Методическая разработка тематического мероприятия "Детям о войне"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Федюнина Оксана Иосифовна

Тема воспитательного мероприятия «Детям о войне».

 Актуальность: 80-летие Великой Победы… безусловно, это грандиозное и важное событие в жизни страны, в жизни людей. «Человек жив, пока живет о нем память…». Задача взрослых передать свою память юному поколению, память о погибших родственниках, о жизни и подвигах людей в годы войны. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Речевые игры помогут сделать этот процесс доступным и увлекательным.

Данная разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и может быть использована как учителями-логопедами для проведения фронтальных тематических занятий по речевому развитию, так и воспитателями, а также в рамках недели патриотического воспитания.

Цель разработки: формирование у детей представлений об исторических событиях Великой Отечественной войны в жизни страны и семьи, понимания важности сохранения этих знаний в памяти людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_detyam_o_voyne.docx565.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Детям о войне»

в честь празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

Подготовила: учитель-логопед

Федюнина Оксана Иосифовна

Нижний Тагил

2025

Тематическое направление «Великая Отечественная война».

Тема воспитательного мероприятия «Детям о войне».

Актуальность: 80-летие Великой Победы… безусловно, это грандиозное и важное событие в жизни страны, в жизни людей. «Человек жив, пока живет о нем память…». Задача взрослых передать свою память юному поколению, память о погибших родственниках, о жизни и подвигах людей в годы войны. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Речевые игры помогут сделать этот процесс доступным и увлекательным.

Данная разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и может быть использована как учителями-логопедами для проведения фронтальных тематических занятий по речевому развитию, так и воспитателями, а также в рамках недели патриотического воспитания.

Цель разработки: формирование у детей представлений об исторических событиях Великой Отечественной войны в жизни страны и семьи, понимания важности сохранения этих знаний в памяти людей.

Задачи:

Образовательные задачи:

#1057;оздать условия для - сопереживания у детей к прошедшим событиям Великой Отечественной войны;

#1056;асширить представления детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, о представителях разных родов войск (летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки), используя ИКТ; побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.

3. Совершенствовать грамматический строй речи и навык слогового анализа слова.

Коррекционно –развивающие задачи:

#1056;азвивать память детей при заучивании стихотворений, песен, пополнять словарный запас новыми словами.

2. Развивать связную речь, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение,

3. Развивать координацию речи с движением, артикуляционную и тонкую моторику.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувства любви к Родине, гордости за отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Поддерживать чувства гордости за солдат, сражавшихся за победу, и желание быть похожими на них.

Планируемые результаты.

У детей: сформированы первоначальные знания о Великой Отечественной войне, о детях-героях, о военных профессиях и военной технике. Расширен активный словарь детей по данной теме. Активизированы художественно-творческие способности детей.

У родителей: активное участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.

Мероприятие в рамках данной разработки предполагает групповую форму проведения, но использование отдельных её элементов возможно в индивидуальной работе.

Для достижения планируемых результатов использованы информационно-коммуникационная технология (просмотр презентации «Детям о войне»), здоровосберегающая технология (речь с движением, пальчиковые гимнастики), метод синквейна (конкурс синквейнов для родителей) и метод наглядного моделирования (мнемотаблицы для пересказа и мнемодорожки для заучивания стихов).

Этапы работы:

  1. Подготовительный.

• Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.

• Просмотр мультимедийных презентаций, видеороликов и мультфильмов по теме.

Чтение художественных произведений: С. Алексеев «Первый ночной таран», Е. Благинина «Шинель», А. Барто «Звенигород», В. А. Осеева «Андрейка», А. Шишов «Лесная девочка», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы».

Прослушивание песен: «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача).

Прослушивание песен: «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача).

Словарная работа: Отечество, рабы, фашисты, территория, парад, необъятная, фронт, тыл, граждане.

Предварительная беседа:

Учитель-логопед: Дети, кто из вас знает, какой праздник мы отмечаем 9 мая? Правильно, это День Победы в Великой Отечественной войне!

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну, не объявляя нам войну. Фашисты хотели завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства они хотели вывести к себе в Германию, а русский народ уничтожить и превратить в рабов.

Но враги просчитались. Весь народ нашей страны встал на защиту своей любимой Родины. Солдаты воевали на фронтах, а остальные граждане (в том числе и дети) воевали в тылу. Долгих четыре года длилась эта война.

Почему войну назвали Великой Отечественной? Слово «великий» означает большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, и в ней участвовало много людей. «Отечественной» она называется потому, что эта была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества.

