Формирование навыков счета посредством ментальной арифметики
статья (старшая группа)
В данной стать указан метод формирования навыков счета с помощью ментальной арифметики в средней группе. В результате применненой методики выявлено быстрое запоминание состава числа, сформированные вычеслительные навыки до 10 без перехода через 5, за первые 4-5 месяцев. Автор высказал мнение о том, что ментальная арифметика может дать толчек в успешности ребёнка начиная с 5 лет если с ним заниматься.
Ключевые слова: ментальная арифметика, абакус, навык счета, средняя группа, развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков счета посредством ментальной арифметики.
Обучение навыкам счёта детей в среднем дошкольном возрасте актуально по нескольким причинам:
- Закладывается основа для последующего развития счётной деятельности. В этом возрасте дети учатся счёту до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами.
- Математические задачи и упражнения со счётом учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем мире.
- Овладение знаниями о числе и счёте позволяет детям перейти к новому виду деятельности — арифметическим вычислениям.
- Успешная сформированность счётной деятельности в дошкольном возрасте стимулирует дальнейшее активное развитие умственных способностей, которые в свою очередь будут благоприятствовать освоению школьной программы.
Кроме того, обучение счёту в игровой и занимательной форме помогает детям легче и быстрее освоить не только счёт, но и решение задач, упражнение в сравнении множеств и различных величин. Это есть в ментальной арифметики, играя с косточками на абакусе дети быстрее запоминают состав числа, т.к постоянно наглядно видят как меняется число.
Ментальная арифметика представляет собой метод устного счета, который позволяет оперировать большими числами в уме, выполняя быстрые операции сложения, вычитания, умножения и деления.
Чтобы научиться быстро считать в уме, нужно освоить специальные техники счета. Попробуйте, например, вычесть 389 из 812 без использования бумаги. Звучит сложно, верно? Однако с помощью ментальной арифметики и действий своих рук это можно сделать быстро и без особых усилий.
Известно, что у человека правое полушарие, отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работа двух полушарий даёт огромный потенциал для развития детей. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг.
Методика позволяет развить интеллектуальные способности ребенка, используя специальные счеты – абакус.
Доказано что, возраст детей 4-6 лет самый подходящий, чтобы начать заниматься ментальной арифметикой. Именно в этом возрасте мозг более гибкий в плане запоминания.
Занятия проводим не более двух раз в неделю, продолжительностью 30 мин. В них входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа, самостоятельная деятельность, разминка, логические игры и задания.
Через год–полтора, в некоторых случаях – два, дети вполне способны самостоятельно вычислять в уме различные задачи.
Программа обучения ментальной арифметике, основанная на системе устного счёта с помощью арифметических вычислений на Абакусе, может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования.
Как формируются навыки счета?
Работа с абакусом
На первом этапе дети учатся выполнять арифметические операции с помощью абакуса. Это помогает им понять принципы счета и развить мелкую моторику.
Подготовка к овладению искусством счёта на абакусе предполагает следующее:
- Уверенное владение навыком работы с числами на счетах.
- Освоение навыков сложения и вычитания.
- Выполнеие логических задач на состав числа(домики, бабочки, кораблики, ёлочки и многое другое)
Принцип счёта на современном абакусе такой же, как и на его древнем предшественнике — соробане. Чтобы научиться быстро и точно считать на абакусе, следует придерживаться нескольких простых правил:
- Числа на абакусе формируются слева направо.
- Нижние костяшки представляют числа от 1 до 4, а верхняя «небесная» костяшка обозначает число 5.
- Каждая спица соответствует определённому разряду чисел, от единиц до миллионов и так далее, в зависимости от размеров счётной доски.
Во время счета на абакусе костяшки перемещаются от внешней рамки к внутренней планке. Например, для отображения числа 2 нужно поднять две косточки. Для числа 8 проводятся следующие действия: сперва опускается кулачек костяшка (для получения 5), затем поднимаются три костяшки (получаем 3, в сумме с 5 можно получить цифру 8).
Визуализация
После освоения абакуса дети начинают представлять его в уме. Они мысленно двигают костяшки, выполняя вычисления. Этот этап развивает воображение и концентрацию.
Автоматизация счета
Постепенно дети переходят к выполнению расчетов без использования абакуса. Они начинают быстро и точно считать в уме, даже с большими числами.
