Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.
методическая разработка (младшая группа)

Назмутдинова Гульнора Абдулладжоновна

Патриотическое воспитание

дошкольников через приобщение детей

к миру природы родного края.

 

 

«Мир, окружающий ребенка -  это, прежде  всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                          Василий Андреевич Сухомлинский.

 

Актуальность темы

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

 

Научить чувствовать красоту родной земли,

            красоту человека, живущего на этой земле,

             воспитать любовь к родным местам, ко всему,

                                       что окружает ребенка с детства,-

                                                       одна из главных задач педагога.

                                                                               

В организации работы по патриотическому воспитанию опираемся на нормативно – правовую базу РФ.

 

     1. Государственная программа и патриотическое воспитание граждан Р.Ф.

 «2016-2020года» от 30.12.15г.

     2.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации

          (постановление      Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

     3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

          Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р   

 

Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:

 

  1. Формировать систему нравственных и этических ценностей бережного отношения к природе, человеку и культурному наследию;
  2. Воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
  3. Обогащать знания детей о природном разнообразии родного края;

 

Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о природе родного края, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

 

 

В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие  –  Лэпбук «Деревья».

 

которое является эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

 

 

 

 

«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). 

 

Дидактическое пособие «Лэпбук» отвечает требованиямФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде:

 

  1. Полифункциональность – возможность разнообразного использования в разных видах деятельности.
  2. Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
  3. Доступность – свободный доступ всех детей к играм и материалам.
  4. Безопасность – лэпбук совершенно безопасен в использовании.

 

Дидактическое пособие «Деревья» предназначено

для детей любого возраста.

 

Практическая значимость

методической разработки:

что Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

                  

 

 

Наполнение лэпбука разнообразно по своему содержанию

и позволяет решать задачи всех образовательных областей.

Социально коммуникативное развитие:

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

  1. Картотека: психогимнастика по теме «деревья».
  2. Картотека ситуации общения по теме «В лесу», «В парке».

 

 

Познавательное развитие:

  формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, о особенностях ее природы.

В решении задачи области познавательное развитие помогают игры:

  1. «В стране занимательной математики»
  2. «Посчитай деревья»
  3. «Разложи по размеру»
  4. Загадки по теме «Деревья»

 

Речевое развитие: включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие речевого творчества.

Реализация задачи представлена через дидактические игры:

  1. «Назови дерево»
  2. «Что растет на дереве»
  3. «Узнай дерево по стволу» 
  4. «Чистоговорки по теме деревья»

 

Художественно – эстетическое развитие: предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

 

Игры -лабиринты:

  1. «В гостях у веселого карандаша»
  2. «Веселый пальчик».

 

Физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

  1. «Картотека пальчиковых игр о природе»

 

Содержание Лэпбука можно, по мере необходимости, пополнять и усложнять.

 

 

   В результате использования  методической разработки

 

  1. Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности.
  2. Изучаемый материал успешно используется детьми в свободной самостоятельной деятельности.

 

Так же Лэпбук является эффективным средством

для сотрудничества с родителями воспитанников.
              

Родители обеспечивают поддержку:

  • Организационную (экскурсии, походы, поездки)
  • техническую (фото, видео, рисунки)
  • познавательно - информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха).

 

Таким образом, приобщение детей к природе родного края, воспитывает любовь и уважение к своей семье, родному городу, краю и, как следствие, Отечеству, посредством использования

интерактивного пособия лэпбук является                                   эффективным

средством формирования патриотических чувств дошкольников.

Стендовый доклад подготовила:

Назмутдинова Гульнора Абдулладжоновна

воспитатель МАДОУ № 38