Наша доблестная Армия и весь народ прогнали фашистов с родной земли. 9 мая 1945 года враг был окончательно повержен, наступила долгожданная победа и с тех пор, вот уже 72 года, в этот день в нашей стране торжественно празднуют этот великий праздник – День Победы. В этот день в столице нашей Родины городе-герое Москве проходит парад войск, а во многих городах гремят разноцветные салюты.

Работа с родителями:

- Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта. Составить совместно с детьми небольшой рассказ (с использованием фотографий) о родственниках, переживших войну, воевавших или работавших в годы войны.

- Совместный просмотр родителей с детьми художественных фильмов о войне:

* «Сын полка» 1946 г

* «Девочка из города» 1986 г

* «Девочка ищет отца» 1959 г.

* «Полонез Огинского» 1971 г.

- Рассказы детей о своих прадедушках в годы войны.

- Экскурсия к памятникам боевой славы «Вечный огонь»

- Конкурсе синквейнов «Память, которой не будет конца…»

  1. Основной этап. Мероприятие «Детям о войне» с использованием тематических речевых игр и упражнений.

#1059;пражнение «Расскажи».

-Дети входят в зал под песню «День Победы» Д. Тухманова – садятся.

-Добрый день! Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает вся наша страна в мае.

-9 мая, День Победы.

-Кто сможет рассказать про этот праздник?

-9 мая - это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

- Вся наша страна празднует день освобождения нашей родины от врага. В этот день все поздравляют участников войны и дарят им подарки. Победа была не легкой. Многие не вернулись домой, погибли, защищая нас с вами, а они так хотели, чтобы мы с вами жили в хорошей, дружной, счастливой стране. Они всегда в нашей памяти. (Просмотр презентации «Детям о войне»)

-День Победы – это «радость со слезами на глазах». Как вы можете объяснить эти слова.- Верно. В этот день и радость, и скорбь рядом. Радость от победы, скорбь и печаль от воспоминаний о тех, кто остался на полях сражений, и не вернулся домой. Мало осталось в живых людей, кто пережил ту страшную войну.

#1063;тение стихотворения. Беседа по прочитанному. Подбор прилагательных к слову - солдаты.

Великой Победе посвящено много песен и стихов, послушайте, какое стихотворение я подобрала к нашему занятию.

Был великий День Победы

70 лет назад.

День Победы помнят деды,

Знает каждый из внучат.

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

«Вставай, народ!» -

услышав клич Земли,

На фронт солдаты-герои ушли,

Отважно и смело рвались они в бой,

Сражались за Родину, за нас с тобой.

- Ребята, кто может сказать, сколько лет прошло со Дня Победы?

- (80лет).

- Кто воевал против русских солдат?

- Гитлер, немцы.

- Какие были наши солдаты?

- Смелые, сильные, отважные.

- Мы пришли с вами к выводу, что солдат должен обладать такими качествами как: выносливость, сила, отвага… А для того, чтобы тренировать силу, быть физически подготовленным нужно выполнять физические упражнения.

#1055;одвижное упражнение «Моряки» (музыка, фон)

В День Победы, утром рано, Дети идут по кругу,

Выйди в город, погляди.: взявшись за руки.

По улице шагают ветераны. Идут и показывают

С орденами на груди. «ордена» на груди.

И танкисты, и артиллеристы, Останавливаются, загибают

И ракетчики, и пехотинцы, пальцы на руке.

И моряки

Ну – ка, моряки, выходите живее Мальчики делают шаг вперед, Да танцуйте веселее. танцуют пружинку, девочки

хлопают в ладоши.

Да танцуйте веселее.

#1040;ртикуляционная гимнастика.

- Я вижу, что вы сильные как наши солдаты, а ваш язычок такой же сильный? Давайте сделаем упражнение для язычка.

- «Силачи».

- «Пулемет».

5. Повторение чистоговорки.

Каждому солдату необходимо четко сдавать рапорт, или отдавать команды. А мы с вами сможем?

(сначала дети с логопедом проговаривают чистоговорку хором, потом дети делают это по очереди.)

- Умелый боец - везде молодец.

- Солдатское дело воевать смело

6. Чтение стихов детьми.( музыка, фон)

Вот ваш язычок и готов. Сейчас я предлагаю рассказать вам стихи о Великом Дне Победы. Надеюсь, что вы будете говорить красиво, выразительно, правильно произносить все звуки.

1-й ребенок.

