Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Письменная Елена Юрьевна

Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzaimodeystvie.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.

Актуальность проекта
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений».

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.

Задачи:
- установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;
- активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
- ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети

Сроки реализации: в течение года

Место реализации: Ростовская область, город Морозовск, МБДОУ детский сад №8 «Родничок»
Вид проекта: практико – ориентированный

Ресурсы обеспечения проекта:

Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ  Д/с № 8 «Родничок» , годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение: 
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог.
Финансовое обеспечение: 
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.

Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Обобщение опыта семейного воспитания.

Принципы  взаимодействия воспитателя с родителями:
- умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Формы работы с родителями:
- анкетирование;

- консультации;
- просмотр непосредственно образовательной деятельности;
- беседы;

- родительский клуб  «Семейный очаг»

- родительское собрание;

- конференции;
- практикум;

-круглый стол;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;
- день открытых дверей;
- презентация семьи.

Этапы реализации проекта:

1 этап – исследовательский
- «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
- «Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;
- «Телефон доверия» - акция.

2 этап – подготовительный
- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.

3 этап – практический
Информационный блок:
- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка;
- «Культура общения – это?» - информационный лист;
- «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка;
- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация;
- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация;
- «Посеешь привычку…» - информационный лист;
- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Практический блок :

План совместной работы с семьей на учебный год

Формы работы

Задачи

Сроки

Ответственные

1

Выставка “Умелые руки”

Пополнить развивающую среду в группе

Январь

Родители

Воспитатели

2

Семейный досуг “Какой хороший папа”

Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений.

Февраль

Воспитатели

Мамы

3

Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты

Привлекать родителей к совместной деятельности в семье

Февраль

Родители

4

Праздник “Мамин день”

Воспитывать любовь и доброе отношение к маме

Март

Воспитатели

Родители

Муз. рук.

5

Встреча со специалистами “Теплый дом”

Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей

Апрель

Воспитатели

Муз.рук-ль

Инструктор ИЗО

6

Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ”

Воспитывать патриотизм и толерантность

Апрель

Воспитатели

7

Выставка “У мамы руки золотые”

Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе

Май

Мамы

Воспитатели

8

Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало”

Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя

Май

Родительский комитет

Воспитатели

9

Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка

Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка

Май - июнь

Воспитатели

Родители

10

День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки”

Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение

Июнь

Родительский комитет

11

Выставка комнатных растений “Цветоград”

Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства

Июль

Родители

12

Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша”

Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов

Август

Старший

воспитатель

Психолог

13

Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето”

Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ

Сентябрь

Родители

14

Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети”

Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе

Сентябрь

Воспитатели

Родительский

комитет

15

Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день”

Повысить педагогические знания родителей

Сентябрь

Родители

Воспитатели

16

Консультация “Чем и как занять ребенка дома”

Заинтересовать родителей данной проблемой

Октябрь

Воспитатели

17

Беседа “Если хочешь быть здоров”

Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников

Октябрь

Врач

Ст. медсестра

Физ. рук.

18

День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей”

Помочь родителям в воспитании детей

Ноябрь

Воспитатели

Психолог

19

Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его”

Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам

Ноябрь

Воспитатели

Родители

Ст. воспитат.

20

Конкурс “Семья года”

Выявить победителя конкурса “Семья года”

Декабрь

Воспитатели

Работники библиотеки

21

Новогодний праздник

Доставить детям радость и удовольствие

Декабрь

Воспитатели

Родители

Муз. рук.


4 этап – заключительный - оценка эффективности реализации проекта.
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:
- учет участия родителей в различных мероприятиях;
- наблюдения;
- беседы.
Определение уровня деятельности педагога с родителями.
- использование листов самооценки
.

                                                                                                Приложение 1

                                                                                                         

                         Сценарий родительской конференции

                         “Авторитет – основа воспитания”

Предварительная работа:

1) подготовить программу;

2)  подготовить  видеосюжет  –  выступление  А.Райкина  “Дети”,  две

части (общая продолжительность 7 минут);

3)  подготовить  перед  началом  конференции  место  для  выполнения

родителями творческого задания – синквей;

4)  пригласить  для  выступления  на  конференции  специалиста  по

детской психологии;

5) подготовить для раздачи родителям в конце конференции конверты

с тестом “Какими нас видят дети?”.