В ментальной арифметике присутствует несколько формул для освоения счета. Так называемая дружба. Например чтобы добавить к 4 косточкам 1 мы должны знать состав числа 5 и тогда опуская 5 мы убираем 4. Формулы есть от 5 до 9. Когда дети изучат эти формулы они смогут свободно решать любые примеры на сложени и вычитание.
Преимущества ментальной арифметики
Развитие памяти и внимания. Регулярные занятия ментальной арифметикой улучшают способность запоминать информацию и концентрироваться на задачах. Этому способствует работа на абакусе, а тк же дополнительные задания на логическое мышление:
-Таблица Шульта (выполнение на время)
-Лабиринты (выполнение на время)
-Созвездие (выполнение на время)
- Запоминание слов ( увиличивание слов, техника составления рассказа)
- 4 лишний
- работа с флеш картами
И многое другое.
Дети, занимающиеся ментальной арифметикой, показывают более высокие результаты не только в математике, но и в других видах образовательной деятельности.
Развитие творческого мышления
Благодаря активации правого полушария, дети становятся более креативными и способными находить нестандартные решения.
Те кто занимались ментальной арифметикой, успешно выступили на соревнованиях по работотехнике на региональном этапе заняли 2 место.
Умение быстро считать в уме повышает самооценку ребенка и помогает ему чувствовать себя уверенно в школе и в жизни. Без помощи тренира она самостоятельно конструировали роботов, быстро запоминали алгоритм програмирования роботов.
Заключение
Ментальная арифметика — это не просто способ научиться быстро считать. Это мощный инструмент для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Благодаря этой методике дети не только осваивают математику, но и учатся мыслить нестандартно, что является важным навыком в современном мире. За 4-5 месяцев воспитанники могли свободна решать примеры в 4-5 действий без помощи абакуса. Быстрее стали решать логические задачи и выполнять задания на развитеие мышления и памяти.
Что касается минусов, можно выделить следующие:
Не каждый ребёнок может начать считать ментально. На самом деле, как только абстрактный счёт уже сформировался у ребёнка, вероятность того, что он действительно будет пытаться считать иначе и сложит те же пять плюс два на ментальном соробане, а не абстрактными величинами в уме, снижается кратно. Занятия ментальной арифметикой для такого ребёнка всё ещё будут полезны в качестве инструмента развития памяти и логики, но собственно скорость устного счёта и воображение в таких случаях развиваться не будут.
Ментальная арифметика решает только задачи, направление на счет. Если ребёнок отстаёт по математике из-за того, что не может решать задачи, так как не понимает условия, правила или схемы, ментальная арифметика никак ему не поможет. Важно понимать, для покрытия какой потребности ребёнок идёт учиться ментальной арифметике.
Аннотация
В данной стать указан метод формирования навыков счета с помощью ментальной арифметики в средней группе. В результате применненой методики выявлено быстрое запоминание состава числа, сформированные вычеслительные навыки до 10 без перехода через 5, за первые 4-5 месяцев. Автор высказал мнение о том, что ментальная арифметика может дать толчек в успешности ребёнка начиная с 5 лет если с ним заниматься.
Ключевые слова: ментальная арифметика, абакус, навык счета, средняя группа, развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания посредством игр на развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет
Статья на развития мелкой моторики у детей 3-4 лет для развития навыков самообслуживания....

Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.
21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество и...

Презентация "Формирование навыков счета в пределах 10" (подготовительная группа)
Презентация "Формирование навыков счета в пределах 10" (подготовительная группа)...
Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»
Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...
Формирования навыков счета посредствами дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Важным условием успешной работы педагога со старшими дошкольниками с ТНР является гибкость в выборе форм обучения. Дидактическая игра является одним из способов формирования счетной деятельности. Она ...

Дидактическая игра для формирования навыков счета "Собери конфетки"
Целью игры является обучение детей соотнесению записи чисел цифрами от 1 до 10 с количеством предметов...

Метадическая разработка " Формирование навыков самообслуживания посредством развития моторики у детей младшей группы раннего возраста"
Данный проект предназначен для детей 2-3 года...