«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бойчак Лариса Александровна

«Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте — это про любовь к семье, к родному краю, к стране.

    Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.                            

 «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».

«Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте — это про любовь к семье, к родному краю, к стране.

    Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.                                    Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».                                                                                                                                                     Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.                         Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.                Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне.                                                          Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.                                                                  Затем нужно подводить к пониманию того, что город, посёлок – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим городом, своим посёлком, своей страной.                                                                                                Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.;                                                       – обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить:

      Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город, посёлок?                                                                                                                   Что может означать название нашего города?                                   Используйте такие выражения:

   Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы.                                                                                                               Это было очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете; – используйте доступную детям лексику.  

     Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, достойному гражданину.                                                                            

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.                                                               Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика, их подвигов.

     Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Дети рассматривают и лепят глиняную посуду и предметы обихода, украшают их росписью.                                                                 На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество.                                                                               Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи.                   Чем интереснее и целенаправленней воспитатель организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.  

    Реализуя поставленные задачи, наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта.    Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомятся с ними, рассматривют, изучают. А позже и сами приобщаются к изготовлению и украшению этих предметов: лепят игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывают ложки, матрешек.                                                                                            

  Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички.                                                                                                                         А старшие дошкольники знакомятся с историей возникновения куклы, материала из которого она изготавливается, а затем как настоящие мастера расписывают их.                                                                                                              

     Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.    

    Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.                                 В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.                                                                                                      В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.                                                  

    Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств.                                Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.                      

   Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами творческих выставок.                         В преддверие любого праздника оформляются выставки рисунков: «Моя любимая мамочка» (к 8 марта), «Наши защитники» (к 23 февраля), «Этих дней не смолкнет слава» (к 9 мая) и т. д., поделок из различных материалов: (выставка работ «Осенние фантазии», к новогоднему празднику творческая выставка «Символ года» и т.д.).  

    В мини-музее «Русская изба» дети знакомятся с культурой своего народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким было отношение к матери и отцу, вообще в семье.                                                                                                                Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.                                                                                                                                       А это сегодня очень важно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями.  Развивать интерес к прошлому своего края; развивать  познавательную активность, логическое мышление, вообр...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимостьсемьи в жизни человека, детей.Задачи:▪ объединение усилий детского сада ...

Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".

#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...

Консультация для педагогов. «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».

laquo;Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте — это про любовь к семье, к родному краю, к стране.    Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мат...