 Ведущий:

Уважаемые    родители,    мы    сегодня    собрались    на    ежегодной родительской    конференции,    посвященной    вопросам    воспитания.    Тема конференции: “Авторитет – основа воспитания”. Итак, об авторитете. Мы все желаем, чтобы наши дети в будущем были счастливы, успешны, чтобы из них получился толк, чтобы они всегда считались с нашим мнением? Как добиться желаемого?  Проблема  в  том,  что  однозначного  ответа:  что  такое  родительский авторитет – нет. О родительском авторитете мнение у каждого своё,оно носит субъективный характер.

Внимание на экран (видеосюжет “Дети”А.Райкин).

Ведущий:

Мы   сегодня   рассмотрим   вопрос   авторитета   с   трех   позиций:

родителей, педагогов и специалиста.

Ведущий:

Итак, уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию творческое

задание, которое поможет охарактеризовать понятие “авторитет”для каждого

из   вас.   (Выполняем   задание   “Синквей”)   Это   так   называемая   формула достижения   успеха   в   воспитании   вашего   ребенка.   (Родители   пишут стихотворения   по   методике   “синквей”,   затем   зачитывают,   ведущий проводит анализ)

   «Синквей» (методика: создание стихотворение по определенному алгоритму:

первая  строка – тема синквей

вторая строка - 3  прилагательных, характеризующих тему,  

 третья строка – 2-3 глагола, характеризующих тему,  

четвертая строка – 2  сравнения,

пятая строка – синоним  первой строки, темы)

 Ведущий:

Итак,    мы    рассмотрели    авторитет    с    точки    зрения    родителей.

Обратимся  к  точке  зрения  педагогов на  авторитет.  Есть  разные  типы  семей, каждая  из  которых  применяет  свою  формулу  воспитания,  впоследствии приносящая свои плоды.  

Давайте   рассмотрим   несколько   таких   формул   (слово   педагогу-

психологу) приглашаются по очереди 3 педагога, играющие роль родителей,

которые  раскрывают  свою  формулу  воспитания,  далее  следует  диалог  с

родителями о  последствиях  такого  воспитания,  далее  –  комментарии  самого педагога-психолога в сопровождении слайдовой презентации

Ведущий:

Недавно  в  одном  педагогическом  журнале  мне  попалась  статья,

глубоко  тронувшая  мои  чувства  –  она  называлась  “Стрелы  воспитания”,  и сегодня  я  хочу  с  вами  поделиться  прочитанным.  Слово  предоставляется  ст. воспитателю  (выступление  в  сопровождении  слайдовой  презентации  –  7 минут).  

Ведущий:

У  родителей  1,  2,  3  ребенка,  у  воспитателя  –  их  25-30,но  вопрос

авторитета  так  же  важен,  поскольку  ребенок  в  детском  саду  находится  в процессе  интенсивного  обучения  и  воспитания.  Воспитатель–  это  человек, несущий  знание,  образец  культуры.  Слово  предоставляется  воспитателю  –

“Авторитет воспитателя”. (Выступление – 7 минут)

Ведущий:

Теперь настала очередь рассмотреть авторитет с точки зрения науки и

специалистов.  Слово  предоставляется  специалисту  по  детской  психологии (выступление – 20 минут).  

Ведущий:

Мы  подошли  к  заключительной  части  нашей  конференции.  Давайте

вновь  обратим  наше  внимание  на  экран.  (Видеосюжет  “Дети”,  2  часть  -  А. Райкин).  Далее  ведущий  раздает  заранее  подготовленные  конверты  с  тестом “Какими  нас  видят  дети?”.  Уважаемые  родители,  вы  можете  провести  этот тест  дома  и  еще  раз  оценить  себя  и  свои  действия,  свои  отношения  с ребенком.  

