Технологии успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
учебно-методический материал (старшая группа)

В ежедневной работе ДОУ можно выделить формы и методы, в процессе использования которых решаются вопросы успешной и эффективной социализации дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

 

   Выбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов: интенсивность процесса, сформированность определённых умений и навыков у ребёнка и группы детей в целом,

   В ежедневной работе ДОУ можно выделить формы и методы в процессе которых решаются вопросы социализации. К таким формам можно отнести режим дня, общение во время утреннего приёма детей. Режим дня, дает возможность решать задачи по коммуникативному развитию детей, направлять и способствовать взаимодействию детей при выполнении различных действий. Соблюдение режима дня старшими дошкольниками способствует социализации детей путём соблюдения и подчинению общих правил, выполнению поручений педагога. Утренний приём детей в детский сад, совместное общение родителей, детей и педагога, позволяют ребёнку усваивать нормы поведения, культуры общения.

   Есть и формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. К ним относят:

1) ритуалы и традиции, педагог повторяет ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его. К ним относят: правила группы (не носим в группу из дома игрушки, после игры все убираем за собой); утренние беседы; утренние приветствия, которые приняты всей группой детей; ритуал повторения правил пользования столовыми приборами ( в частности умение пользоваться вилкой); поздравления с Днем рождения (пение песен,пожелания имениннику,хоровод);

2) условные сигналы, которые помогают переключить внимание детей, или перейти к другой деятельности: колокольчик, перед началом или окончанием занятий (чаще в подготовительной к школе группе); звук бубна, который сигнализирует о построении на утреннюю гимнастику;

3) социальные дистанции: форма для дежурных по столовой и галстук для дежурных по подготовке занятий; пилотка направляющему на занятии физической культурой.

   Всё это способствует социализации и эффективному выстраиванию общения между детьми и педагогом, помогает систематизировать организацию жизнедеятельности детей в ДОУ.

      Игровая деятельность  помогает оптимизировать вопросы социализации детей старшего дошкольного возраста. В ДОУ ребёнок овладевает разными видами деятельности, но на первом месте для него всегда остаётся игра.

   Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра. В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок учится. Овладение ребёнка игрой постепенно переходит в самостоятельную игровую деятельность, в творческую форму выражения индивидуальности.

Сюжетно-ролевая игра – помогает развивать взаимоотношения, диктуемые сюжетом и взятой на себя ролью, однако возникают отношения другого рода —  реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. Игра под грамотным руководством способствует социализации дошкольников. В игре происходит накопление представлений детей об образцах для подражания, некий нравственный идеал (люди разных профессий, героях, исторических личностях, спортсменах, актёрах). При организации детской игры необходимо предусмотреть конечный результат – каждый ребёнок должен прийти к оценке и самооценке созданного им образа и выполняемой роли. (Сфотографировать)!

Коммуникативные игры – направлены на применение игровых действий с речевым, тактильным или иным контактом взрослого и ребёнка, либо между детьми. К таким играм относятся и ролевые игры, и хороводные или народные игры, словесные игры, дидактические и др.(Сфотографировать)

Игры с правилами– направлены на соблюдение определённых правил, предусмотренных игрой или заданных участниками игры. Только при соблюдении правил все участники получают удовольствие от процесса игры. В таких играх дети действуют в соответствии с правилами, возникает потребность контролировать действия, как свои так и действия остальных игроков. В играх с правилами формируется адекватная самооценка, ребёнок учится принимать успех и неудачу.

 Также хочется сказать несколько слов о социально-коммуникативном развитие в организованной образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность (занятие) – эта форма предусматривает взаимодействие взрослого с детьми и детей между собой. В ходе занятий происходит обмен информацией, участники общаются, обсуждают и анализируют, полученные знания, учатся применять их на практике.

Наблюдение в окружающем мире –  это один из ведущих методов воспитания и обучения дошкольников. В результате системности и последовательности наблюдений у ребёнка складываются определённые знания: об окружающих людях, их деятельности, принадлежности к профессиям; изменениях в природе и событиях происходящих в ближайшем окружении. Так ,например, в нашей группе был организован долгосрочный проект «Как мы выращивали дуб». Целью данного проекта было -  определение экспериментальным путем, возможно ли вырастить дуб в комнатных условиях;( Фото) !

Опытно-экспериментальные методы (метод проектов, технология детской экспериментальной деятельности)– такие методы ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением, позволяют малышу включиться в определенную систему получения знаний. В ходе реализации проекта ребёнок направляет деятельность на достижение результата, решает значимую для себя проблему. И получает определённый результат (продукт), который можно увидеть, применить в реальной практической деятельности, осмыслить, рассказать о процессе и полученном результате. В ходе этой деятельности ребёнок учится ставить цели, самостоятельно мыслить, искать и находить возможности и способы решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивает способность организовать деятельность для получения результата. В проекте важным условием является продукт – презентация проекта, необходимо поделиться не только конечным результатом, но рассказать о полном процессе: постановка проблемы, поиск информации, анализ полученной информации, подготовка демонстрации проекта.

