Игра- ведущий вид деятельности в ДОУ
консультация

Болгова Татьяна Николаевна

"Ее величество - Игра". статья будет полезна воспитателям дошкольной группы, интересующимся вопросами социально - коммуникативного, речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Ее величество – игра!»

   Игра- один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

 Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обусловливается её потенциальными возможностями, ведущим местом и ролью. В игре ребенок отражает ещё не использованные, не реализованные возможности. Это делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.

 В воспитательно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста важно использовать различные виды игр. Очень любимы детьми игры сюжетно – ролевые, театрализованные игры – инсценировки, игры имитационного характера с использованием пения и танцевально-ритмичных движений, игры-драматизации, музыкальные, народные, хороводные, игры – забавы, игры здоровьесберегающие, подвижные, спортивные, игры – эксперименты и игры – исследования, ТРИЗ – игры, квест – игры и самостоятельная игровая деятельность дошкольников.

  Особое место в предпочтениях детей дошкольного возраста занимают сюжетно – ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе.

 Во время разнообразной плановой образовательной деятельности (конструирование, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, развитие речи и т. д.),

в процессе прогулки, во время свободной игры в группе будут полезны строительские игры. Они тесно переплетаются с сюжетно – ролевыми играми, становятся их своеобразным дополнением, расширяют сюжет и увеличивают количество распределяемых в игре ролей.

Театрализованная игра — одна из ведущих форм деятельности в детском саду, в рамках которой дети разыгрывают в лицах литературный, сказочный сюжет или сцену из реальной жизни с помощью специальных инструментов для передачи образа, таких как, мимика, жесты, выразительная речь, пластика тела. Режиссёрская игра пробуждает воображение и фантазию, открывает в личности ребёнка скрытые таланты, раскрывает творческий потенциал. «Репка», «Колобок», «Гуси – лебеди»- наиболее любимые детьми сюжеты театрализованных игр.

 Важное место в организации досуга детей занимают игры имитационного характера с применением пения и танцевально – ритмических упражнений.

 Такие игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща.

«Веселый бубен», «Теремок», «Прятки с платком» могут стать источником радости, бодрости, веселья и хорошего настроения для детей в дошкольной группе.

 С самого рождения малыш, слушая колыбельную песню мамы, учится слышать и воспринимать музыку, чувствовать характер звуков. Погремушки, музыкальные игрушки вызывают познавательный интерес. Такие игры помогают ребенку в доступной, занимательной форме знакомиться с окружающим миром. Психологи утверждают, что музыка помогает гармонично развиваться малышу. Было обнаружено, что благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует эстетическому вкусу и повышению мотивации к обучению.

 Игра – драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.  Пробуждению интереса детей к русской народной самобытной культуре, к истории своего народа, к традициям, развитию познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок) служат народные игры.

 Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели неспроста. Хоровод — древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др. Само построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.

 Ребёнок дошкольного возраста неспособен к длительным занятиям за столом. Ребёнок испытывает постоянное желание двигаться. Как поётся в известной песенке: «Должен он бежать и прыгать…». Подвижные игры, проводимые мною с детьми, удовлетворяют потребность дошкольников в движении.

 Важное место в деятельности с дошкольниками занимают спортивные игры. Применение спортивных игр и упражнений состоит в создании условий для физического развития (спорт укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма), умственного развития (дети учатся ориентироваться в пространстве и времени, коммуникативного развития; нравственно-духовного воспитания (в ходе участия в спортивной деятельности у малышей воспитывается самодисциплина, воля, честность, самообладание и т.д.).

 На укрепление здоровья воспитанников направлены здоровьесберегающие игры и упражнения. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок, ходьба по «дорожкам здоровья».

 Любая деятельность дошкольника эффективна только в том случае, если ребёнок занимается ею с удовольствием и в хорошем настроении. Самый верный способ создать необходимый эмоциональный фон – включить малышей в игру – забаву. Пришедший в детский сад веселый клоун или сказочный герой разнообразят досуг дошкольников, подарят много положительных эмоций.

 Игры – эксперименты, игры – исследования помогают дошкольникам познавать окружающий мир, находить причинно – следственные связи между явлениями, предметами, их свойствами. Игры с песком, водой, разнообразным природным материалом, с шишками, с желудями, орехами, семенами различных растений, с корой, фольгой, мыльными пузырями, со снегом расширяют кругозор детей.

Умению решать изобретательские задачи дети учатся с помощью игр – ТРИЗ. Под «изобретением» можно подразумевать интересные идеи, способы исследования мира, отражение впечатлений об окружающем в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, словесной. Главное, чтобы это было ново для самого малыша и являлось результатом его умственных и волевых усилий.

 Квест приглашает детей с бравым солдатом или с волшебной феей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а воспитателю поможет реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Важное место в организации образовательного процесса в детской группе играет самостоятельная игровая деятельность. Именно она способствует развитию инициативности, независимости, выработке адекватной самооценки и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

 Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игра закладывает основу для будущей учебной деятельности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"

Тема : "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме "Игровая деятельность дошкольников", используя активные методы ра...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУТема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя актив...

Деловая игра «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

Транслировать опыт ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.                         ...

Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

Деловая игра с педагогами "Игра-ведущий вид деятельности"

В данном материале разработана деловая игра для педагогов в ДОУ. Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Задания разработаны с целью того,...

Консультация для педагогов: "«Игра-ведущий вид деятельности у дошкольников. Планирование и организация игровой деятельности»

Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи.Согласно Федерально...