Заключительная  часть  конференции  –  видеофильм  “10  заповедей

для родителей” (3 минуты).

 

                                                                                                        Приложение 2

               План работы заседания родительского клуба

«Семейный очаг» на год

Сентябрь. «Давайте познакомимся» (информационная встреча)

Октябрь. «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» (информационно-

развлекательная программа)

Ноябрь. «Традиции и праздники в нашей семье» (тренинг)

Декабрь. «Фольклор в жизни детей» (музыкальная гостиная)

Январь. «Дни рождения в вашей семье» (заседание)

Февраль. «Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств»

(диспут-встреча)  

Март. «Мама, милая моя» (музыкальная гостиная)  

Апрель. «Здоровая семья – здоровое общество (спортивный праздник)  

Май. «Души обитель» (творческая встреча)

                                                                                                          Приложение 3

Заседание родительского клуба

Устный журнал «Путь к здоровью, силе, бодрости»

Вступительное слово заведующего ДОУ.

Упражнение «Открытие» («Никто не знает, что я ...)

 «Философия здоровья»

Добрый вечер уважаемые родители, гости.

Как хорошо, что мы сегодня вместе. Нет в жизни человека другого такого

важного периода, как детство. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много

новых  проблем,  среди  которых  самой  актуальной  на  сегодняшний  день

является  проблема  сохранения  здоровья.  Народная  мудрость  гласит  "В

здоровом теле здоровый дух". Задач и вопросов, связанных со здоровьем, очень много, и не на все из них у нас готов ответ.

•  Блиц-опрос   (ответы   родителей   на   цветке)   «Что   такое   ЗОЖ?

Назовите   слагаемые   здорового   образа   жизни»   (полноценное   питание,

рациональный   режим,   пребывание   на   свежем   воздухе,   двигательная

активность,    гигиенические    условия,    психологический    микроклимат,

закаливание,    профилактика    плохих    привычек,    семейные    традиции,

праздники, микроклимат в семье и т.д.  

•  Зачитать ответы родителей (2-3 человека)  

•  Детские записи (высказывания детей, аудиозапись).  

•  Ведущий подводит итог:  

Как  же  быть  здоровым  и  физически,  и  духовно,  и  эмоционально,  и

социально?  Человеческое  здоровье  понимается  как  единое  целое.

Чтобы проиллюстрировать это понятие, мы используем изображение

цветка.   Каждый   лепесток   соответствует   определенному   аспекту

здоровья:

 Физическому – здоровое тело;

Эмоциональному – здоровые чувства;

Умственному – здоровые мысли;

Социальному - здоровое социальное поведение;

Личностному - здоровое самовосприятие, самооценка.

Духовному - здоровый дух.

Причем все эти составляющие тесно взаимосвязаны. Вот почему мы

должны заботиться о гармоничном здоровье ребенка.

Здоровье ребенка только на 7-8% зависит от здравоохранения и больше

чем на половину от его образа жизни. Именно взрослый должен стать

кузнецом своего здоровья и здоровья своих детей.

Поскольку мы сказали, что здоровье в Ваших руках, предлагаем вам

посмотреть комплекс гимнастики, который вы можете использовать

дома.

Комплекс корригирующей гимнастики.

Рекомендации на дом (каждому родителю).

Хорошее настроение является одним из показателей психического

(психологического) здоровья. Веселый, жизнерадостный человек, как

правило, меньше болеет, заряжает оптимизмом окружающих. Вот об этом

мы и поговорим сейчас. Слово педагогу-психологу.

1. "Шкала стрессовых ситуаций"

2. Упражнение «Сказка» «Жил-был ребенок. Каждое утро мама водила

его в детский сад. Это был любознательный, жизнерадостный ребенок. Все

его вокруг радовало. Но однажды…

3. Анкета (родители-дети)

Домашнее задание:

Анкета «Какой я родитель» (задание на дом)

Раздать памятки

Таким образом, раннее формирование положительных эмоций - залог

становления личности, основа проявления познавательной активности.

Следующий лепесток нашего цветка - умственное здоровье.