Четыре года воевал с врагами

наш народ. Труден был путь к победе,

Жесток был смертельный бой,

Но просчитались фашисты,

Не сломлен народ войной.

2-й ребенок.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

3-й ребенок.

Чтит великий День Победы

Вся любимая страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

4-й ребенок.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ.

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас!

5-й ребенок.

Чтобы взрывы не закрыли

Небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый,

Облети весь шар земной.

7. Игра «Что у мальчика?»

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учитель-логопед: Во время Великой Отечественной войны наравне со взрослыми мужчинами - солдатами воевали и мальчишки. Их называли «сын полка». У взрослого бойца были большие предметы, а у мальчика – маленькие.

У бойца гимнастёрка, а у мальчика … (гимнастёрочка).

У бойца пилотка, а у мальчика … (пилоточка).

У бойца сапоги, а у мальчика … (сапожки).

У бойца ремень, а у мальчика … (ремешок).

У бойца погоны, а у мальчика … (погончики).

У бойца звезда, а у мальчика … (звёздочка).

У бойца пистолет, а у мальчика … (пистолетик).

У бойца котелок, а у мальчика … (котелочек).

У бойца рюкзак, а у мальчика … (рюкзачок).

У бойца винтовка, а у мальчика … (винтовочка).

8. Упражнение «Придумай предложение»

- Сейчас я предлагаю каждому выбрать себе слово и придумать предложения.

- Летчики охраняли наше небо.

- Ракетчики управляют ракетной установкой.

- По улице шагают ветераны - танкисты.

- Моряки смело идут в бой.

9. Чтение и разучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы «Вместе с дедом на парад» (Н.Майданик)

-Со времен войны прошло 80 лет, и мало осталось людей, кто пережил ту страшную войну. В праздник Победы им всегда дарят цветы. Давайте и мы с вами сделаем открытку для наших ветеранов. (Включается песня «День Победы» Д. Тухманова)

(дети приклеивают голубей, и буквы «С Днем Победы» на готовый ватман, - Что бы вы хотели пожелать ветеранам Великой Отечественной войны? - Здоровья, счастья, чтобы их всегда помнили……

#1047;аключительный этап.

- Экскурсия к памятникам боевой славы «Вечный огонь»

- Конкурсе синквейнов «Память, которой не будет конца…»

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

-Презентация «Детям о войне» sad/raznoe/2016/02/01/prezentatsiya-na-temu-velikoy-otechestvennoy-voyny

- мнемотаблица к стихотворению «Вместе с дедом на парад»

-Картотека речевых игр и упражнений

- Памятка для родителей по написанию синквейна

-Шаблоны голубей

-Методические материалы:

Рекомендации по использованию методической разработки в практике.

При проведении мероприятия, посвященного Дню Великой Победы, педагог имеет возможность выбирать речевые игры и упражнения из представленной в приложении картотеки, ориентируясь на возможности детей, задачи педагога, а также адаптировать под другую возрастную категорию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Тематическое планирование. Лето."

Представленно тематическое планирование по дням на первые две недели июня....

Методическая разработка. Презентация "Дети - герои войны!

В презентации кратко изложено подвиги детей во время войны....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО УТРЕННИКА, ПОСВЯЩЁННОГО 70-ЛЕТИЮ ДНЯ ПОБЕДЫ, В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. «Хотим, чтоб всюду на планете Войны совсем не знали дети…»

Тематический утренник, посвящённый Дню Победы, в котором  основной целью является воспитание патриотических чувств у дошкольников, знакомство детей с историческим прошлым Родины, расширение предс...

Презентация к методической разработке на тему: "У войны не детское лицо"

Ознакомление с историей Великой Отечественной войны и героическими подвигами детей....

Методическая разработка часа общения «Афганская война»

Цели и задачи: воспитывать уважение к истории своей страны, создать у учащихся представления о событиях в Афганистане в (1979 – 1989гг.), способствовать формированию чувства уважения к подвигу солдат ...

методическая разработка: сценарий экскурсии "Эхо войны" приуроченная к 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Данное мероприятие направлено на воспитание патриотического духа у детей дошкольного возраста. Ведущий экскурсовод-ученица 5 класса ведет ребят по улицам их родного города, показывает фото и зачитывае...

Методическая разработка: проект ««Игрушки детей войны»

В День Победы по Невскому проспекту пройдут ветераны – те, кто воевал на фронте и те, кто в годы войны был еще ребенком. Перенести ужасы блокады Ленинграда, бомбежки и голод детям в то страшное ...