Проект "Матрешка символ России"
проект (средняя группа)

Федоровская Светлана Александровна

Познавательный проект - история русской  игрушки. Матрешка символ России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2025 год

Познавательный проект

"История игрушек.

Матрешка – символ России."

Картинки по запросу Матрешка – символ России

Подготовила и провела:

воспитатель

Федоровская С.А

Познавательный проект

"История игрушек. Матрешка – символ России."

Данный проект "История игрушек. Матрешка – символ России" рассчитан на возврат 5-6 лет.

Актуальность данного проекта:

        Дети ежедневно сталкиваются с различными игрушками, и с каждым днем желание играть с ними сменяется на желание поиграть в планшет или компьютер. С помощью данного проекта, мне хотелось бы донести до детей значимость игрушки, и как важно, чтобы дети играли ими. Хотелось бы рассказать историю появления игрушек. Ведь все были детьми, но мы не задавали себе вопрос: «Откуда появились игрушки?», «Кто их придумал?», «Какая была первая игрушка?» и т.д. В ходе данного проекта, я надеюсь, мы узнаем ответы на все интересующие нас вопросы.

Цель: Воспитание любви и бережного отношения к игрушкам. Формирование интереса у детей к истории игрушек.

Задачи:

- Познакомить детей с историей появления игрушек и различными видами игрушек.

- Исследование игрушек и установление материала из, которого она изготовлена.

- Формировать у детей представление о роли игрушки в жизни человека.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушке.

- Рассмотреть игрушку «Матрешку», как символ нашей Родины – России.

- Развивать творчество, воображение, фантазию.

- Создать условия для развития творческих способностей детей.

- Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.

- Познакомить детей с различными художественными произведениями об игрушках.

- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду: оформление мини-музея «История игрушки», создание лэпбука «История игрушек. Матрешка – символ России».

Вид проекта:

по количеству участников - коллективный

по приоритету метода - познавательный

по направлению - информационно-творческий

по продолжительности - краткосрочный (1 неделя. С 18.08- 22.08))

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы проекта: 

  • игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;
  • словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
  • практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,
  • наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; оформление мини-музея.


Предполагаемый результат: 
- дети узнали об истории появления игрушек;

- научились классифицировать игрушки по материалу: мягкие, резиновые, пластмассовые, деревянные, глиняные, соломенные, фарфоровые и т.д.;

- научились классифицировать игрушки по назначению: развивающие, обучающие, коллекционные, сувенирные и т.д.;

- умеют правильно и бережно обращаться с игрушками.

- знают о том, что любая игрушка требует уход;

- владеют понятием «Магазин игрушек», «Завод по изготовлению игрушек»;

- читают любимые произведения из цикла «Игрушка» А.Барто;

- оформления мини-музея «История игрушек».


Этапы проекта:

        1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми , выбор оборудования и материалов.  Подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи: 

- определить актуальные знания детей об игрушках;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

- планирование проектной деятельности по теме «История игрушек. Матрешка – символ России» опираясь на методическую литературу;

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;

- составление плана взаимодействия с детьми.

        2 этап – Реализация плана совместных мероприятий ,через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:

- создание проблемной ситуации;

- развивать выразительность речи;

- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности; 

- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;

- воспитывать аккуратность при работе с книгой.

План совместных мероприятий

1 день

"История игрушек: соломенная, деревянная и глиняная игрушки.

Потешные игрушки"

  • Рассказ воспитателя об истории появления игрушек - "Соломенная кукла"
  • Проговаривание чистоговорок «Игрушки»
  • Комплекс утренней гимнастики «Матрешки»
  • Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»
  • Настольная игра кубики из серии "Игрушки" по стихотворениям А.Барто.
  • Физминутка между занятиями "Мои любимые игрушки"

  • Чтение стихотворения по теме недели: Ольги Высотской  «Веселый поезд»
  • Гимнастика после сна «Любимые игрушки»
  • Индивидуальная работа по вырезанию из бумаги: Вырезание "Неваляшек"

2 день

"История игрушек:

Сергиево Посадские, Полхово-майданские и Дымковские игрушки "

  • Рассказ воспитателя о глиняных и деревянных игрушках: Сергиево Посадские, Полхово-майданские и Дымковские игрушки.
  • Работа с пластилином по теме недели: лепим "Неваляшек"
  • Чтение и заучивание стихов А.Барто из серии «Игрушки»
  • Комплекс утренней гимнастики «Матрешки»
  • Проговаривание чистоговорок
  • Дыхательная гимнастика: «Игрушка за шторкой»
  • Пальчиковая гимнастика: «Игрушки», «Есть игрушки у меня»
  • Физминутка между занятиями "Мои любимые игрушки"

  • Чтение художественной литературы:  "Сказка про Зайку, от которого сбежали игрушки" (Сказка про зайку для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи).
  • Гимнастика после сна «Любимые игрушки»
  • Изготовление одежды для бумажной куклы «Вырезание»

3 день

" История появления первой куклы. Тряпичная и фарфоровая куклы"

  • Рассказ воспитателя об истории появлении первой куклы. рассмотрение разновидностей кукол: тряпичная, фарфоровая и т.д.
  • Индивидуальная работа с детьми по ФЭМП: Дидактическая игра "Мишки и машинки"
  • Игра на развитие навыков общения «Пресс-конференция» (тема: Моя любимая игрушка)
  • Музыкальная игра "Танцуй моя кукла"
  • Аппликация "Машинка"
  • Комплекс утренней гимнастики «Матрешки»
  • Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзинке»
  • Физкультминутка между занятиями "Кукла"
  • ООД Развитие речи: Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
  • Чтение стихотворений об игрушках: В.Берестов "В магазине игрушек", "больная кукла"; Е.Ранеева "А игрушки не растут"; Э.Успенский "Берегите игрушки".
  • Гимнастика после сна «Любимые игрушки»
  • Дыхательная гимнастика: «Куклина прическа»
  • Чтение  сказки «О сломанных игрушках»
  • Подгрупповая работа по лепке: Лепка «Дымковской игрушки»

4 день

"Матрешка - символ России"

  • Презентация об игрушке "Матрешка".  Создатели матрешки. Почему куклы назвали Матрешкой? Почему матрешка - символ России? Виды матрешек (Сергиево Посадская, Вятская, Полхово-майданская и Семеновская).
  • Слушание песни "Русские матрешки" (А. Яранова, Д. Князев).
  • Индивидуальная работа по развитию монологической и диалогической речи: Рассказ-закрепление "Игрушки".
  • Дыхательная гимнастика: «Куклина прическа»
  • Упражнение по развитию речи: «Чистоговорки»
  • Пальчиковая гимнастика: «Матрешки»
  • Комплекс утренней гимнастики «Матрешки»
  • Составление и отгадывание загадок об игрушках
  • Дидактическая игра "Матрешки в лесу"
  • Физкультминутка между занятиями "Нарядные Матрешки"
  • Просмотр видеофильма "Создание матрешки"
  • Гимнастика после сна «Любимые игрушки»
  • Игры на развитие словаря «Круг доверия» ("Моя любимая игрушка")
  • Индивидуальная работа с детьми по ФЭМП: Дидактическая игра "Мишки и машинки"

        3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи: 

- развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;

- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности

- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

- оформление мини-музея "История игрушки"

- создание интерактивной папки (лэпбук) "История игрушки. Матрешка - символ России".


В ходе реализации проекта «История игрушек. Матрешка – символ России» предполагаемые результаты были достигнуты:
- в результате проекта дети познакомились с историей появления различных игрушек.
- выполнили различные задания по тематике проекта;

- дети научились бережно обращаться с игрушками;
- дети просмотрели ряд презентаций и обучающих видеофильмов;

- познакомились с новыми художественными произведениями по теме проекта;
- оформили мини-музей "История игрушки"

- подготовлен ряд дидактических игр, которые систематизированы в интерактивной папке " История игрушек. Матрешка – символ России".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной           осно...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшей группы «Символы России» (неофициальные символы России)

Сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....