"Хотите ли вы умного ребенка" – тема следующего сообщения. Слово

воспитателю  (технология ТРИЗ).

Одной из составляющих здорового образа жизни является рациональное

питание. Важнейший, жизненно необходимый компонент здорового

питания - витамины. Сегодня мы поговорим о витаминах, их роли в жизни

человека.

ВИТАМИНИАДА (школа здоровья для родителей)

Цель – формирование потребности в здоровом образе жизни, в

рациональном питании. Закрепление и расширение знаний о влиянии

витаминов на здоровье человека.

Конкурс «Ешьте овощи и фрукты - витаминные продукты»

(Презентация салатов. Частушки, песни, стихи.) 40

 

                                                                                                          Приложение 4

Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений  (из цикла тренинговых занятий Клуба заботливых родителей)

 Упражнение "Кто здесь собрался?"

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос

Упражнение "Сделай комплимент"

Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику,

как если бы это был ребенок. При этом нельзя повторять слова.

Вопрос для анализа: "Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к

ребенку, а не ко взрослому?".

  Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"

Родителям  предлагается  выбрать  из  набора  игрушек,  куда  входят

куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют свой выбор.

 Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что

они  –  дети.  Один  остается  за  кругом  –  это  взрослый.  Его  задача  –  убедить дошкольников  впустить  его  в  круг.  Для  этого  нужно  подобрать верный  тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

Что вы испытывали, выполняя это задание?

Легко ли было войти в круг?

 Упражнение "Угадай, чьи эти руки"

Один   из   участников   выходит   в   центр   круга   и   закрывает   глаза,

остальные  по  одному  подходят  к  нему  и  кладут  руки  на  его  ладони.  Задача участника  –  угадать,  чьи  эти  руки.  Таким  образом  формируются  две  группы: мягкие  и  строгие  родители.  Затем  основной  участник  объясняет,  на  какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел.

Упражнение дает  участникам группы прекрасный повод для обратной

связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.

 Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники  бросают  мяч  друг  другу  со  словами:  "Мне  кажется,  в

детстве  ты  был(а)…".  В  ответ  каждый  может  согласиться  или  опровергнуть высказывание.

Второй   вариант:   "Я   думаю,   в   детстве   ты   мечтал(а)…".   Здесь

участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве

или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

 Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для

этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца

пишет    по    букве    имени    ребенка.    Затем    родителям    предлагается

расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на

данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в

семье. Чаще  всего  даются  положительные  характеристики,  что  позволяет

видеть  в  ребенке  положительные  качества,  тем  самым  настраивать  его  на успех.   Также   игра   наводит   родителей   на   определенные   выводы   о

сформированности личности ребенка.

 Упражнение "Поводырь"

Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются

глаза  – он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по

помещению,  ведя  за  собой  напарника  и  обходя  препятствия.  

выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.

 Упражнение "Моя любимая игрушка"

Родители вспоминают их любимую игрушку:  как называлась и где

она сейчас.

Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".

Упражнение "Закончи предложение"

Воспитатель  начинает  предложение,  а  родители  по  очереди  его

продолжают.  Упражнение  дает  возможность  поделиться  друг  с  другом

опытом воспитания ребенка.

Пример:

Общение с ребенком – это…

Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…

Упражнение "Семейные заповеди"

Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил,

запретов,  привычек,  установок,  взглядов,  которых  придерживаются  все

члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное   упражнение   позволяет   сравнить   свои   представления   о

семейной жизни с представлениями других.

Вопрос  для  анализа:  "Какие  заповеди  вас  удовлетворяют,  а  какие

нет?"

 Упражнение "Подарок"

Родители  по  очереди  и  при  помощи  невербальных  средств  дарят

подарок  своему  соседу.  После  завершения  круга  каждый  говорит,  какой

подарок он получил.

                                                                                                      Приложение 5

Деловая игра  

«Психологическая готовность ребенка к школе»

Тема: «Психологическая готовность ребёнка к поступлению в школу».

