Мастер-класс для воспитателей
консультация

Воробьева Кристина Геннадьевна

"Русские народные игры как средство приобщения к традициям русского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

                     

        

       Мастер – класс для воспитателей на тему:

«Русские народные игры как средство приобщения к традициям русского народа»

                                                    Выполнила и провела

                                                                         Воробьева К.Г

                                          2025

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по приобщению к культуре русского народа посредством народных игр.

   Добрый день, уважаемые коллеги.  Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.

           Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

      В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались  игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад.  Дети  разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время  народных праздников, обрядов.

   Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

   Сейчас я хочу вас познакомить с русскими народными играми.   Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.

Игра первая     «Аюшки!»

Дети:-  Петрушка!

Петрушка: - Аюшки!  

Дети: - Где ты был?

Петрушка:- У бабушки!

Дети:- Что принес?

Петрушка:- Оладушки!

Дети:- Где же они?

Петрушка:- Под лавкой!

Дети:- Экий, Петрушка, ты чудак!

Петрушка:- А вы, дети, как?

Дети:- Мы бы оладушки на стол положили да и съели.

Петрушка:- Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)

Дети:-  Петрушка!

Петрушка:- Аюшки!  

Дети:- Где ты был?

Петрушка:- У бабушки!

Дети:- Что принес?

Петрушка:- Сапожки.

Дети:- Где они?Петрушка:

- А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел.

Петрушка прячется, игра продолжается дальше.

Игра вторая       «Понарошку!»

Матрешка:

Грелась кошка у ворот,

Умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок

Подарил ей гребешок,

Причесал он кошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

В облаках медведь парил,

Чай с воронами он пил.

Вдруг, навстречу крокодил,

Раз – и мишку проглотил,

Проглотил, как мошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

Утром бабушка Варвара,

Комара несла с базара,

Видит: около плетня

С поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Игры с пением и танцами (хороводные)

   Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах.

   Цель: развитие умения выразительно и ритмично двигаться; знакомство с русскими народными плясками, хороводами; развитие игрового творчества.

Игра третья     Редя (Хороводная игра)

   Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:

«Редя, редя, кто тебя сажал?»

Поливанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

   Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки»: «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают ее, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили репку!».

Игра четвертая    «Золотые ворота»

   Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

   Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к  «солнцу», а кто к – «луне».

   Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

Игра пятая    «Дедушка Водяной»

Водяной выбирается по считалке:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду детей считать –

Водяного выбирать.

Раз, два, три –

Водяным будешь ты!

   Дети становятся в круг. «Водяной» – в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу со словами:

Дедушка Водяной!

Что сидишь ты под водой.

Выйди, выйди, хоть на час,

Угадай кого из нас!

   После этих слов «Водяной» на ощупь определяет ребенка, стоящего перед ним.  Угаданный ребенок становится «Водяным».

Подвижные русские народные игры

   Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.

   Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.

Игра шестая     «Царь – государь»

   Дети становятся в круг. «Царь – государь» стоит за кругом. Дети идут по кругу, приговаривая:

Ой, ты, царь – государь,

Варена картошка!

Не догонишь, не поймаешь,

Мы тебе не кошка!

   На последних словах  «царь – государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится  ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.

Игра седьмая        «Гусек»

    Играющие встают лицом в круг. Выбирается водящий. Под музыку все хлопают в ладоши. Водящий подходит к любому игроку и делает перед ним какие-нибудь движения. Игрок должен их повторить, став за его спиной, и двигаться за ним. Водящий подходит к другому игроку и также исполняет движения. Второй игрок отвечает ему, первый тоже повторяет эти движения. Затем все поворачиваются кругом. Первым должен оказаться первый игрок. Он становится водящим и в свою очередь приглашает игрока. После каждого движения все поворачиваются кругом.

    Каждый игрок должен побыть водящим. «Гусек» постепенно растет. Когда будут приглашены почти все игроки, дается сигнал: «Гуси, домой!». Все разбегаются по кругу, стараясь занять место в кругу. Последний становится водящим.

Игры – состязания (спортивные)

   Такие игры проводим (в основном, на улице) на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и досугах, развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется русская удаль, характер нашего народа, воля и стремление к победе.

   Цель: развитие интереса к народным играм; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

   «Городки», «Лапта», «Перетягивание каната», «Пекарь», «Крокет» и др.

Мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых  много мы………….. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть)

                                     

  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...