В ходе реализации того или иного проекта педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно-экспериментальной деятельностью, тесно общаются друг с другом, совместно ищут способы решения поставленных задач  вместе переживают радости и неудачи. Так ,например, в нашей группе  к 80 -летию Победы в Вов, был организован и проведен проект «Главный праздник – День Победы», целью  которого было сформирование у детей представления о Великой Отечественной войне; о людях, одержавших победу на фронте и в тылу; воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину. В частности, были собраны фото и документальный материал об участии в Великой Отечественной войне близких родственников ребят. На этом материале была оформлена стенгазета с письмами детей к своему  прадеду или прабабушке.  Были подготовлены вместе с детьми праздничные письма - треугольники для поздравления ветеранов, тружеников тыла.

   В рамках реализации проекта «Главный праздник – День победы» была проведена экскурсия в Детскую библиотеку 6 г. Ярославля. Дети с большим интересом слушали рассказ  сотрудника библиотеки, которая познакомила  с коллекцией книг, журналов, рассказала о правильном обращении с книгами, как выбирать книги и как вести себя на абонементе и в читальном зале. Ребята узнали, по какому принципу они располагаются в библиотеке, что больше любят читать дети.  Затем вниманию детей была представлена презентация на тему : «80 – летие Победы в Великой Отечественной войне». Дети прослушали музыкальную композицию «Священная война» (автор слов  В.И. Лебедев-Кумач, композитор А.В. Александров), во время которой были показаны документальные кадры исторической хроники. Музыка этой патриотической песни произвела на детей неизгладимое впечатление. Также детей познакомили с выставкой художественных книг на военную тематику.

       После просмотра презентации с детьми были проведены следующие конкурсы: «Передай снаряды», «Перевяжи раненого», «Снайперы», «Прицельный бой».    После увлекательных конкурсов  и совместной беседы, наши дошкольники имели возможность посмотреть и взять с полки те журналы и книги, которые им понравились, полистать их, рассмотреть иллюстрации. Ребята получили массу впечатлений!   

Коллективная деятельность предполагает взаимовлияние педагога и воспитанников, так же как воспитанников друг на друга. В ходе коллективной деятельности решаются задачи, обеспечивающие успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков. Детям необходимо выполнять действия, которые направленны на достижение общей цели, учатся: договариваются между собой и распределяют обязанности, оказывать помощь друг другу, анализируют результаты совместной деятельности. Так ,например, это может быть коллективная уборка участка, коллективные снежные постройки ,прополка сорняков в цветнике и т.д.

   Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
— посещение музеев, выставок;

— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, работу с часто болеющими детьми, с детьми испытывающими трудности в коллективной деятельности. В ходе такого взаимодействия осуществляется непосредственное общение, развиваются коммуникативно-речевые навыки.

Важно отметить, что в процессе социализации все формы и методы будут продуктивны и результативны при соблюдении обязательных условий:

- социализация осуществляется при непосредственном участии всех участников образовательного процесса: ДОУ, семья, а также привлечение общественных организаций;

- учитываются индивидуальность дошкольника, его желание, и своевременное удовлетворение потребностей в игре, общении и познании;

- потребность дошкольника, быть, не похожим на других сверстников, но при этом быть значимым, эмоционально «созвучным» со сверстниками, т.е. быть членом своего коллектива;

- решающую роль играют формы работы, позволяющие дошкольнику проявить собственную активность и наиболее полно самореализоваться в родственных ему видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования

Успешная социализация  детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования...

"Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях ранней профориентации"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений. В статье освещены  актуальные вопросы по ранней профориентации, задачи,  традиционные и нетрадиционные формы работы по данной теме. ...

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Как писал Василий Александрович  Сухомлинский, «от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – о...

Статья «Формирование финансовой грамотностью как средство успешной социализации детей старшего дошкольного возраста»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Родительский клуб "Познай себя" - как один из методов успешной социализации детей старшего дошкольного возраста

Автором представлен опыт работы с родителями и детьми по успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ...

«Есть много событий, хороших и разных» (технология по использованию модели событийности как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста)

Многолетний педагогический опыт показывает, что развитие детей возможно через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу ребенка. Если в жизни им н...

Консультация для родителей: "Использованию модели событийности как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста".

Консультация посвящена важности использования модели событийности в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Воспитатель объясняет родителям, каким образом уч...