Цель: определить наиболее важные характеристики готовности ребёнка к

школьному обучению. Научить родителей играм, развивающим у детей

произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю.

Способствовать сближению взрослых в игре.  

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагог-психолог и родители.  

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители и гости.

Игра

    Педагог-психолог: Недалеко то время, когда ваши дети покинут

дошкольное детство и поднимутся на следующую ступеньку своего развития-

поступления в школу. Но ни для кого не секрет, что ребёнок к этому моменту

должен быть готов как физически, так и психологически. В ДОУ эта подготовка ведётся в процессе организации ведущего главного вида деятельности детей 5-6 лет – игры. Подготовка к школе и игра – вещи не совместимые. Некоторые взрослые считают, что игра- это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребёнка к школе имеет игра?  

Значение игры в жизни ребёнка велико. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не

только окружающий мир, но и самого себя в этом мире. В игре ярко

проявляются особенности мышления, воображения ребёнка, его

эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Итак,

сегодня мы попробуем вспомнить, что же такое психологическая подготовка

ребёнка к школьному обучению. С помощью этих цветных палочек

 предлагаем разделиться вам по командам (на доске плакат с компонентами

психологической подготовки к школе). Поступление в школу – чрезвычайно

ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. В

этот день волнуются все – и родители, и сами дети, и педагоги детского сада.

Как там будет, сможет ли учиться?

Итак, первый вопрос: какими качествами должен обладать, на ваш взгляд,

«идеальный первоклассник»? Просим вас выбрать из определений,

записанных на листе, те качества, которыми на ваш взгляд, должен обладать

первоклассник. На выполнение этого задания отводится три минуты.

Участники выбирают, записывают на листах, сдают ведущему, который

анализирует, обобщает ответы: самостоятельность, крепкое здоровье, умение

общаться с детьми и взрослыми, застенчивость, адекватная самооценка,

эгоизм и демонстративность, высокая познавательная активность, умение

планировать и контролировать деятельность.  

       Педагог-психолог: Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная

тревожность – это результат того, что ребёнок не был готов к школе. Прежде

чем ответить на вопрос, что такое «психологическая готовность»,

познакомьтесь с информацией на плакате.  

На доске - плакат с компонентами психологической готовности.  

     Педагог-психолог: Традиционно выделяют три аспекта школьной

зрелости: интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-

психологическую.  

      Интеллектуальная зрелость.

Долгое время об уровне развития ребёнка судили по количеству накопленных

им знаний. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные

умения и навыки, т.е. умение писать и считать – это единственные показатели

интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Интеллектуальная подготовка

к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний,

умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование

восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания,

проблемно-поисковой деятельности. Важнейшими показателями уровня

подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие,

умение выделять фигуру из фона, память, способность концентрировать

внимание, воображение, наглядно-образное и словесное мышление: умение

элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и

явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить

различия и сходства, делать простейшие выводы обобщения.

       Игра с участниками «Зуб мудрости».

На игровом поле лежат конверты, в которых написаны задания. За правильное

выполнение  задания  команде  начисляется  один  балл,  а  на  игровое  поле

ставится  «зуб  мудрости»  –  конус.

      Социально-психологическая  готовность.  Подготовка  ребёнка  к  школе

 

включает  формирование  у  него  готовности  к  принятию  новой  социальной

позиции  –  положению  школьника,  имеющего  круг  обязанностей  и  прав.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками

и  умение  подчинять  своё  поведение  законам  детских  групп,  способность

понимать  роль  ученика.

 

          Игра «Устами младенца»  Одним  из  важных  условием  благополучного  начала  обучения  в  школе является  сознательное  стремление  ребёнка  к  школе,  т.е.  сформированность школьной   мотивации.   Она   включает   в   себя:   наличие   познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных     заданий);     понимание     необходимости     учения     как обязательной    ответственной    деятельности;    эмоционально-благополучное отношение к школе. Возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется   способом   подачи   о   ней.   Важно,   чтобы   сообщения   детям сведений о школе были не только понятны, но и прочувствованы и пережиты им.  

