:
- Конструирование из строительного материала Конструирование из строительного материала входит в жизнь ребенка с раннего возраста и тесно взаимосвязано сигрой. Вобучениидетей младшегодошкольного возраста используются образцы простейших конструкций, которые представленыввидесистемыпостепенноусложняющихсяконструкций одной тематики. В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и представления о них. Это является плавным и успешным переходом к конструированию по условиям. В старшем дошкольном возрасте возможны все формы конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу с учетом тематики). Здесь ребенок раскрывает структурные и функциональные свойства, анализируя конструируемые объекты. В процессе сооружения построек решаются задачи проблемного характера,развиваетсяпоисковаядеятельность(детинебоятсяошибок, умеют анализировать, ищут разные способы решения одной задачи). При конструировании по замыслу дети создают оригинальные конструкции самой широкой тематики, что говорит о сформированности творческого характера.
- Конструирование из деталей конструкторов - конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. Этот вид конструирования относится к сложной деятельности и используется старшими дошкольниками. Такой вид оказывает положительное влияние на развитие воображения, демонстрирует интеллектуальную активность. Дети экспериментируют, ищут оригинальные решения, а затем переходят к конструированию по собственному замыслу.
- Конструирование из крупногабаритных модулей - конструирование из крупногабаритных модулей наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. В конструктивной деятельности используются наборы объемных, крупных модулей: «Занимательные кубики», «Волшебная башня»; наборы для плоскостного конструирования: «Мозаика», «Сердечко». Путем различных комбинаций деталей, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу дети создают различные конструкции большого размера. Здесь требуется организация работы по схеме:
- ознакомление с новым материалом путем экспериментирования с ним,
- тематическое конструирование,
- конструированиепособственномузамыслу.
Организациядетскогоконструированияопираетсянапринципы:
- От общего к частному - этот принцип эффективен в обучении, где конкретное содержание должно выступать как общее, а это возможно при правильно выстроенной системе. Использование разных форм организацииобучения(пообразцу,поусловиям,потеме,позамыслуи т д.) зависит от вида конструирования и возраста дошкольника. Диалогическая форма общения детей во время конструирования предполагает обсуждение разных вариантов решения, а также возможность учитывать мнения сверстников. Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования повышает продуктивность, понимание способов деятельности и позволяет организовывать содержательное общение детей. Включение конструирования в различные жизненные события (праздники, игры и т д.) - это мощный источник формирования потребности, желания конструировать. Организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, в природном окружении и т д.) - важный этап, для развития детских замыслов.
- Создание условий для экспериментирования с различными материалами (бумагой, тканью и т д.). Это позволит детям открывать свойства материалов и пользоваться ими для воплощения замысла. Предоставление детям разнообразных материалов и возможности ими пользоваться по своему усмотрению. В каждой группе таких материалов должно быть в достаточном количестве. Конструирование на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупные модули, картонные коробки). Нужно учитывать, что интерес детейктакойконструкцииугасает,атакжеонатеряетэстетичностьпод влиянием природных факторов. Такие постройки нужно либо восстанавливать, либо разбирать. Если в обучении опираться на выше- обозначенные принципы, то это позволяет научить конструированию как творческой деятельности, но и способствует эмоциональному, эстетическому и речевому развитию детей.
Конструктивно-модельнаядеятельность,несомненно,важнавразвитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструктивно-модельной деятельности и развитии творческих технических способностейдошкольники легко усваиваютмногиезнания,уменияи навыки:
- Развиваются пространственное и инженерное мышление и конструктивно-модельныеспособностиребенка.Ребёнокнапрактикене только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
- Развивается образное мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что
- деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях.
- Развиваетсямелкаямоторика,глазомер.Всеэтокрайнеполучится.
- Развивается речь дошкольников, расширяется словарный запас, посколькуконструктивно-модельнаядеятельностьпредполагаетанализ постройки, описание пространственного расположения отдельных важно для дальнейшего развития инженерного мышления.
- Формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
- Конструктивно-модельная деятельность и развивающиеся творческие способности предоставляют большие возможности для фантазии, воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом.
Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальныхспособностейпосредствомнаправленногопедагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно.
Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально- творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка.
Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения,проявляютнаходчивостьиизобретательность,экспериментируют,а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования является повышение...
Доклад "Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников"
Доклад "Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников", заместитель заведующего Серкова Л.Е....

Консультация для педагогов «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Консультация для педагогов«Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»...

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»...

Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников
Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников....

Консультация для педагогов «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству....

Консультация для педагогов «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним изприоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения,здравоохранения, военного дела и других направлений деятельн...
