Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
методическая разработка (подготовительная группа)
Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы самостоятельно. И все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте . Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В работах авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные навыки, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Главная особенность экспериментирования с детьми дошкольного возраста в том, что оно происходит в привычной, обычной для детей жизни через игру, ненавязчиво, по принципу «Помоги мне это понять самому». Например: Как узнать, надо надевать сегодня на прогулку варежки или нет? Давайте узнаем. И во время одевания предлагаю детям подержать снег в руках. Холодно? Руки замерзли? Вопрос отпал. Ни для кого не секрет, что дети очень любят, есть снег? Можно его есть? Проверяем. На прогулке вместе с детьми набираем в чашку снег, приносим в группу. Снег растаял, и дети сами увидели, какой он грязный. Можно его кушать? Малыши сами отвечают: « Конечно, нет!». По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.
Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Экспериментирование проводится также в организованной деятельности с детьми. С этой целью в группе создана лаборатория , где собраны предметы живой и неживой природы, утилизированный и прочий материал (кусочки, ткани, пробки, мерные ложки, сита и воронки, резиновые груши разного объёма, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл, увеличительное стекло, весы, песочные часы, магниты, разнообразные сосуды из разных материалов(пластмасса, стекло). Природный материал: камешки, глина, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты. Бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т.д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие. Прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т.д. Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...
"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возра...
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира....

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира" учитель-логопед Винничук А.В.
Что я слышу - я забываюЧто я вижу -я помнюЧто я делаю - я понимаюКонфуцийРечь развивается вместе с мышлением. Активно познавая мир,ребенок развивает мышление и речь.Основная цельСпособствуем фор...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (СТАТЬЯ)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"
quot;Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"...