        Эмоционально-волевая   готовность.   Жизнь   будущего   школьника

предъявляет большие требования к воле ребёнка. Надо вовремя встать, успеть в  школу  точно  до  звонка,  нужно  выполнить  многие  правила  на  уроке.  И каждое  такое  правило,  каждое  «надо»  требует,  чтобы  ребёнок  подчинял  им свои действия, желания, умел сдерживаться и контролировать своё поведение. Волевая  готовность  предполагает,  что  ребёнок  способен  поставить  цель, принять   решение,   наметить   план   действий,   исполнить   его,   проявить определенное  усилие,  оценить  результат.

          Игра « Построй башню».

 Произвольность-  это  умение  детей  сознательно  подчинить  свои  действия

правилу,  ориентироваться  на  заданную  систему  требований,  внимательно

слушать  говорящего  и  точно  выполнять  задания,  предлагаемые  в  устной

форме, самостоятельно  выполнять требуемое задание по заданному образцу.  

         

Физическая готовность. Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым,  

иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного

дня.  Тонкая  моторика  –  это  разновидность  движений,  в  которой  участвуют мелкие     мышцы.     Эти     движения     требуют     специального     развития.

    Тест «Рука-ребро-кулак».

 Развитие   тонкой   моторики   ребёнка   связано   с   его   общим   физическим развитием.    Поэтому    ребёнку    необходимы    разнообразные    физические упражнения,  занятия  физкультурой.

     Танец «Летка-енька».

 Мы рассмотрели отдельные компоненты психологической готовности ребёнка к  школе.  Однако  не  будем  забывать,  что  все  структурные  компоненты психологической готовности ребёнка связаны между собой. И для того, чтобы малыш  благополучно  привык  к  новым  условиям  и  учился  с  радостью, родителям  необходимо  придерживаться  рекомендаций  врачей  и  педагогов, соблюдать  распорядок  дня,  воспитывать  доброжелательное  отношение  к детям   и   взрослым.   Обстановка   в   семье   должна   быть   спокойной.   Не поддавайтесь  эмоциям,  они  плохие  советчики.  От  вашего  отношения  к ребёнку  и  его  проблемам  во  многом  зависит  будущее  растущего  человека. Только     внимание,     терпение     и     желание     помочь     принесут     успех.

Релаксация.

 

 

                                                                                                        Приложение 6

Анкеты для выявления уровня педагогической культуры родителей

 1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное

подчеркнуть):

•  слушаете передачи по радио и телевидению;  

•  посещаете лекции для родителей;  

•  на основе рекомендации психологов;  

•  используя жизненный опыт;  

•  читаете педагогическую литературу.  

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными

(нужное подчеркнуть):

•  поощрение;  

•  наказание;  

•  требование;  

•  убеждение;  

•  приучение.  

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное

подчеркнуть):

•  словесная похвала;  

•  подарки;  

•  ласки.  

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное

подчеркнуть):

•  физическое наказание;  

•  словесная угроза;  

•  лишение развлечения;  

•  проявление вами обиды  

 

                                                                                                        Приложение 7

                                   АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

•            Ф.И.О.__________________________________________________  

•  Возраст _________________________________________________  

•  Место работы____________________________________________  

•  Состав семьи (кто совместно проживает, возраст, образование,

профессия)______________________________________________________  

5. Жилищные условия (отдельная квартира, общежитие и т.д.). _________

_______________________________________________________________

_

6. Материальное положение семьи (удовлетворительное,

неудовлетворительное)

_______________________________________________________

7. Увлечение родителей:

отец _______________________________________________________

мать_______________________________________________________

и др._______________________________________________________

8. Как Вы представляете себе участие в жизни группы? (никогда, по мере

необходимости, иногда, постоянно помогаю)_____________________

 

9. Как Вы представляете себе работу родительской команды в

дошкольном учреждении?

