руководство игрой в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги! Из статьи вы узнаете, нужно ли учить детей играть?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужно ли учить детей играть.
Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия, кружки, секции... Когда же играть?
У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник - компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.
Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием - разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра - это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.
В значительной степени решить эту проблему можем мы - воспитатели детского сада, но только если мы сами умеем играть и выделять для игры время и место.
Игра - специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Если это так, то, что лучше - влиять на игру или в нее не вмешиваться?
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте.
Некоторые педагоги высказывают разные мнения. Одни убеждают: «Нас никто в детстве не учил играть, а мы до сих пор помним, какие интересные игры были во дворе». Другие - с таким же энтузиазмом - доказывают обратное: «Если воспитатель не учит малышей играть, то они и не играют или делают это очень примитивно, а значит, не происходит их полноценное интеллектуальное и социальное развитие, задерживается физиологическое созревание».
Но игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом «Нас никто не учил играть!». Нас всех учили, вернее, мы сами учились, подражая старшим ребятам из дворовой команды. Действительно, разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений (к сожалению, чаще с низким), роль умелого партнера по игре должен взять на себя воспитатель.
Что значит «руководить игрой»?
- Надо научить детей ставить игровые цели.
- Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
- Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.
- Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.
Зачем руководить игрой?
Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.
Как руководить игрой?
Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ - включаться в игру в качестве равноправного партнера, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.
Доигровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.
Управление процессом игры. Цель - научить ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.
Важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - незаметно наблюдая игры детей, во что играют дети; кто с кем играет; кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают.
Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.
Основная задача руководства играми старших дошкольников — развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.
Во всех группах, в том числе и в старших, время от времени нужно предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом не навязывать тему детям, а стараться лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста
Сообщение для педсовета по теме: "Игра - форма организации детской жизни"....
Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста
Комплексный метод руководства играми для развития детей раннего возраста Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является...
Руководство играми детей младшего дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"
Представлена консультация для воспитателей «Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей», где описывается важность игры, условия успешного руководства играми и тенденции развития игр....
Методическая работа по проблеме педагогического руководства игрой детей
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. В. А. Сухомлинский по...

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога...

