Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края
методическая разработка

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»

В. Орлов

Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Баевский д/с «Чипайне»

Воспитатель: Качагаева Г.М.

Тема моего выступления: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края.

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»

В. Орлов

Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Мы, педагоги постоянно задаемся этим вопросом.

Человек, как личность, формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно- нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.  Мы можем воспитать любовь и уважение к Родине, если сами помним и чтим традиции и обычаи родного края, знаем историю и фольклор своей страны.

 Наш детский сад, работая над вопросами нравственно-патриотического воспитания опирается на региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём».  И с каждым годом накопляем богатейший материал по данному направлению, основа которого составляет воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций.

 Работа по патриотическому воспитанию включает следующие задачи:

Основные задачи:

1. дать первоначальное представление о культуре родного края во всем ее многообразии через развитие исторической памяти с помощью творческих способностей воспитанников.

2. способствовать воспитанию целостной эстетической культуры художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории и культуры родного села.

Решаются так же сопутствующие задачи:

-Развивать интерес и воспитывать чувство любви к национальной культуре родного края, народному творчеству, обычаям.

-формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в предметах быта, в традициях и обычаях)

-воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия

- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу, республике, стране.

-Познакомить с интересными людьми села, прославившими его 

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разных форм работы через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. В работе затронуты все образовательные области и все адекватные возрасту формы работы с детьми.

1. Социально-личностное развитие.

Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Мой дом – моя крепость», «Экскурсия по селу» и т. д.

2. Познавательно-речевое развитие:

Целевые прогулки по улице Нефедова, в гости к ткачихе Р.С.Кудашкиной, природа нашего села, экскурсии по памятным местам села, посещение музея им. С. Д. Эрьзи, памятника погибшим воинам ВОВ 1941-1945г. Дети старшей группы составляли рассказы на темы: «Моя семья самая дружная », «Моё любимое село»

Знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родной Мордовии.

В течение года мною был реализован проект «Духовно- нравственное воспитание через краеведение», на тему: «Путешествие с Алдуней по родному краю»

В рамках проекта были проведены мероприятия «Коляда», «Светлая Пасха «Интерактивное занятие Мой край-Мордовия»,  «Березовый край России».

Для знакомство с бытом в садике  создан мини –музей, которую с большим интересом посещают воспитанники.

Для внимания детей и родителей была предоставлена презентация на тему: «Знаменитые люди села», где дети узнали не только о  знаменитом скульпторе С.Д.Эрьзя, но и об оперном певце Н.Ф.Рузавин, о герое Социалистического труда Иван Степановиче Китайкин и др.

В теме, посвященном Дню Победы участвовал весь коллектив детского сада. Мы учили детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них ; формировали представления о героях войны.. Вместе с воспитателями и музыкальным руководителем организовала концерт ко дню Победы. Воспитанники нашего сада вместе с родителями принимали участие в параде Победы .

3.Музыкальное развитие

Вместе с музыкальным руководителем, организовывала развлечения и праздники с фольклорной тематикой, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, инсценировала хороводы, песни. С детьми разучила песню «Кавто церат тикше ледить», Вай Ванине,Ванине» , вместе с воспитателями  групп разработала сценарий мероприятия «Я песнь тебе пою, Мордовия моя!

Пополнили копилку танцевального мастерства новой танцевальной зарисовкой «Масторава» под мордовскую народную песню «Вай вали ,Вали».

4. Художественно-эстетическое направление

Благодаря тесному сотрудничеству детей, воспитателей и родителей было оформлено огромное количество выставок.

Для реализации задач нравственно - патриотического воспитания в нашем детском саду созданы все  необходимые современные условия.

В группах оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, фотовыставки: «Знай историю своего села», выставки рисунков «Моё село», подобраны книги о нашей республике, тематические папки «Животный и растительный мир нашей республики», «Люди, которыми мы гордимся».

5. Физическое развитие

Вместе с инструктором по физической культуре на занятиях дети знакомятся с мордовскими играми.

Работа в данном направлении и  расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого мы составили план работы, благодаря которому старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:

-Провели анкетирование, беседы, родители вместе с детьми делали стенгазеты, папки-передвижки.

- Я, как воспитатель, подготовила презентацию по истории  и знаменитых людях нашего села. Бесценная копилка нашего исторического прошлого, неотъемлемая часть краеведческого материала, которая благодаря талантливым составителям дает уникальную возможность прикоснуться к прошлому села и воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и

т. д.)можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного села. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свою малую родину

В текущем учебном году мы приняли активное участие в 3 Всероссийской олимпиаде по эрзянскому языку и культуре «Эрий вал», приуроченной памяти создателя первого букваря Авксентия Филипповича Юртова. Мы заняли первое место в номинации «Эрзякс марямга», где воспитаница  Катя Аверьянова прочитала стихотворение Петр Гайни «Чачома край».

Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

Мы гордимся своим родным краем. Педагогический коллектив будет продолжать работу по нравственно- патриотическому воспитанию в тесном содружестве с родителями, работниками библиотек и музея.

Много дел еще ждет нас впереди…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»

Статья  посвящена  одному  из  основных  направлений  современной  отечественной  педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.

Патриотическое воспитаниедошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.  «Мир, окружающий ребенка -  это, прежде  всего мир природы с безграничным богатство...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями.  Развивать интерес к прошлому своего края; развивать  познавательную активность, логическое мышление, вообр...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."...