«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте — это про любовь к семье, к родному краю, к стране.
Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».
«Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте — это про любовь к семье, к родному краю, к стране.
Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время». Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город, посёлок – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим городом, своим посёлком, своей страной. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.; – обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить:
Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город, посёлок? Что может означать название нашего города? Используйте такие выражения:
Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы. Это было очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете; – используйте доступную детям лексику.
Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, достойному гражданину.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков. Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика, их подвигов.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Дети рассматривают и лепят глиняную посуду и предметы обихода, украшают их росписью. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи. Чем интереснее и целенаправленней воспитатель организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
Реализуя поставленные задачи, наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомятся с ними, рассматривют, изучают. А позже и сами приобщаются к изготовлению и украшению этих предметов: лепят игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывают ложки, матрешек.
Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. А старшие дошкольники знакомятся с историей возникновения куклы, материала из которого она изготавливается, а затем как настоящие мастера расписывают их.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами творческих выставок. В преддверие любого праздника оформляются выставки рисунков: «Моя любимая мамочка» (к 8 марта), «Наши защитники» (к 23 февраля), «Этих дней не смолкнет слава» (к 9 мая) и т. д., поделок из различных материалов: (выставка работ «Осенние фантазии», к новогоднему празднику творческая выставка «Символ года» и т.д.).
В мини-музее «Русская изба» дети знакомятся с культурой своего народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким было отношение к матери и отцу, вообще в семье. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям народов Башкортостана"
Реферат по патриотическому воспитанию....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края
Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями. Развивать интерес к прошлому своего края; развивать познавательную активность, логическое мышление, вообр...

Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимостьсемьи в жизни человека, детей.Задачи:▪ объединение усилий детского сада ...

Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".
#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...

Консультация для педагогов. «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».
laquo;Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте — это про любовь к семье, к родному краю, к стране. Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мат...