___________________________________________

10. Какие трудности испытываете в воспитании Вашего ребенка? __

_______________________________________________________________

11. Какие консультации по воспитанию хотели бы получить? ______

_______________________________________________________________

_

12. Каким опытом семейного воспитания могли бы Вы поделиться?_

_______________________________________________________________

_

13. Ваши пожелания._________________________________________

 

 

 

                                                                                                        Приложение 8

Тест "Какой вы родитель"  

Инструкция. Какой вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот

вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те

фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми: Баллы  

1. Сколько раз тебе повторять? 2

2.Посоветуй мне, пожалуйста.  1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1  

4. И в кого ты только уродился? 2  

5. Какие у тебя замечательные друзья! 1  

6. Ну на кого ты похож (а)? 2  

7. Я в твоё время! 2  

8. Ты моя опора и помощница 1  

9. Ну что за друзья у тебя? 2  

10. О чем ты только думаешь?! 2  

11. Какая ты у меня умница! 1  

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1  

13. У всех дети как дети, а ты...  

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! 1  

Оценка результатов  

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-6 баллов,

значит, живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас, ваши

отношения способствуют становлению его личности.  

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях во

взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках

перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.  

 

9-10 баллов: вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие

подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над

этим.

                                                                                                        Приложение 9

Консультация для родителей по подготовке детей к лёгкой адаптации

1.          Расскажите  ребенку,  что  такое  детский  сад,  зачем  туда

ходят  дети,  почему  вы  хотите,  чтобы  малыш  пошел  в  детский  сад.

Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое.  

Например:  «Детский  сад  это  такой  красивый  дом,  куда  мамы  и

папы  приводят  своих  малышей.  Я  хочу,  чтобы  ты  познакомился  и

подружился  с  другими  детьми  и  взрослыми.  В  саду  все  приспособлено

для  детей.  Там  маленькие  столики  и  стульчики,  маленькие  кроватки,

маленькие   раковины   для    умывания,   маленькие   шкафчики,   много

интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с

этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти

на работу мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский

сад,  чтобы  тебе  тоже  было  интересно.  Утром  я  отведу  тебя  в  сад,  а

вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я

расскажу тебе, что  у меня интересного на работе. Многие мамы и папы

хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе

повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к

этому. Купить все необходимые вещи, приготовить "радостную коробку",

выучить имена воспитателей и правила детского сада».

2.          Когда   вы   идете   мимо   детского   сада,   с   радостью

напоминайте  ребенку  о  том,  как  ему  повезло  -  осенью  он  сможет  сюда

ходить.  Рассказывайте  родным  и  знакомым  в  присутствии  малыша,  что

гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

3.          Поговорите  с  ним,  как  со  взрослым.  Объясните,  что  он

будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много

новых и интересных игрушек.

4.          Расскажите  ему,  что  взрослые  тети,  с  которыми  он  там

встретится,  будут  играть,  петь  и  танцевать  с  ним,  читать  ему  книжки,

рассказывать сказки и всегда во всем помогут.

5.          Скажите,    что    теперь    по    утрам    вся    семья    будет

отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат

или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа

придут за ним и заберут домой.

6.          Познакомьтесь  с  будущей  воспитательницей,  нянечкой.

Обязательно  скажите  воспитателю,  а  лучше  оставьте  ему  письменную

памятку,  где  перечислите:  нелюбимые  блюда,  продукты  и  лекарства,

вызывающие  аллергию;  прививки,  от  которых  у  ребенка  медицинский

отвод; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.  58

 

7.          Подробно  расскажите  ребенку  о  режиме  детского  сада:

что,  как  и  в  какой  последовательности,  он  будет  там  делать.  Чем

подробнее   будет   ваш   рассказ   -   тем   спокойнее   и   увереннее   будет

чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у

малыша,   запомнил   ли   он,   что   будет   делать   после   прогулки,   куда

складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет

делать     после     обеда.     Вопросами     такого     рода     Вы     сможете

проконтролировать,  хорошо  ли  ребенок  запомнил  последовательность

событий.  Малышей  пугает  неизвестность.  Когда  ребенок  видит,  что

ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он

чувствует себя увереннее.

8.          Постепенно,  в  течение  лета,  подстраивайте  режим  дня

ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего

вставания  -  не  позднее  восьми  часов  утра.  После  обеда  ваш  малыш

должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с

игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.

9.          Полезно научить  пользоваться горшком.  Отучить  его от

еды     из     бутылочки     с     соской.     Постарайтесь     научить     малыша

самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

10.        Поговорите  с  ребенком  о  трудностях,  которые  могут

возникнуть  у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он

сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты

захочешь  пить,  подойди  к  воспитателю  и  скажи:  "Я  хочу  пить",  и

воспитатель  нальет  тебе  воды.  Если  захочешь  в  туалет,  скажи  об  этом

воспитателю".

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его

первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет

много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете

сказать  малышу:  "Воспитатель  не  сможет  помочь  одеться  сразу  всем

детям, поэтому тебе придется немного подождать".

11.        Научите    ребенка    знакомиться    с    другими    детьми,

обращаться  к  ним  по  имени,  просить,  а  не  отнимать  игрушки,  в  свою

очередь, предлагать игрушки другим детям.

12.        Приготовьте      вместе      с      ребёнком      "радостную

коробочку", складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие

игрушки,  которые  остаются  привлекательными  для  вашего  ребёнка  и,

уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные

салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками

и т.д.  

13.        Познакомьтесь   с   другими   родителями   и   их   детьми.

Называйте  других  детей  в  присутствии  вашего  малыша  по  именам. Спрашивайте  его  дома  о  новых  друзьях.  Поощряйте  обращения  вашего

ребенка  за  помощью  и  поддержкой  к  другим  людям.  Чем  лучше  будут

ваши  отношения  с  воспитателями,  с  другими  родителями  и  их  детьми,

тем легче будет вашему ребенку.

14.        Вводить  ребёнка  в  новую  ситуацию  надо  постепенно.  В

первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не  уходите

сразу.  А,  расставаясь,  обязательно  скажите,  что  вернётесь  за  ним.  Как

правило,   многие   дети   через   несколько   дней   привыкают   к   новым

условиям.

15.        Когда  ваш  сын  или  дочь  впервые  отправятся  в  сад,  не

забудьте  дать  ему  с  собой  свою  игрушку:  привычная  теплая  вещь,

пахнущая  домом,  будет  действовать  на  малыша  успокаивающе,  это  для

него частичка дома, частичка безопасности.

16.        Не   забудьте   так   распланировать   свое   время,   чтобы

полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны

помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике.

17.        На  первых  порах  постарайтесь  уделять  вашему  малышу

тройное  внимание  дома  и  на  прогулках,  напоминайте  вечером  ему  о

садике,  о  ребятах,  о  воспитательнице.  Самое  главное  -  не  бойтесь  слез

ребенка,  ведь  он  пока  не  может  реагировать  иначе!  Не  раздражайте

ребенка   своими   слезами   и   нервозностью.   Многие   мамы   не   могут

сдержать  эмоций  при  расставании  с  ребенком  утром,  когда  ребенок

уходит в группу. Если  у мамы не получается  быть выдержанной, лучше

доверить папе отвести ребенка в садик.  

18.        Постарайтесь   быть   терпимыми   в   период   адаптации

ребенка   к   ДОУ,   не   жалейте   времени   на   эмоционально-личностное

общение  с  ребенком,  поощряйте  посещение  детского  сада  ребенком.

Помните,  что  детский  сад  -  это  первый  шаг  в  общество,  импульс  к

развитию знаний ребенка о поведении в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рабочей программы,  позволит обеспечить ее эффективность,...

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. План работы с родителями на год в Подготовительной группе....

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО

laquo;В    дошкольные   годы  ребенок  почти полностьюидентифицируе      себя    с   семьей,    открывая ...

План работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников в первой младшей возрастной группе

Представленный материал может быть использован педагогами при планировании и организации работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников в первой младшей возрастной гру...

План взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР

К области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики относятся: формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенк...